Найти тему

Нужна ли Вам приватизация квартиры?

Оглавление

Более 20 лет страна перешла в режим рыночной экономики. Это означало переход от государственной к частной собственности. В этот же период была запущена программа приватизации. Изначально предполагалось, что в течение нескольких лет россияне воспользуются возможностью и переведут жильё в свою собственность. Но в 2018 году срок действия программы был отменён.

Нужна ли приватизация квартиры ?
Нужна ли приватизация квартиры ?

Обязательно и стоит ли приватизировать квартиру

Не все знают, нужна ли приватизация квартиры? Оформление государственного жилья в частную собственность – это дело добровольное! Никто не может принудить человека стать участником данной программы. И хотя право дано лишь единожды в жизни (за исключением детей), им можно не воспользоваться.

Нужно ли приватизировать квартиру, если она государственная. Это процесс может быть запущен только по инициативе одного или нескольких проживающих в квартире. Если кто-то из постоянно прописанных не хочет приватизировать жильё, он может написать отказ и зарегистрировать его у нотариуса. Тогда он теряет право на часть муниципального жилья, но получает право пожизненного пользования им. Продать/подарить/завещать квартиру без его согласия или участия будет довольно сложно!

Но бывает так, что человек оформлять отказ не хочет, но и согласия своего на приватизацию не даёт. Процесс можно запустить по инициативе остальных проживающих. Но он будет довольно длительный и затратный.

Плюсы и минусы приватизированной квартиры и неприватизированной

Что такое приватизация квартиры и зачем она нужна? Приватизация – это получение вещного права собственности на безвозмездной основе. Поэтому у этой операции есть определенные плюсы и минусы. Плюсы и минусы приватизации заключаются в следующем:

  • вместе с имущественным правом возникает право самостоятельного распоряжения жилплощадью;
  • возможность сделать перепланировку;
  • можно сдавать в аренду, и получать за это деньги. Но не стоит забывать об уплате налогов;
  • возможность временно или постоянно зарегистрировать любого человека;
  • можно оформить кредит под залог собственного имущества;
  • можно изменить статус помещения и перевести его в нежилой фонд.

Но после приобретения имущественного права у собственника возникают некоторые дополнительные обязанности, о которых нужно знать:

  • возникает обязанность по уплате налога на имущество;
  • возникает обязанность по уплате взносов в фонд капитального ремонта. Исключение – владение новостройкой в течение 5 лет после оформления вещного права;
  • есть вероятность потери собственного имущества в результате чрезвычайной ситуации.

Только собственник может оформить компенсации за оплату ЖКХ, если у него есть такое право. Поэтому преимущества частной собственности перед муниципальной очевидны. Если рассматривать муниципальное жильё, то все недостатки приватизированной квартиры становятся преимуществом государственного фонда.

Если человек является нанимателем жилья, а не его собственником, у него нет обязанности по уплате налога и взносов в фонд капитального ремонта. Но при этом он не может распоряжаться жильём, а для совершения каких-либо действий с квартирой необходимо получить письменное согласие собственника, то есть, органов местной власти.

Разновидности приватизации квартиры

Приватизировать государственное жилое помещение можно на одного или нескольких человек. Но для этого необходимо выполнение следующих условий:

  • все потенциальные собственники обязательно должны иметь постоянную регистрацию в данной квартире;
  • право на участие в программе не должно быть истрачено.

Если кто-то решил отказаться от своей доли, ему нужно оформить письменный отказ. Тогда помещение будет делиться на меньшее количество частей. Но отказ должен быть заверен у нотариуса.

Индивидуальная (личная, полная) собственность на квартиру

Если после операции по безвозмездной передаче во владение государственного имущества, владеть квартирой будет один человек, он будет являться индивидуальным собственником. Такой вариант возможен, если он изначально являлся единственным прописанным на этой жилплощади человеком.

Другой вариант – прописанных несколько, но все они либо уже истратили своё право, либо написали отказ в пользу единственного владельца.

Получение имущества в индивидуальную собственность также возможно путём совершения законной сделки по отчуждению права. Например, если бабушка дарит своему единственному внуку квартиру. Он будет являться её индивидуальным владельцем.

Общая совместная собственность на квартиру

При данном виде имущественного права доли не выделяются вовсе. Но возникнуть она может только у близких родственников. Например, покупка супругами квартиры. Они будут владеть ею на равных правах. У них одинаковое право пользования и распоряжения жильём.

