Найти тему

Любовь в поэзии XX века на примере Маяковского и Цветаевой

Маяковский. Краткая биография

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати Кутаисской губернии Российской империи (в советское время поселение носило название Маяковский), в семье лесничего третьего разряда Владимира Маяковского и уроженки Кубани, Александры Павленко. По собственному выражению, рос поэт на стыке трёх культур: отец – казак, мать – украинка, а первый язык – грузинский. У будущего поэта было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949), а также два брата (оба умерли в детстве).

В 1902 году Маяковский поступает в гимназию в Кутаиси, участвует в чтении агитационных брошюр и революционных демонстрациях.

В 1906 году от заражения крови умирает отец поэта, бактериофобия остаётся с Маяковским до конца жизни. В том же году будущий поэт переезжает с матерью и сёстрами в Москву и поступает в четвёртый класс гимназии, откуда позже будет исключён за неуплату за обучение.

В Москве Маяковский знакомится с революционным движением и начинает свою деятельность в нём, за что был трижды арестован в 1908-1909 годах. В тюрьме часто «скандалит», из-за чего его переводят из части в часть, пока он не попадает в Бутырскую тюрьму, где проводит шесть месяцев. Именно там начинается поэтическая деятельность Маяковского: он исписывает целую тетрадь стихами, но на выходе её конфискуют. После освобождения в январе 1910 года поэт выходит из партии, а в 1911 году начинает заниматься живописью, в это же время обучается в подготовительном классе Строгановского училища, где знакомится с Давидом Бурлюком, основателем «Гилеи», и примыкает к футуристам. В 1912 проходит первое публичное выступление Маяковского.

В 1913 году выходит первый сборник-цикл стихов под названием «Я», который позже становится частью книги «Простое как мычание» (1916). Тогда же поэт начинает увлекаться драматургией. Была поставлена трагедия «Владимир Маяковский», где он играет главную роль и является режиссёром.

В 1914 происходят два значимых события: исключение Бурлюка и Маяковского из училища за публичную деятельность и начало работы над поэмой «Облако в штанах» (по изначальному замыслу «Тринадцатый апостол»).

1915 год выходит очень плодотворным для поэта: пишется больше количество произведений, происходит знакомство с Бриками.

В 1918 году Маяковский снимается в фильмах по собственным сценариям («Барышня и хулиган»), читает «Левый марш» со сцены Матросского театра.

С 1918 по 1923 активно сотрудничает с РОСТА, организует издательство МАФ и группу ЛЕФ. В это же время выходят поэмы «Про это» и «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».

В 1922-1924 годах Маяковский много путешествует и пишет стихи и очерки о своих впечатлениях.

С 1922 по 1927 печатается в самых разных журналах: от «Новый мир» до «Крокодила».

В 1927-1929 годах ставятся пьесы «Клоп» и «Баня», последняя из которых подверглась травле со стороны критики.

В 1930 году поэт организует выставку, посвящённую 20-ию творчества, которую никто из руководителей государства не посетил.

В том же году, 14 апреля, поэт уходит из жизни.

Цветаева. Краткая биография

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в семье известного филолога Ивана Цветаева и Марии Мейн. У Марины были младшая сестра Анастасия, брат Андрей и сестра Валерия.

Стихи поэтесса начала писать ещё в шестилетнем возрасте, что интересно, не только на русском, но ещё на немецком и французском языках. Мать мечтала видеть Марину музыкантом и отдала её на обучение в Музыкальное Общедоступное училище, где Цветаева проучилась с 1899 по 1902 год. От отца-профессора Марине передалась любовь к античной мифологии, что позже отразилось в её стихах.

В 1901-1902 годах училась в Четвёртой женской гимназии, но из-за болезни матери семье пришлось переехать на время лечения, поэтому с 1903 по 1905 год Марина училась в иностранных пансионах.

В конце лета 1905 Цветаевы возвращаются в Россию, и поэтесса заканчивает обучение в пансионе Брюхоненко.

В 1910 году выходит первый сборник стихов поэтессы, изданный за её же деньги, «Вечерний альбом», куда входят в основном школьные работы Марины. Сборник привлекает внимание именитых поэтов того времени: Брюсова, Гумилёва и Волошина. В конце того же года Цветаева пишет первую критическую статью «Волшебство в стихах Валерия Брюсова». Интересно то, что Марина Цветаева не относится ни к одному литературному течению того времени.

С 1912 по 1913 года выходят два сборника стихов поэтессы «Волшебный фонарь» и «Из двух книг».

Летом 1916 Марина Цветаева приезжает к своей сестре Анастасии в Александров, где пишет «К Ахматовой», «Стихи о Москве» и многие другие свои произведения. Литературоведы называют этот период «Александровским летом Цветаевой».

