Буквально на днях портал «ВЕСТИ КАМАЗА» выложил большое интервью со своим «генеральным» Сергеем Когогиным. Глава КАМАЗа осветил практически все темы, которые интересуют как потенциальных клиентов, так и просто любознательных. И некоторые из его высказываний оказались достаточно неожиданными.
Материал вышел огромным, и кто хочет прочитать его полностью, может легко найти его в интернете. Я же коснусь лишь тех вопросов, которые заинтересовали конкретно меня – уж больно много мифов ходит про КАМАЗ, и ответы Когогина развеяли некоторые из них…
Начну с главного вопроса всех перевозчиков: «Когда ждать поколение К5?». Несмотря на уверения прессы, что К5 уже вот-вот пойдет в продажу, это совсем не так. Да, собраны опытные образцы «седельников» 6х4 и 6х2, а также самосвалов 6х4, 6х6 и 8х4. Да, к середине следующего года будет сертифицирован широкий модельный ряд нового поколения. Но из интервью следует, что речи о конвейерной сборке нового поколения все еще не идет. В лучшем случае к маю планируется создать задел комплектующих на сборку 7000 ед. техники до конца 2021 года, и только в 2022 году перейти на действительно массовый выпуск, собрав 15 000 ед.
Похоже, на КАМАЗе поняли-таки, что нахрапом вкатить в сегмент премиум-техники не получится, а потерять репутацию перспективной модели можно раз и навсегда. Поэтому с постановкой на конвейер К5 и не торопятся. Напомню, что КАМАЗ уже собрал 80 «пробников» по результатам опытной эксплуатации которых в конструкцию внесли ряд серьезных изменений. «На правах рекламы» - межсервисный интервал планируется довести до 150 000 км!
Еще один нюанс. Чтобы обеспечить заявленные выше цифры выпуска поколений К5, придется урезать выпуск К3. Причем значительно, ибо если К3 содержит в среднем около 40 тысяч деталей, то в К5 - порядка 100 тысяч.
А ведь есть еще и поколение К4, которое тоже неплохо продается. Вот внесли изменения в комплектацию тягача на сжиженном природном газе, позволившее обеспечить запас хода до 1200 км, и сразу продали 300 «КАМАxorов» крупной компании «ИТЕКО». И это не единичный пример.
Впрочем, от К4 в 2024 году все же откажутся, а пока ждем новых организационных решений, которые позволят до этого момента выпускать К5 без снижения производства К3 и К4. И это будет непросто…
Вопрос второй: «Продажи грузовиков в этом году рухнули?!». Если у кого-то это и так, то КАМАЗ про «обвал» не в курсе. Вместо 32 000 запланированных, завод в 2020 году отгрузил на наш рынок 36 700 автомобилей. Из конкретных примеров - Туймазинский завод бетоносмесителей в январе 2021 года отгрузит 60 «миксеров» вместо 25, как в прошлые годы. Кроме того, 4700 единиц ушло на экспорт – Вьетнам, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан. И это при том, что полгода был «закрыт» порт в Новороссийске. Надо признать – некисло.
Несколько смутили слова Когогина, что поставки машин силовым структурам теперь на уровне статистической погрешности. Ведь, судя по новостным лентам, мы только и делаем, что занимаемся учениями и помогаем воевать соседям - ну да ладно…
Вопрос третий, чисто от меня: «Что за дичь творится с автобусами НефАЗ, по которым невозможно получить никакой толковой информации?» Дабы ничего не исказить, приведу цитату Когогина: «Признаю, к пассажирскому транспорту я всегда относился, как к вспомогательному направлению для КАМАЗа». Ну, вот – так бы сразу и говорили! Правда потом он утверждает: «…Мы сумели сделать технику, которая стала технологическим лидером на отечественном рынке», - с чем я бы поспорил, а ЛиАЗ так, наверное, просто хохочет в голос, но... оставим это на его совести.
Гораздо интереснее то, что «генеральный» опроверг историю о 18-метровом сочлененном электробусе. Замечательную байку о выпуске КАМАЗ-6292, основанную на видеоролике с дизельной «гармошкой» КАМАЗ и описанием электробуса, радостно подхватили все профильные СМИ. Между тем, хоть ролик и вышел в октябре, в интервью Когогин говорит достаточно четко: «Есть программа, в рамках которой 9-метровый электробус уже спроектирован, 18-метровый автобус собран и проходит испытания, а следующим станет 18-метровый электробус». Т.е. «электрогармошку» даже еще не собрали, не говоря уже о том, что «тестовый электробус-гармошка КАМАЗ-6292 появится на московских улицах уже в начале этой зимы»…
Интересными показались и цифры по автобусам в целом. В 2020 году было собрано 1560 единиц техники из расчета максимально возможного выпуска 8 ед. в сутки. На фоне того, что основной конкурент выпускает около 2,5 тысяч автобусов – не впечатляет. И даже тот факт, что КАМАЗ продолжает возится с проектом сборки своих электробусов на СВАРЗе, ситуацию не изменит. Ведь в Москве будут устанавливать только электроначинку, а сборка кузовов так и останется в Нефтекамске со всеми вытекающими вопросами по логистике и ограниченной мощности основного производства.
Тем не менее, предполагается, что с 2023 года в серию пойдет новое семейство пассажирской техники, в основе которого будет лежать универсальная модульная платформа, а в 2024 году производство моделей «5299» будет полностью свернуто.
И, напоследок, очень «злободневная» тема про «корону». Оставив в стороне все рассказы, как предприятие борется с пандемией, отмечу самое главное. Предприятие ввалило большие деньги, но закупило для доставки сотрудников дополнительные 48 автобусов большой вместимости, чтобы людям было просторнее, и они не дышали в лицо друг другу. На фоне рассказов пассажирских перевозчиков о сокращении выходов на линию маршрутных транспортных средств из-за пандемии, это выглядит, как подстава. Но, может, это чему-то научит городские власти, и они поймут, что здоровье людей - это не «масочки-перчаточки», а реально свободный пассажирский транспорт, пусть и в убыток…