Найти тему
ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Три картины о жестокости Римской, Британской и Российской империй.

Оглавление
Василий Васильевич Верещагин
Василий Васильевич Верещагин

Привет, изучая творчество Верещагина наткнулся на такую трилогию. Хочу поделиться с вами.

Идею трилогии Верещагин готовил с 1884 по 1887, мотаясь между выставками по Европе, а задумал еще раньше и ездил в Индию, Палестину и Россию изучать местность, людей и исторический контекст. «Око за око, зуб за зуб» — так называл он цикл, в котором сравнял судьбы индийских мятежников, русских народовольцев и Иисуса Христа (в названии, правда, не сказано, кого распяли) перед расправой толпы, обладающей в определенный момент истории властью осуждать.

__________________________________________________________________________________________

Подавление индийского восстания англичанами

__________________________________________________________________________________________

Картина «Подавление индийского восстания англичанами» (или как ее еще называют – «Казнь из пушек в Британской Индии») является, возможно, самой известной картиной Василия Верещагина в его великой «Трилогии казней». Хотя у каждой картины из трилогии была своя непростая судьба, только «Подавление индийского восстания англичанами» бесследно пропала уже больше века назад.

Подавление индийского восстания англичанами
Подавление индийского восстания англичанами

На картине Верещагин изобразил казнь британцами мятежников во время Восстания сипаев в 1857 году при помощи «дьявольского ветра», то есть когда приговоренного привязывают к жерлу пушки и потом выстреливают из нее сквозь тело жертвы, причем зачастую просто холостым зарядом пороха, в результате чего тело разрывается на части. Верещагин, конечно, сам не был свидетелем такой казни, но во время своего путешествия по Индии слышал множество рассказов о том, как она применялась. Вот как писал об этом сам Верещагин:

«Всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, к каждому дулу не торопясь подводят и привязывают за локти по одному более или менее преступному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом».

Несмотря на то, что картина является примером анахронизма (британские солдаты на картине одеты в форму современную Верещагину, а не Восстанию сипаев), в ней настолько реалистично передан ужас совершаемой казни, что появление самой картины было словно выстрел из пушки по Британской короне. Солдаты на картине больше напоминают бездвижные манекены, замершие совершенно в одинаковых позах. В них нет жизни – они лишь часть большой машины уничтожения. Привязанные мятежники, напротив, полны жизни, готовой вот-вот оборваться, и ассоциативно отсылают нас к другой картине Верещагина из «Трилогии казней» – «Распятие на кресте у римлян».

Стоит ли говорить, что британскому правительству и британской общественности очень не по душе пришлось подобное описание «армии Ее Величества». Сам факт таких изощренных казней всячески скрывался. Существует широко распространённая легенда, что, когда Верещагин был вынужден распродать большую часть своих картин на аукционе в Нью-Йорке в 1891 году, картину «Подавление индийского восстания англичанами» выкупила сама британская корона, после чего работа была благополучно уничтожена. Так это или нет, но с 1891 года ничего о ее местонахождении неизвестно.

Картина исчезла, но ее репродукции (временами выдаваемые за реальные фотографии расстрела 1857 года) то и дело всплывают в тех или иных выпадах против Англии: то нацисты покажут ее как подтверждение коварности британцев, то российские СМИ, убеждая нас, что у них-то да, линчуют.

__________________________________________________________________________________________

Казнь заговорщиков в России

__________________________________________________________________________________________

Казнь заговорщиков в России
Казнь заговорщиков в России

За событиями 1881 года в России — убийство Александра II, затем казнь участников «Народной воли» на Семёновском плацу — Верещагин следил из Парижа. Методы борьбы революционеров он не разделял, но был возмущён расправой над ними. Картина была запрещена в России и только после 1917 года оказалась в залах музеев. Василий Верещагин:

«Замечательно, что эта последняя картина, не понравившаяся русскому, очень понравилась английскому народу; с другой стороны, «Взорвание пушками в Индии» совсем не по вкусу англичанам, а русские очень хвалили эту картину».

__________________________________________________________________________________________

Распятие на кресте во времена римского владычества

__________________________________________________________________________________________

Распятие на кресте во времена римского владычества
Распятие на кресте во времена римского владычества

Взяв кульминационный евангельский сюжет, Верещагин ломает сложившуюся традицию и помещает распятие не в центр картины, а отодвигает его в правый край, уступая пространство холста толпе обвинителей, глухим стенам Иерусалима и чёрному небу. Картина продана Верещагиным на Нью-Йоркском аукционе в 1891 году, а в 2011 году ушла из собрания Бруклинского музея на торгах Christie’s за 1 721 250 млн фунтов стерлингов русскому коллекционеру. Последний раз выставлялась в 1923 году и теперь — впервые в России — ее можно увидеть в Третьяковской галерее.

__________________________________________________________________________________________

А как вы думаете какая бы картина из мировой и отечественной живописи могла занять 4 место?

А на этом все! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации :) Я стараюсь ради вас, друзья!