В 1917-1922 годах для поэтессы начинается непростой период в жизни: её супруг, Сергей Эфрон, уходит добровольцем воевать на юг России. В это время пишется цикл стихов «Лебединый стан», романтические пьесы и поэмы.

В 1922, готовясь к отъезду из страны Цветаева выпускает сборник «Вёрсты», хорошо воспринятый критиками и читателями, а уже находясь в Берлине – сборник «Разлука», где впервые публикуется полная редакция поэмы «На красном коне».

Находясь в эмиграции, с 1922 по 1939 Марина Цветаева пишет больше прозы, чем поэзии («Мой Пушкин», «Повесть о Сонечке», «Мать и музыка»), но большинство произведений этого периода жизни поэтессы остались неопубликованными, активно переписывается с Борисом Пастернаком и очень скучает по Родине, неоднократно отмечая в своих письмах и заметках, что ей очень тяжело быть эмигрантом, однако и вернутся на Родину она не может, так как той России, которую она знала, больше нет.

В 1939 году Цветаева возвращается в СССР. В этом же году её дочь и мужа арестовывают. Сергей будет расстрелян 16 октября 1941 года, а Ариадну реабилитируют в 1955, после пятнадцати лет заключения.

С 1939 по 1941 год Марина почти не пишет стихов, занимается в основном переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Лорки. Работа была прервана. Поэтесса вместе с сыном эвакуируются в Елабугу.

В августе 1941 года, 31-ого числа, Марина Ивановна Цветаева уходит из жизни.

Сравнение любовной лирики поэтов

Для того чтобы сравнить любовную лирику Маяковского и Цветаевой нужно обозначить главные черты их стилей.

Основными чертами поэзии Цветаевой являются эмоциональность, богатство интонаций и музыкальность, часто можно встретить народные распевы. Лирическая героиня поэтессы нередко непоследовательна и изменчива. Любовь является основной темой творчества Цветаевой. Марина Ивановна воспевает любовь к родине, любовь к жизни, любовь к человеку.

Какую поэзию Цветаевой можно отнести к ярким примерам её любовной лирики? Самыми популярными стихами поэтессы являются «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Попытка ревности» и «Вчера ещё в глаза глядел», поэтому в качестве примера мы рассмотрим их.

Все три стихотворения посвящены разным людям. Первое – второму мужу сестры Анастасии, Минцу, второе – Сергею Эфрону, третье – Мандельштаму. Общими чертами стихотворений можно назвать их метафоричность и трагичность. Все три стиха содержат в себе большое количество обращений, эпитетов и метафор. Цветаева часто использует контрасты для того, чтобы показать резкость перемены чувств.

1. «Мне нравится, что вы больны не мной»

Построено на многочисленных отрицаниях, повторениях, контрасте.

2. «Попытка ревности»

Построено на противопоставлении, иронии, ядовитом сарказме, контрасте.

3. «Вчера ещё в глаза глядел»

Построено на сравнении, метафоре, повторении, противопоставлении.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что любовная лирика Цветаевой наполнена трагизмом, двойственностью, контрастами и изменчивостью; акцентируется на чувстве, а не человеке.

Основными чертами поэзии Маяковского можно назвать многозначность, стремление ко всему новому, гиперболу, футуристичекие метафоры. Лирический герой поэта воспевает машины и заводы, рабочих, труд, революцию, новый мир. Основной темой творчества Маяковского является революция. Владимир Владимирович в своих стихах часто пытается представить то, какой была бы жизнь в его идеальном мире без быта. Ведь только в таких условиях, по мнению поэта, любовь не является страданием.

Какую поэзию Маяковского можно отнести к ярким примерам его любовной лирики? Самыми популярными стихами поэта на эту темя являются «Лиличка!», «Флейта-позвоночник» и «Про это», поэтому они и выступят в качестве примера.

Все три стихотворения напрямую или косвенно посвящены Лиле Брик, женщине, которую Маяковский страшно любил, но невзаимной любовью. Кроме этих трёх произведений существует ещё несколько подобных: Брик оставалась главной музой поэта долгие годы. Общими чертами рассматриваемых стихов являются драматизм, резкость, гипербола, большое количество обращений. Маяковский часто использует механические метафоры, чтобы рассказать о том, что чувствует.

1. «Лиличка!»

Построено на обращении, метафорах, эпитетах.

2. «Флейта-позвоночник»

Построено на гиперболе, сравнении, эпитетах, обращении.

3. «Про это»

Построено на авторских метафорах, неологизмах, инверсии.

Таким образом можно сделать вывод о том, что любовная лирика Маяковского наполнена сравнениями, гиперболой, трагизмом, неологизмами, верностью человеку, которого любит лирический герой.

Вывод: Маяковский и Цветаева очень разные поэты: начиная от жизненной философии, заканчивая философией творческой.