Найти тему

Как непродуманные законы создают проблемы дачникам

В адрес Российской партии пенсионеров за социальную справедливость поступают письма и обращения от огромной армии «дачников», ощутивших на практике несовершенство нового закона о садовых и огороднических товариществах. Они с болью пишут о том, что новый закон разрушил сложившиеся устои и правила функционирования СНТ, в результате которого имущество общего назначения, созданное ранее, превратилось в бесхозное.

Действительно, следует признать, что парламентская озабоченность нуждами как минимум 60 млн дачников, садоводов и огородников на деле обернулась очередной имитацией бурной деятельности, породившей новые проблемы функционирования «дачного» хозяйства страны и не сумевшей до конца решить существовавшие ранее вопросы. Анализ практики применения федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд», вступившего в силу 1 января 2019 года, показывает, что основные задачи, поставленные законодателями в ходе обсуждения и принятия ФЗ — 217, оказались нерешенными.

Ликвидировав существовавшее различие между дачными и садоводческими товариществами и установив только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан – садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ), законодатели так и не смогли решить главный и самый важный вопрос – сформировать эффективные механизмы реальной поддержки со стороны муниципалитетов по обеспечению инженерными коммуникациями уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам.

Согласно принятой норме, общественные земли, обозначенные в законе как имущество общего пользования, могут принадлежать либо товариществу, либо по решению общего собрания могут быть переданы безвозмездно местным муниципалитетам и органам государственной власти. В таком случае при передаче общего имущества его собственники лишают себя права на решение задач по управлению имуществом и развитию территорий общего пользования по своему усмотрению.

Кроме того, закон создаёт прецедент альтернативного территориального управления, способного перетянуть на себя финансирование органов местного самоуправления, и в конечном итоге подменяет задачи, решаемые органами самоуправления. Изменяются также принципы территориального деления РФ. Юридические лица наделяются правами территориального образования.

Закон размывает понимание обособленности имущества юридического лица, вводя новое понятие общего имущества юридического лица, что противоречит нормативным правовым актам.

Проект наделяет юридические лица (СНТ) правом подчинения других физических и юридических лиц в зависимости от произвольно принятых планов территориального развития, которые не зависят от прав юридических лиц на земельные участки в границах элементов планировочной структуры.

Кроме того, в законе содержится большое количество подмен понятий и юридических терминов, применяемых в правоотношениях. Например: «имущество юрлица» произвольно подменяется понятием «имущество общего пользования». Закон не определяет порядок создания такого имущества, но допускает общее пользование имуществом юрлица физическими лицами. Или другой пример: «территория товарищества», «садовый земельный участок в границах территории товарищества». Товарищество – это юридическое лицо. У юридического лица нет и не может быть территории, т.к. оно не является территориальным образованием. Ещё пример: «взаимодействие членов товарищества с третьими лицами». Товарищество, являясь юридическим лицом (органы товарищества согласно уставу), может взаимодействовать от своего имени с третьими лицами, но члены товарищества не являются лицами, имеющими такое самостоятельное право.

Еще один важный момент, на который, по мнению Партии пенсионеров, следует обратить особое внимание, связан с тем, что владельцы садовых земельных участков ежегодно уплачивают земельный налог и налог на недвижимое имущество, если таковое имеется, в бюджет муниципальных образований. На практике данные средства не используются органами местного самоуправления на нужды самих плательщиков налога, которые не получают ни копейки помощи в виде содержания участков земли общего пользования в пределах границ СНТ. Не следует забывать, что во многих случаях имущество общего пользования находится в собственности муниципалитетов.

Партия пенсионеров убеждена, что не следует дожидаться окончания в 2024 году намеченного законодателями переходного периода, в течение которого будут приводиться в соответствие все нормы закона. По нашему мнению, необходимо активное вмешательство в процесс корректировки действующих положений принятого закона. В противном случае, более 60 млн российских дачников будут вынуждены вечно ходить с протянутой рукой в ожидании милости от муниципалитетов, решающих на свое усмотрение помогать им или нет.

Наша партия считает недопустимой ситуацию, когда федеральный законодатель не может подойти профессионально к созданию законодательной базы и дает себе многолетний переходный период – дескать, в следующем созыве разберутся с тем, что в этом напринимали. В предвыборной программе Партии пенсионеров будут сформулированы действительно качественные предложения, отражающие интересы тех, для кого садовые участки и загородные дома стали важнейшей составляющей повседневной жизни.