Модернизм (modern фр. – новейший, современный) – философско-эстетическое движение в литературе и искусстве на рубеже 19-20 веков. Рубеж веков характеризовался колоссальной переоценкой ценностей, вызванной историческими катаклизмами, бурным развитием различных областей знаний, небывалым темпом технического прогресса. Всё это не могло не сказаться на общественной и культурной жизни. Появляется выражение «дух современности», отражающее стремление описать, понять, ухватить ускользающую современность. От этого словосочетания и происходит термин «модернизм».
Ощущение стремительной изменчивости мира, за которой человеческому рассудку порой не угнаться, к которой невозможно приспособиться, рождает общее ощущение трагичности и несовершенства бытия. В этой атмосфере невероятную популярность обретают идеи Ф. Ницше о сверхчеловеке и триумфе воли, философские труды А. Шопенгауэра (эстетическая интуиция гения, творчество – единственный выход из-под власти мировой воли), взгляды А. Бергсона (превосходство интуитивного восприятия мира над рационализмом).
Модернизм утверждает самоценность личности, её отдельность и самобытность, враждебность к ней социума и неуклонное пагубное, разрушительное влияние цивилизации на хрупкую человеческую сущность. Человек утратил почву под ногами, лихорадочные поиски новых основ ни к чему не ведут: общество потеряло ощущение незыблемости утверждённых ранее ценностей. Это тотальное отрицание дало основания называть модернизм «неоромантизмом» (бунт против устоявшегося, фокус внимания на индивидуальности художника).
Поскольку мир изменчив, текуч и непостижим, важным становится поиск новых способов ознакомления с ним, соприкосновения: интуитивные прозрения; чувственное восприятие «здесь и сейчас», поскольку через минуту всё уже изменится; восприятие не видимой, осязаемой оболочки, а глубинной сути любого предмета или явления; фантастические, мистические ощущения, трансцендентность.
Модернизм как художественный метод
· Отказ от проверки мира любого художественного произведения на достоверность, на сходство с объективной реальностью. Признание уникальности и ценности художественного произведения, его права быть любым, а значит, расширение границ художественного пространства до неведомых пределов. Впечатлительность становится почти синонимом таланта, неотделима от него: настоящий художник должен обладать высокой степенью впечатлительности.
· Замена причинно-следственных связей на ассоциативные в любом роде литературы, то есть принципиально иная логика.
· Поиск нового языка.
· Множественные пересечения картин мира, взгляд на реальность подаётся через сознания различных героев, имеющих порой диаметрально противоположные точки зрения, совершенно непохожее восприятие. Нет истины как константы, она ускользает и меняется.
· Поэтика умолчания, недосказанности.
· Заимствование художественных приемов у других видов искусства (инструментовка поэтической речи, колористика).
· Признание относительности всего, в том числе знания и истины.
Толкования термина «модернизм»
1. Ряд нереалистических направлений в искусстве (символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм).
2. Обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений.
3. Включает не только модернистские направления, но и выходящие за рамки творения Кафки, Джойса, Пруста и др.