Найти тему
Загадочная Индия

Кого бояться львятам?

Оглавление
  • Начало истории: Глава 1
  • Все главы

Глава 35

Во дворце Хастинапура

Принцы пытаются есть
Принцы пытаются есть

Услышав указание Великого Бхишмы, принцы замерли на мгновение, а после начали пытаться есть, не сгибая руку в локте. Они подбрасывали пищу вверх, ловили ее открытым ртом, изгибались в невероятных позах. Естественно, мало что попадало им в рот. Главный министр и Бхишма, улыбаясь, наблюдали за этой картиной.

И только Юдхиштхира сидел в глубокой задумчивости. Вдруг он улыбнулся, взял еду и на вытянутой руке поднес ее ко рту сидящего рядом Дурьодханы:

- Зачем нам сгибать руки, брат Дурьодхана? Ведь мы можем кормить друг друга.
Юдхиштхира догадался
Юдхиштхира догадался
- Превосходно! - похвалил Бхишма, - мальчики, это не только самый лучший вариант того, как нужно есть, но и как нужно жить! Пока вы будете заботиться друг о друге, наша семья останется крепкой, а страна процветающей!

Сказав это, Великий Бхишма в сопровождении Видуры удалился. Он был доволен и не сомневался, что его методы сблизят братьев. Однако, Дурьодхана, поев из рук Юдхиштхиры, вовсе не спешил кормить сидящего с другой стороны от него Бхиму.

А когда тот попросил ладду, он поднес руку, держащую сладость, к самому рту Бхимы, а затем убрал ее, не дав ему съесть шарик.

Дурьодхана дразнит Бхиму
Дурьодхана дразнит Бхиму

Сто братьев снова потешались над Пандавами. Те добросовестно выполнили указание деда, сами же остались голодными...

В храме дворца

Царь Дхритараштра проводил пуджу (обряд поклонения) Шиве, Владыке времени, он призвал в храм Великого Бхишму и главного министра, чтобы обсудить коронацию своего сына. Но начал царь издалека, очевидно, научившись этому у Шакуни:

- Я организовал эту пуджу, чтобы душа Панду успокоилась, однако, разве может душа такого праведного человека, каким был мой брат, не достичь упокоения? – спросил он Бхишму.
В храме
В храме
- Согласно Писаниям, сын должен жениться и сам стать отцом, тогда душа его умершего отца сможет обрести покой, - ответил Великий Бхишма.

Дхритараштра тоже знал Писания и ждал этого ответа:

- Значит, для отца нет ничего важнее, чем счастье его детей?

Бхишма и министр Видура переглянулись. Они поняли, к чему клонит царь. И Видура ответил, что для царя все подданные являются детьми, и их счастье – самое важное для него.

Дхритараштре надоели все эти дипломатические уловки, и он сказал прямо:

- Когда бы я ни заговорил о счастье своих детей, ты начинаешь приводить поучения из Священных Писаний, Видура! Почему ты против коронации?
- Я не против, махарадж, - ответил Видура, - просто еще не пришло время! Дурьодхана должен будет доказать, что он достоин быть царем.

Царь стоял в замешательстве – опять его решение подвергалось критике и несогласию главного министра. Видя это, Великий Бхишма заговорил с Дхритараштрой добрым отеческим тоном:

- Сперва мы должны найти для принцев лучшего учителя – они обретут необходимые знания и умения. Невозможно сейчас оценить их способности.
Царь не добился коронации сына
Царь не добился коронации сына

Царь слушал Бхишму с каменным лицом, он понял, что ему опять придется уступить. Он велел главному министру устроить все как можно скорее:

- И когда они закончат обучение, Дурьодхана получит корону царя Хастинапура!
- Ее получит самый лучший и самый достойный из принцев, - уточнил Бхишма, - но ты должен будешь оценивать их как царь, а не как отец…

В покоях царицы Кунти

В отведенных ей богатых покоях Кунти расстелила скромную подстилку прямо на полу и, расположившись на ней, прикрыла глаза в вечерней молитве, а когда вновь открыла их, то увидела на пороге двоих младших сыновей:

- Накула, Сахадев? Вы еще не спите?
- Мы не можем уснуть, мама…
Кунти и младшие сыновья Панду
Кунти и младшие сыновья Панду

Кунти улыбнулась и раскрыла объятия, мальчики радостно подбежали и прижались к матери. Подозревая, что и трое старших где-то поблизости, она сказала громко:

- Ваши старшие братья уснули раньше вас? Я накажу их завтра утром.

Юдхиштхира, Бхима и Арджуна тут же появились и устроились на расстеленной на полу подстилке:

- Мы все еще не ложились, мама! В лесу было тихо и спокойно, а тут тишины не найти...

Кунти, в отличие от своих сыновей, родилась и выросла во дворце, она стала объяснять мальчикам, что так уж устроена здешняя жизнь – воины всю ночь несут караул, сменяя друг друга, на кухне кипит работа, повара даже ночью готовят, чтобы утром подать к царскому столу разнообразные блюда…

Когда речь зашла о еде, мальчики погрустнели, а Бхима так и вовсе откровенно страдал. Это не укрылось от Кунти:

- В чем дело, разве вы еще не ужинали?
Голодный Бхима
Голодный Бхима

Бхима уже готов был рассказать всю историю про неудавшийся ужин, но Юдхиштхира быстро положил руку ему на плечо, и братья поняли, что не стоит волновать маму разногласиями с сыновьями Дхритараштры.

