11 ноября 2020 года Государственной Думой Российской Федерации был принят Федеральный закон № 374-ФЗ от 23.11.2020 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроектом предусматриваются меры по совершенствованию налогового администрирования, по уточнению отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), затрагивающих вопросы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, земельного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.
Рассмотрим более подробно основные изменения, которые были внесены данным законопроектом.
1. Изменения, касающиеся налогового администрирования.
Законопроектом предлагается:
внести в Кодекс корреспондирующие изменения в связи с Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 479-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей" и Федеральным законом от 1 мая 2019 г. № 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
внести изменение в статью 12 Кодекса с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях определения полномочий представительных органов муниципальных округов по установлению местных налогов и сбора для формирования бюджетов муниципальных округов на 2021 - 2023 годы;
внести в Кодекс изменения, обеспечивающие возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя, или нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
внести в статью 48 Кодекса изменения, предусматривающие увеличение порогового значения суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней
и штрафов с 3 тысяч рублей до 10 тысяч рублей для обращения налоговых органов в суды с заявлением о взыскании указанных платежей с физических лиц, не являющихся ИП;
внести в статью 70 Кодекса изменения, предусматривающие установление единых для физических лиц и организаций условий направления требований об уплате недоимки и задолженности по пеням и штрафам в случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей;
дополнить статьи 78, 79, 176, 176'1, 203'1 Кодекса положениями
о возврате сумм излишне уплаченных (излишне взысканных, подлежащих возмещению) налогов на счета, открытые в банках, информация об открытии которых была получена налоговыми органами в соответствии с пунктом 11 статьи 86 Кодекса, а также внесение в указанные статьи и статьи 46, 47, 63, 77 Кодекса корреспондирующих изменений в связи с Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части сроков принятия налоговыми органами решений о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам и осуществления зачета сумм налогов, подлежащих возмещению, вне зависимости от вида налога;
внести в статью 80 два новых пункта 4'1 и 4'2.
Налоговая декларация (расчет) будет считаться непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки будет установлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
- установлен факт подписания налоговой декларации (расчета) неуполномоченным лицом;
- физическое лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшее налоговую декларацию (расчет), дисквалифицировано и срок, на который установлена дисквалификация, не истек ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
- в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния содержатся сведения о дате смерти физического лица, наступившей ранее даты подписания налоговой декларации (расчета) усиленной квалифицированной электронной подписью этого физического лица;
- в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени налогоплательщика и подписавшего налоговую декларацию (расчет), в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности сведений об указанном лице ранее даты представления в налоговый орган такой налоговой декларации (расчета);
- организация исключена из ЕГРЮЛ ранее даты представления таким лицом в налоговый орган налоговой декларации (расчета);
- в случае обнаружения налоговым органом факта несоответствия показателей декларации по НДС контрольным соотношениям;
- ошибки в расчете по страховым взносам указанные в пункте 7 статьи 431 НК.
внести изменения в Кодекс, устанавливающие общие правила, согласно которым проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного платежа, подлежат уплате плательщику на основании такого решения без соответствующего заявления плательщика, а также предусматривающие дополнительные возможности внесения изменений в налоговые декларации (расчеты) без применения действующей процедуры, основанной на истребовании налоговыми органами у плательщиков пояснений и подтверждающих документов;
исключить из статьи 89 Кодекса положение об особенности принятия налоговыми органами решений о проведении выездных налоговых проверок в отношении организаций, получивших статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с изменениями указанных федеральных законов;
дополнить статью 85 Кодекса положениями, устанавливающими обязанность Пенсионного фонда Российской Федерации сообщать в ФНС России сведения о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения;
внести в статью 102 Кодекса изменения, согласно которым в отношении поступивших от налоговых органов в федеральный орган исполнительной власти (иной орган государственной власти), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (иной государственный орган субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления сведений о налогоплательщиках, плательщиках страховых взносов, составляющих налоговую тайну, распространяются режим запрета на разглашение таких сведений, требования к специальному режиму их хранения и доступа к ним, ответственность за утрату документов, содержащих указанные сведения, или за разглашение указанных сведений.
2. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
Законопроектом предлагается в целях предоставления права
на применение налоговой ставки налога на добавленную стоимость
в размере 0 процентов налогоплательщикам, реализующим иностранным покупателям товары в виде водных биологических ресурсов, добытых
в исключительной экономической зоне Российской Федерации
и (или) произведенных из них товаров, а также права на налоговые вычеты, дополнить статью 147 Кодекса пунктом, согласно которому местом реализации данных товаров будет признаваться территория Российской Федерации, если в момент начала отгрузки и транспортировки указанные товары находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты акцизов.
