Найти тему

Тайны названий школьных предметов

Оглавление

Абсолютно у всех людей есть свои ассоциации, связанные с какими-либо словами. И так происходит с любым словом, при произношении которого представляется образ, созданный подсознанием, который изменяет отношение к данному слову. Многие замечали, что, например, слово «арифметика» звучит более приятно и мягко, нежели, «счет» или «алгебра» или даже «математика», хотя значения у этих слов одинаковые. Следовательно, и ассоциации у слов должны быть одинаковы, но почему же подсознательное восприятие их различно?

Тема моей статьи– «Тайны названий школьных предметов, и подсознательное восприятие названий их учащимися».

Школьники не могут выбирать предметы, которые изучаются ими в школе, но у каждого из них есть «любимые» и «нелюбимые». Отчего же это зависит? Возможно, от того, как звучат названия этих школьных предметов. Проблему, которую я попытаюсь решить, звучит так: влияние названий школьных предметов на интерес к ним обучающихся.

Этот вопрос возник, потому что учащиеся большую часть своей жизни проводят в школе и должны проявлять интерес к тому, что им пригодится в будущей жизни. Я считаю, что на успех изучение предметов влияют их названия. И здесь большую роль играет фоносемантика: влияние звуков языка на восприятие ими слушающих.

С первого дня школьной жизни ученики слышат новые для них названия предметов, которые будут изучать на протяжении нескольких лет. Для кого-то слова, обозначающие эти названия, кажутся тяжелыми, непонятными, для кого-то - легкими и понятными. Так в чем же кроется секрет этих названий? Психологи утверждают о том, что звучание слов связано с их смыслом. Например, особенностями восприятия фонетики издавна пользовались поэты, нарочно подбиравшие для своих стихов слова с определённым набором звуков - аллитерация, ассонанс, звукопись.

В настоящее время получают бурное развитие направления, находящиеся на стыке лингвистики и психологии, человек все глубже проникает в тайны языка, механизмы синтеза речи, познавая законы коммуникации, из которого следует, что язык и его составляющие элементы на фонетическом, лексическом, грамматическом, синтаксическом уровнях оказывают прямое влияние на сознание, как получателя информации, так и его отправителя. Моя задача состоит в следующем: определить, какие буквы (звуки) используются для названия школьных предметов.

В моей статье будут представлены три метода анализа:

Древнеславянская буквица
Древнеславянская буквица
  1. Образ буквицы по древнерусскому алфавиту: Буквица или Древнерусская Азбука — это величайшая кладезь мировоззренческой мудрости, являющаяся совершенной формой передачи глубинной сути Вселенских процессов, взаимодействующих во всем своем многообразии жизненных форм. Это особый язык программирования нашего мироздания, написанный Родом и используемый Оным в качестве миро образующего и миро упорядочивающего инструмента.
  2. Лексическое значение: соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. Лексическое значение включает в себя не всю совокупность признаков, присущих какому-либо предмету, явлению, действию и т. д., а только наиболее существенные, помогающие отличить один предмет от другого.
  3. Фоносемантический анализ: все дело в звучании и сочетании звуков, одним словом, в фоносемантике. Фоносема́нтика — направление в лингвистике, изучающее мотивированную, не-конвенциональную связь между двумя сторонами языкового знака. Но чаще, если речь заходит о фоносемантике, всплывает название ВААЛ. Это психолингвистическая система, которая помогает проанализировать отдельное слово или текст целиком. Она опирается на синестетические эффекты – скрытую связь звукового образа с не звуковым.
Работа с программой ВААЛ (изобр.1)
Работа с программой ВААЛ (изобр.1)
Работа с программой ВААЛ (изобр. 2)
Работа с программой ВААЛ (изобр. 2)

Для этого я обратилась к старославянской азбуке, в которой каждая буква имела свой смысл.

-5

Математика

Образ буквицы по старославянскому алфавиту

М - мыслить

А - тысяча

Т - видеть пространство

Е - познавать пространство

М - мыслить

А - тысяча

Т - видеть пространство

И - объединение

К - каким образом

А - тысяча

Лексическое значение: цикл наук, изучающих величины и пространственные формы

Фоносемантический анализ: Яркий, Быстрый, Громкий.

