Найти в Дзене
#maliktrip

​​Интервью с основателем сети «Связной»

В прошлом году мы познакомились с Максимом Ноготковым, основателем группы компаний «Связной». На встречах обсуждали, как ему удалось построить масштабный бизнес, и чем он занимается сейчас. Как и обещал, привожу оцифровку самых интересных моментов из его интервью.

В чем разница между ведением бизнеса в Долине и в России? С чем сталкиваетесь вы? Над чем приходится работать, на что обращать внимание?

Здесь в некотором смысле легче, чем в России. В России, например, сложная налоговая система. Вернее не сложная, но создает большую разницу между ЕНВД и ИП, большими компаниями. В нашем случае там, где мы зарабатывали 1-2% от выручки в «Связном», другие компании, т.е. ИП в другой системе, получали на 7% больше. Мы в каком-то смысле гребли против течения. Здесь такой проблемы нет, нет такой разницы в налоговой системе.

Второе – здесь существенно ниже уровень уплаты налогов людьми, т.е. в России процентов 20 экономики находится в тени, если я правильно помню цифру. Здесь этот показатель – процентов 10. Как минимум в 2 раза ниже. Здесь более гуманная налоговая система, нет НДС. Ты платишь только налог на прибыль.

Грубо говоря, для большой компании налоги на зарплату сопоставимы с российскими. Плюс-минус около 25% платит компания со всеми страховками, даже меньше. Для предпринимателя с точки зрения налоговой системы, она более привлекательна.

Что хуже, чем в России, так это то, что здесь более сложный рынок, он намного больше, чем российский. Если, например, взять фастфуд, то американский рынок в этой сфере в 26 раз больше, чем российский. Если взять ювелирную тему, то этот рынок имеет $80 млрд против $3 млрд в России. Огромные рынки и огромная конкуренция приводит к тому, что здесь компании как правило занимают гораздо более узкие ниши, чем в России. Если в России компания будет делать все понемножку, или вертикально интегрировано, то здесь компании делают одну очень узкую вещь. У них будет намного меньше людей в штате. Они будут почти все отдавать на аутсорс и работать с фрилансерами. Здесь в целом конкуренция на порядок выше, чем у нас. В розничной торговле есть десятикратная разница в квадратном метре на человека по сравнению с Россией, и где-то трехкратная – с Европой. Американский потребительский рынок переполнен всевозможными предложениями.

А какие рынки, кроме легальной марихуаны, сейчас в США считаются наиболее растущими? Какие рынки наиболее перспективны для развития? Куда идти, какие ниши пробовать?

Ну, малый и средний бизнес здесь развит сильнее, чем в России. В США около 6% граждан – предприниматели. В России минимум в два раза меньше.

Если брать людей, которые считают себя фрилансерами, то здесь так работают порядка 40% граждан. И это позволяет создавать очень гибкие структуры компаний. Не нужно людей загонять в штат: работаешь с людьми только тогда, когда они тебе нужны. Здесь производительность выше, чем в России, благодаря ответственности, благодаря фрилансовым контрактам и меньшему количеству праздников и выходных.

Я не знаю всю картину, я смотрю только на то, что мне интересно. Здесь много компаний связаны с проблемой здоровья. Америка тратит 18-19% ВВП на здоровье, в среднем раза в 2 больше, чем другие развитые страны. При этом делает это хуже, чем, например, Испания. Здесь огромная тема автоматизации всего, что связано со здоровьем и страховками.

Ритейл меняется очень сильно. В этой сфере много компаний занимаются direct-to-consumer, т.е. вертикальной интеграцией: сами делают свою продукцию, сами маркетируют, сами продают в онлайне. В такие компании в прошлом году было проинвестировано $3 млрд.

В США много магазинов. Если походить по ТЦ, то там будут много пустых мест, но при этом в Америке за прошлый год открылось 800 магазинов, которые существуют ограниченное кол-во времени. Ритейл становится более гибким.

Как появилась идея создать «Связной» и масштабировать его?

Это довольно сложно в таком формате рассказать. Это получилось по принципу, по которому сейчас строятся большинство компаний в Долине. То есть ты просто вкладываешь много денег на этапе, когда результат еще не совсем понятен.

В 2001 году у было $40 млн, которые я заработал на продаже электроники в 90-х. Эти деньги я вложил в 140 магазинов «Связной» в Москве. Причем все магазины приносили убыток, теряли деньги.

К концу 2002 года деньги закончились, а магазины все еще были убыточными. Тогда нас спасла удачная рекламная кампания: в 2003 году мы рекламировать взрослые игрушки и наши продажи выросли на 30%. Это и спасло. Масштабировать подобную компанию было большим риском.

По этому же принципу я делал проекты дальше. Часть из них получилась: работа с «МТС», сеть ювелирных «Pandora». Часть – не очень. Сейчас я понимаю, что для настоящего успеха мне не хватило знаний, денег и ресурсов, которые есть в Долине.

У вас было $40 млн, вы могли вообще не работать. Зачем было продолжать рисковать, инвестировать, тратить нервы, здоровье и время?

Сложный вопрос. Оглядываясь назад, я понимаю, что, наверное, доказывал что-то самому себе и родителям. Году в 2005 у меня был внутренний кризис. Мы построили 400 магазинов, а мне все надоело. Мне казалось, что ничего нового для себя я уже не узнаю. Стало скучно.

Пошел на один курс, там на эмоциях поставил какие-то цели. Моя команда на эмоциях тоже поставила какие-то цели и мы все вместе куда-то побежали. Месяцев через 9 мы остановились и поняли, что бежим слишком быстро и не совсем туда. Но тем не менее у нас появилась хоть какая-то энергия, так появилось желание стать первыми игроками на рынке, появился азарт победить. На этой мотивации какое-то время бежали и я, и сотрудники.

Дальше я придумал себе другую мотивацию. Я ее сформулировал: «Надо поднять Россию. Чтобы мне было не стыдно, что я русский. Чтобы все вокруг жили богато. На этой мотивации я добежал «до Крыма». А потом она закончилась. Я решил, что поднимаю что-то не то. Сейчас придумываю что-то посерьезнее.

Все еще придумаете?

Я вспомнил, как в детстве выбирал занятия: просто пробовал много разных вещей. Что нравилось, на том останавливался, что не нравилось – бросал. Так я перепробовал с десяток разных кружков: был боксером, клоуном, играл в театре, ходил в мехмат на математику, программировал. Я пробовал очень много разных вещей. По такому же принципу я работаю и сейчас. Если мне что-то нравится, я этим занимаюсь, если нет – бросаю.

Как заработать свой первый миллион долларов? Что помогло стать долларовым миллионером в 20 лет и не зазнаться, расти без понтов?

Я заработал эти деньги, продавая калькуляторы, аудио-плееры и радио-телефоны на радио-рынке, Горбушке и еще нескольких зачаточных торговых точках Москве. В голове я 20-летний, молодой, и делают что-то, что хочется. О том, что и зачем я делаю, я задумался только в 2005 году. До этого вопросов не было: зарабатываешь денег и зарабатываешь…..

Где вы берете информацию? Какие ресурсы отслеживаете? Что читаете?

Я читаю Medium и Twitter. Просто подписываюсь на людей, которые мне интересны. Из венчурной индустрии самое интересное пишет Бенедикт Эванс, ключевой аналитик Andreessen Horowitz. a16z – один из крупнейших фондов. Стоит читать Мэри Микер, она аналитик венчурного фонда и раз в год делает полный многостраничный отчет. Если у меня возникают какие-то вопросы, я просто смотрю информацию в разных источниках.