В прокат вышел широко разрекламированный дебютный фильм Михаила Локшина «Серебряные коньки». Название и общая канва сюжета позаимствованы у одноименного романа американки Мэри Мейп Додж, написанного аж в 1865 году. Действие этой популярной у советской детворы книги происходит в начале ХIХ века в Голландии. Действие же российской картины перенесено вперед, по оси времени, в самый канун наступления 1900 года. А местом действия выбран Санкт-Петербург.
Последнее обстоятельство и решило судьбу проекта, ставшего настоящим подарком публике в канун Нового года. Пожалуй, никогда ранее наш город не был так щедро представлен на экране как столица… катания на коньках, которым увлекаются в фильме Локшина и стар и млад. И князья, и мещане, и офицеры, и карманные воришки. Что же касается сюжета, сочиненного перспективным сценаристом Романом Кантором, то отметим его очевидное знакомство с традициями рождественских историй и законами мелодрамы. Особенно той ее вариации, которая выгодно сочетает в себе сквозной любовный сюжет и вполне авантюрный контекст.
Если учесть то обстоятельство, что сюда вполне серьезно внедрен мотив социального неравенства, то фильм, который кажется поначалу этаким историческим фэнтези, в конце концов, оборачивается вполне узнаваемым и эмоционально рассчитанным зрелищем, где драма соседствует с водевилем, а красота имперской столицы сверкает не только величием дворцов и площадей, но и не менее яркими ледяными маршрутами, проложенными по замерзшим рекам и каналам нашего прекрасного города. Именно по ним и скользят герои «Серебряных коньков».
Авторы картины явно учли уроки современной киноклассики, начиная с «Титаника», и потому свели в центральном любовном дуэте сына фонарщика Матвея (Федор Федотов) и дочь царского сановника Алису (Софья Присс). Как и полагается в такого рода сюжетах, их знакомство абсолютно случайно, но из этой случайности и вырастает вся конькобежная «лав стори», где, естественно, есть и могущественный соперник, офицер Аркадий (Кирилл Зайцев). И семья самой Алисы, не дающей умной барышне самореализовываться на ниве просвещения и образования. Недаром героиня мечтает об учебе в университете и познает у себя в светелке законы естествознания и химии.
Коньки в картине – это образ жизни, образ действия, способ выиграть свой забег на льду у судьбы. Никогда не думал и не представлял себе, что можно получать удовольствие от зрелища того, как ловко управляется с коварным льдом целая шайка карманников на коньках. Во главе ее – некий Алекс (Юра Борисов), который и склоняет беднягу Матвея к неправедным поступкам, используя его талант конькобежца. Артистизм и смелость, фантазия и непрекращающаяся цепочка ледовых трюков в ленте Михаила Локшина завораживает. Участники «Ледникового периода» нервно завидуют персонажам «Серебряных коньков», которые заочно громят и лжезвезд, и вышедших в тиражах «фигурных» чемпионов, постоянно мелькающих на телеэкранах.
В определенном смысле «Серебряные коньки» можно назвать экранным гимном красотам и размаху зимнего Петербурга, в котором, как и в любом большом городе, есть разные уголки (от трущоб и окраин до дворцов и особняков), и где обитают люди совершенно разного происхождения и положения. Но социальные контрасты «Серебряных коньков» обозначены хотя и наглядно, но с известной долей экранной деликатности, чтобы не менять жанровый и визуальный регистр представляемого рождественского кинозрелища. Если появляется чахоточный отец Матвея (его играет Тимофей Трибунцев), то это очевидный персонаж святочного сюжета. И если вдруг случается трагическое противостояние шайки Алекса с полицейскими, то оно превращается на экране в эффектный эпизод пожара на заброшенном судне. А если уж и происходит императорский бал на коньках, то ему негде больше произойти, как во дворе Михайловского замка.
В «Серебряных коньках» баланс соблюден даже в том, как разошлись роли, когда рядом с очевидными и опытными мастерами (Алексей Гуськов, Юрий Колокольников, Северия Янушаускайте) органично смотрятся и более молодые их коллеги. Прежде всего, Федор Федотов и Софья Присс, имеющие непосредственное отношение к Петербургу. Незамутненные шоу-бизнесом юные лица оказываются вполне органичными для той феерической атмосферы, коей наполнено пространство картины, дарящей предощущение грядущего праздника. И здесь постоянно мелькающие в кадре цифры «1900» открывают для публики возможности полета фантазий. Пройдет всего восемь лет и российский фигурист Панин-Коломенкин завоет в Лондоне для нашего Отечества первую золотую олимпийскую медаль. В одиночном разряде фигурного катания…
История, Петербург, любовь и коньки – все это есть в увиденном фильме. Но есть в нем и еще одна важная ситуация. Именно в «Серебряных коньках» впервые в нашем кино появился как действующий персонаж великий ученый Дмитрий Иванович Менделеев (последняя и яркая роль безвременно ушедшего Сергея Колтакова). Таким образом российская десятая муза вернула свой долг нашему знаменитому соотечественнику. Именно ему суждено стать тем, кто благословит Алису на ее пути к мечте. Хотя и серебряные коньки сыграют на этой непростой, скользящей дорожке, свою вполне серьезную роль.
После того, как пошли финальные титры фильма, я вдруг вспомнил, как в детстве меня пыталась научить стоять на коньках моя мама. Тогда у меня это не получилось. О чем жалею сейчас. Но, как выясняется из фильма, это сделать никогда не поздно. Был бы рядом лед и те, кто тебя поддержит в твоих первых шагах по нему. И как говорят ребята в «Серебряных коньках»: «Покатили?!».
Сергей Ильченко