Исходя из образа слова «математика» по древнерусской буквице, можно сделать вывод, что математика- это «объединение тысячи мыслей о познании пространства и его изучении». А научно закрепленное лексическое значение говорит о том, что математика – это цикл наук, изучающих величины и пространственные формы.

А фоносемантический анализ слово «математика» обладает следующими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности): Яркий, Быстрый, Громкий.

-6

Музыка

Образ буквицы по старославянскому алфавиту

М - мыслить

У - наука

З - усердно

Ы----

К- каким образом

А- тысяча

Лексическое значение: искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

Фоносемантический анализ: Медлительный, Медленный, Большой, Холодный, Мужественный, Печальный, Грустный.

Исходя из образа слова по древнерусской буквице, музыка - это «наука об многочисленных, усердных, многообразных мыслях». А научно закрепленное лексическое значение говорит о том, что музыка это искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах. А фоносемантический анализ слова «музыка» обладает следующими фоносемантическими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности):Медлительный, Медленный, Большой, Холодный, Мужественный, Печальный, Грустный.

-7

Русский язык

Образ буквицы по старославянскому алфавиту

Р- речь, говор

У- наука

С- слово, мысль

С- слово, мысль

К- каким образом

И- объединение

Й---

Я- постичь

З- усердно

Ы----

К- каким образом

Лексическое значение: наука, изучающая, познающая язык русских людей.

Фоносемантический анализ: Короткий, Маленький, Безопасный, Яркий, Низменный.

Исходя из образа слова по древнерусской буквице, русский язык – «это наука об усердном познании речи, слов и мыслей» . А научно закрепленное лексическое значение говорит о том, что это наука, изучающая, познающая язык русских людей. А фоносемантический анализ словосочетания русский язык обладает следующими фоносемантическими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности):Короткий, Маленький, Безопасный, Яркий, Низменный.

-8

Технология

Образ буквицы по старославянскому алфавиту

Т- видеть пространство

Е- познавать пространство

Х- божественный

Н- близкий по духу

О- отсюда

Л- люди

О- отсюда

Г- речь

И- объединение

Я- постичь

Лексическое значение: наука, изучающая технологию изготовления, создания чего-либо.

Фоносемантический анализ: Хороший, Красивый, Гладкий.

Исходя из образа слова по древнерусской буквице, технология – это«постижение божественного пространства, с помощью объединения близких по духу людей». А научно закрепленное лексическое значение говорит о том, что технология –это наука, изучающая технологию изготовления, создания чего-либо. А фоносемантический анализ слова «Технология» обладает следующими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности):Хороший, Красивый, Гладкий.

-9

Окружающий мир

Образ буквицы по старославянскому алфавиту

О- отсюда

К- каким образом

Р- речь, говор

У- наука

Ж- существовать

А- тысяча

Ю- свет

Щ- чтобы

И- объединение

Й----

М- цель

И- объединение

Р- речь, говор

Лексическое значение: школьный предмет, изучающий комплекс природных наук, таких как: биология, география, химия и физика

Фоносемантический анализ: Хороший, Простой, Яркий, Светлый, Радостный, Лёгкий, Красивый.

Исходя из образа слова по древнерусской буквице, окружающий мир - это «наука, говорящая о цели объединении тысячи существ на этом свете», а научно закрепленное лексическое значение словосочетания «окружающий мир» говорит о том, что это школьный предмет, изучающий комплекс природных наук, таких как: биология, география, химия и физика.

А фоносемантический анализ окружающий мир обладает следующими фоносемантическими качествами из 25 возможных (качества приводятся по степени убывания их выраженности): Хороший, Простой, Яркий, Светлый, Радостный, Лёгкий, Красивый.

-10

Только научившись творению образа, наш мозг способен на образное мышление, мировосприятие, мировоззрение.

Занимаясь исследованием данной темы, я выяснила, что каждая буква (звук) в словах, обозначающих названия школьных предметов, имеет для школьников свой определенный образ, по которому они и судят о предмете, услышав его название.