Законопроектом предусматривается установление обязанности по опубликованию сведений о свидетельствах о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом (операции с денатурированным этиловым спиртом) в электронно-цифровой форме в информационной системе общего пользования ФНС России.
4. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Законопроектом предлагается уточнить перечень компенсационных
и иных выплат, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), определить особенности освобождения
от налогообложения НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных по договорам, связанным с долевым строительством, освободить от налогообложения НДФЛ доходы в натуральной форме, возникающие при предоставлении во временное пользование жилых помещений и (или) питания работникам медицинских организаций, организаций социального обслуживания, если такие лица выполняют свои обязанности в изолированном режиме на период введения ограничительных мероприятий в связи с новой коронавирусной инфекцией.
5. Изменения, касающиеся вопросов об избежании двойного налогообложения.
Законопроектом предлагается:
определить порядок налогообложения доходов иностранных организаций - пайщиков от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, по принадлежащим таким организациям инвестиционным паям пропорционально доле в праве общей собственности на имущество, составляющее такой фонд, приравняв данный вид дохода к дивидендам;
определить в качестве доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев, закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся не только к категориям рентных фондов и фондов недвижимости, а также к категориям комбинированных и иных фондов, более 50 процентов активов которых прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации.
6. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
Законопроектом предлагается:
уточнить правила применения нулевой ставки налога на прибыль организаций в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям, фактическое право на которые имеют организации - налоговые резиденты Российской Федерации;
уточнить правила формирования налоговой базы некоммерческих организаций с учетом проблем распределения ими расходов между уставной и платной деятельностью, а также уточняется перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению;
уточнить порядок расчета показателя, используемого для определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
установить порядок формирования остаточной стоимости нематериальных активов по аналогии с порядком формирования остаточной стоимости основного средства;
установить порядок формирования резерва на выплату вознаграждения по итогам за год;
исключить положения, позволяющие обходить запрет на применение "нулевой" налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к прибыли
от реализации акций компаний, активы которых более чем на 50 процентов представлены недвижимостью в Российской Федерации.
наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов на научно-исследовательские работы с целью предоставления регионам дополнительных возможностей по стимулированию инновационной деятельности.
7. Изменения, касающиеся уплаты государственной пошлины.
Законопроектом предлагается:
установить государственную пошлину за выдачу лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) в связи с установлением нового вида деятельности, подлежащего лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции";
в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости
к регистрации прав, возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривается
их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении
за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших
в результате чрезвычайных ситуаций, предусматривается освобождение
от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие чрезвычайной ситуации.
8. Предлагаемые изменения, касающиеся исчисления и уплаты налога
на добычу полезных ископаемых.
Законопроектом предлагается:
установить оценку стоимости драгоценных металлов исходя
из сложившихся у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде (а при их отсутствии - в ближайшем из предыдущих налоговых периодов) цен реализации драгоценных камней без учета налога на добавленную стоимость, уменьшенных на расходы налогоплательщика по их доставке.
установить обязанности для налогоплательщиков - участников региональных инвестиционных проектов по восстановлению неуплаченных сумм налога на добычу полезных ископаемых, не уплаченных в связи с применением пониженных налоговых ставок, в случае прекращения статуса участника регионального инвестиционного проекта по основаниям, предусмотренным Кодексом.
9. Изменения, касающиеся исчисления и уплаты имущественных налогов.
Законопроектом предлагается:
распространить беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по имущественным налогам на ветеранов боевых действий;
расширить перечень документов, передаваемых в налоговые органы физическими лицами через многофункциональные центы предоставления государственных и муниципальных услуг;
усовершенствовать процедуры рассмотрения налоговыми органами документов, полученных от налогоплательщиков - физических лиц
и организаций;
установить порядок налогообложения уничтоженных транспортных средств, предусматривающего прекращение исчисления транспортного налога в отношении таких транспортных средств не с момента снятия транспортного средства с учета, а с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было уничтожено;
определить порядок взаимодействия налоговых органов
и уполномоченных органов в целях администрирования земельного налога в отношении земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
установить понижающий коэффициент, применяемый при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении вновь образованных объектов недвижимости.
10. Предлагаемые изменения, касающиеся исчисления и уплаты страховых взносов.
Законопроектом предлагается:
дополнить перечень периодов, за которые индивидуальные предприниматели не уплачивают за себя страховые взносы, периодами содержания их под стражей и отбывания наказания в местах лишения свободы;
синхронизировать перечень выплат, произведенных работодателем
в пользу работников и не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащийся в статье 422 Кодекса, с перечнем аналогичных выплат,
не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержащийся в статье 217 Кодекса.