- Мы ужинали, мама, но Бхиме, как всегда, не хватило, а попросить добавки он постеснялся, - нашелся Арджуна.

Кунти пообещала завтра объяснить слугам, что Бхиме нужны очень большие порции. Она видела, что мальчики не хотят уходить, и разрешила им спать рядом с ней, как они привыкли в хижине.

Засыпая, Накула спросил:

- Мама, а сколько мы еще пробудем здесь?
- Мы теперь будем здесь жить, - ответила Кунти, - это наш дом.
Все вместе, как привыкли
Все вместе, как привыкли
- Что же это за дом, где никто нам ни разу не улыбнулся, мама?
- Кажется, нам дали убежище, но у нас здесь нет никаких прав, - добавил Сахадев.

Сердце матери забеспокоилось от таких речей, глаза наполнились слезами.

- Что же с вами произошло?
- Просто нас здесь никто не знает, - объяснил Юдхиштхира, не желая волновать маму, - может, поэтому мы пока никому не нравимся. Но когда мы познакомимся поближе, нас полюбят… Накула, Сахадев, а теперь спите!

Во дворце Хастинапура

Утром Бхима сам отправился на поиски кухни, надеясь чем-нибудь там поживиться. Но тщетно он бродил по бесконечным коридорам дворца – не зная дороги, кухню не отыскать и за несколько дней! Накула пытался помочь старшему брату, однако и он не мог найти кухню.

В поисках кухни
В поисках кухни

И даже спрашивая дорогу у слуг, мальчики тут же забывали, сколько раз нужно повернуть налево и сколько направо. Уже отчаявшись, они вдруг почувствовали чудесный аромат свежих манго. Братья пошли на этот запах, и он привел их в дворцовый сад, где в изобилии росли манговые деревья.

- Это же райское место! – воскликнул Бхима, - пища, приготовленная поварами, никогда не сравнится с той, которую создал Бог!

Как только Бхима протянул руку, чтобы сорвать сочный плод, кто-то хлестнул его веткой. Посмотрев наверх, он увидел нескольких сыновей Дхритараштры, сидящих на дереве:

- Это наше дерево, найди себе другое! – закричал один из них.

Но с другого дерева послышался голос Духшасаны:

- Мы владеем всеми деревьями в этом саду, где он найдет другое?!

И тут же издевательский смех зазвучал по всему саду, братья Кауравы действительно облепили все манговые деревья, как стая голодных обезьян. Да и вели себя очень похоже, дразня Бхиму обидными словами, отчего кулаки мальчика все больше сжимались…

Сыновья Дхритараштры на деревьях
Сыновья Дхритараштры на деревьях

И когда он уже ринулся к одному из деревьев, твердая рука Юдхиштхиры легла ему на плечо:

- Бхима, мы не должны затевать драку. Идем, я устрою обед для тебя.

Все пятеро Пандавов теперь стояли вместе, а насмешки продолжали сыпаться на них с деревьев:

- Конечно, город большой, вы можете везде просить еду! Ваш отец-отшельник ведь научил вас этому?!

Сыновья царя Панду замерли. Сад просто гудел от хохота ста их братьев.

- Терпение не должно переходить границу, за которой его начнут принимать за слабость, - сказал Арджуна, обращаясь к Юдхиштхире, - так говорил наш отец!
- Ты прав, Арджуна, - ответил старший брат, - нельзя терпеть, когда в таком тоне говорят о нашем отце!
Терпение не безгранично
Терпение не безгранично

С этими словами он убрал руку с плеча Бхимы, и тот понял, что может проучить наглецов. Он начал трясти деревья одно за другим, и сыновья Дхритараштры падали с них, как переспелые плоды. Они охали и кричали, вставая и потирая ушибленные места, а сверху сыпались принадлежащие им манго, добавляя шишек и синяков.

- Меня зовут Бхима, что значит ужасный! – кричал на весь сад самый сильный из Пандавов, - когда я трясу деревья, все их плоды падают на землю!

А неподалеку, на ступенях, ведущих в сад, стоял принц Дурьодхана со своим дядюшкой Шакуни. Слова Бхимы долетели и до них:

- Ты слышал, мой мальчик? – прищурился Шакуни, - он бросил вызов! Тебе и твоим братьям! Пройдет время, и он сможет уничтожить вас, сбив все плоды с дерева династии Куру!
- Разве он так сказал? – не понимал Дурьодхана.
Очередные наставления дядюшки
Очередные наставления дядюшки
- Конечно! Это же политика. – убеждал Шакуни, - Подумай сам, кого львята в лесу боятся больше всего? Других львов! И принцам тоже стоит опасаться других принцев…
И есть только один выход – ты должен напасть первым!

<< Глава 34 | Глава 36 >>

-13

Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