Найти тему
Svetlana Astrikova "Кофе фея"

Мифы и правда о Константине Родзевиче. Каким был Арлекин Марины Цветаевой? Часть вторая.

Первая часть - здесь.

Фотоколлаж с фрагментом письма М. Цветаевой к Родзевичу.
Фотоколлаж с фрагментом письма М. Цветаевой к Родзевичу.

...В одном из писем Е. Г. Эткинду, собирающемуся писать о Дмитрии Святополк – Мирском, романтическом возлюбленном Веры Трейл, « агент по кличке Леди» - это псевдоним Веры, - пишет номер своего давнего соратника. Отчества Родзевича Вера Александровна совсем не помнит за давностью лет, а вот телефон!

Цифры все еще живы и словно бы говорят с листа бумаги. О чем они говорят? О ком? Вера пишет Е. Г. Эткинду по деловому, сухо и коротко, как то отрывисто, почти по мужски.

Словно план набрасывает:

«Есть еще такой Родзевич (Константин, отчества не помню), 26 rue Lacretelle, 15-e, тел. 250.1305. Я его знаю как Сordе — его партийная кличка.»

Луи Корде, под таким именем знали Константина Родзевича и в Испании, где он совместно с генералом В. Орловым проводил вербовку в ряды интербригад или, как говорят иные, казнь, отстрел, чистку тех непокорных испанцев, что пылко осмеливались спорить с коммунистами и выражать свое несогласие открыто.

Муру, немного позже, при встрече в 1938 году, он и сам ответит на вопрос о том, убивал ли людей- «приходилось расстреливать». Почти безразлично, с холодною усмешкою. Об этом есть запись в дневнике Мура.

Скольких же он, Родзевич, « площадной Арлекин», расстрелял? Неизвестно доподлинно Сотню? Десяток? Пятерых?

 К. Б. Родзевич.
К. Б. Родзевич.

Подсчета скрупулёзного нет, души – никак не вопиют, дело личное засекречено, а филологи и историки все так и спорят: агент, разведчик, резидент, вербовал, работал. Словно, не чувствуют и не видят равнозначности глаголов, существительных.... Не видят того, что сейчас же увидела Марина Цветаева, блестящий и одухотворенный «творитель слова»!

На одном из рисунков своих странно как то Родзевич ее изобразил – в образе спящей Сирены , сивиллы, с полузакрытыми глазами, улыбкой на расслабленном лице. Будто бы поэт отдыхает, думает, сомнамбулически грезит, с букетом полевых цветов в руках.

 Фотоколлаж: Двойник - арлекин и  чета Эфрон.
Фотоколлаж: Двойник - арлекин и чета Эфрон.

Еще на одном рисунке – Марина Цветаева с посохом странницы и ее огромные глаза на пол- лица, очи, поглощающие, смотрящие прямо в суть души. Арлекин от этих очей чуть меньше, чем через полгода отвратился. Но они его неотступно преследовали....

 Один  из домов    в Праге, где  жила  М. Цветаева с семьей. Фото автора. Телефон.
Один из домов в Праге, где жила М. Цветаева с семьей. Фото автора. Телефон.

Вырезав лицо Марины Ивановны из цельного куска дерева, он представил нам словно бы ее душу, вечную душу Психеи как ствол дерева. Или в своих работах он создавал словно бы незримый защитный барьер, новую маску для себя. Маску Художника. Не Арлекина. Ведь художник -не убивает. Искусство и злодейство две вещи несовместные. Аксиома.

Веронике Лосской Константин Болеславович, с обаянием и свободой былого обольстителя рассказывал/ в беседе он участвовал «с явным удовольствием, с подкупающей скромностью и непосредственностью» - оценки В. Лосской/:

«Я встретился с Мариной Цветаевой во время ее переписки с каким то литературным критиком. (Это был Бахрах).

Она вообще писала много писем. Это было характерное для нее стремление восполнить то, что мы не смогли создать в жизни.

Вот так случилось, что наша встреча заставила ее от переписки с этим человеком отойти. Она влюбилась. Когда мы сошлись, мы стали большими друзьями. А потом она продолжала писать мне письма. Для нее это было необходимостью выражать избыток.

А я? Что я мог? Ее письма, это была скорее необходимость выразить себя. А я был слаб. Она меня тащила на высоты, для меня недосягаемые. Мне нужна была жизнь проще. Она искала возвышенную любовь, а я любовь земную.»

 Фото - С. Эфрона...
Фото - С. Эфрона...

Стоп! Вот - признание. Агенту было невыразимо скучно, ему не было дела до высот и не было задания покорять эти высоты, да и времени не было .... Далее Родзевич вспоминает: « В Марине было много любви к жизни и жажды жизни, много стихии. Она вся была стихийная».

Стихию эту надо было как то направить в русло. Они встречались в кафе и отелях, были разговоры. Но о чем?

«Говорила ли она со мной о стихах, о своей поэзии? Нет. Очень мало. Один раз она подарила мне книгу стихов, но не своих, а Гумилева. Я тогда очень увлекался Гумилевым, ценил его мужественность и силу. В Праге я не был подготовлен к ее поэзии» - откровенничал Родзевич с Лосской, хитро умалчивая о том, что как то все же становилось известно посторонним ,/ в том числе - Вере Трейл – Гучковой/ о неустроенности Марины в бытовом плане, о ее мыслях и мечтах. Кто сообщал об этом, когда, кому? За ними наблюдал кто то третий?

Версии напрашиваются дальше. . Расследование продолжу.