В выписке ЕГРН будут прописаны все владельцы, но без указания конкретных долей. Также указывается вид собственности. Один совладелец без согласия других не может совершать никаких действий с квартирой. Для оформления регистрации нужно согласие всех совладельцев.

Общая долевая собственность на квартиру

Отличие от предыдущего вида собственности, в котором доли каждого владельца не определены, а, следовательно, равны, при таком порядке оформления имущественного права часть каждого определена, и выражена в процентом соотношении к общей площади объекта.

Участником может быть сколько угодно, ровно, как и долей. Но это не означает, что все они владеют одинаковыми частями. Например, в выписке ЕГРН может быть указано двое собственников. У одного – 75%, у другого – 25%. Но если происходит приватизация, каждый участник наделяется равной долей в помещении. Например, квартира приватизируется на 4 человек. У каждого будет по 25%.

Как приватизировать квартиру

Для того, чтобы приватизировать жилое помещение, необходимо:

  • определить круг участников;
  • получить нотариально заверенные письменные отказы от всех, кто не желает участвовать;
  • собрать необходимые документы;
  • посетить уполномоченный орган;
  • через установленный срок получить на руки выписку из ЕГРН, в которой будет прописано право количество собственников.

Документы должны быть «свежими». Максимальный срок действия некоторых из них составляет месяц от даты оформления.

Куда нужно обращаться

Для регистрации имущественного права нужно обратиться в Росреестр. Это можно сделать несколькими способами:

  • лично посетить отделение, если этот государственный орган осуществляет приём граждан;
  • посетить ближайший многофункциональный центр;
  • через официальный сайт Росреестра или через портал Госуслуги.

Документы подаются либо в бумажном виде, либо в электронном виде в формате PDF. Для электронной подачи необходимо иметь соответствующую подпись. Если заявка подаётся через портал, то необходимо иметь подтверждённую запись ЕСИА. Если через официальный сайт, то подпись от ФНС.

Но перед тем как подать документы на регистрацию, необходимо посетить несколько прочих инстанций для оформления нужных бумаг. В этот список входит:

  • БТИ;
  • УК, ТСЖ или иная организация, занимающаяся коммунальным обслуживанием многоквартирного дома, в котором располагается приватизируемая квартира;
  • органы опеки, если участниками являются дети до 14 лет;
  • при необходимости, нотариуса.

Какие документы нужны

Будущий собственник должен подготовить следующие документы:

  • паспорта всех членов семьи и детей старше 14 лет. Если участие будут принимать дети, не достигшие этого возраста, то их свидетельства о рождении;
  • документ о регистрации или расторжении брачных уз;
  • выписка из лицевого счёта об отсутствии долгов за услуги ЖКХ за приватизируемую квартиру;
  • техническую документацию – паспорт и экспликацию;
  • действующий договор соцнайма;
  • выписка из домовой книги о составе семьи по данному адресу;
  • если кто-то из членов семьи отказывается, то должен быть оформлен письменный отказ, заверенный нотариусом.

Если собственниками муниципального жилья будут несколько человек, то каждый из них пишет от своего имени заявление.

Сроки приватизации

Имущественное право регистрируется в течение 10 рабочих дней. Если документы подавались через МФЦ, то нужно прибавить несколько дней на доставку документации. Быстрее всего обрабатываются электронные запросы. Получить выписку из ЕГРН можно уже через 5 рабочих дней.

Но необходимо провести подготовительную работу и собрать документы от прочих уполномоченных органов. На это может уйти несколько месяцев. Поэтому процесс приватизации может несколько затянуться.

Стоимость приватизации квартиры

За совершение регистрационных действий необходимо заплатить государственную пошлину. Её размер един для всех категорий граждан – 2 000 рублей. Платит её будущий собственник. Если их будет несколько, то эта сумма делится на всех.

Помимо пошлины необходимо понести дополнительные расходы. Например, за изготовление технического паспорта на помещение работники могут потребовать плату в пределах 5 000 рублей (зависит от срочности изготовления документа).

Заключение

Если государство предоставляет возможность бесплатного оформления собственности, ей нужно воспользоваться. В будущем «ненужная» собственность стать необходимым финансовым подспорьем.

Понравилась статья? Не забудь поставить ей лайк и поделиться в социальных сетях. Нам будет очень приятно и мы будем стараться делать статьи ещё более полезными!

Если у вас возникли вопросы или нужна юридическая консультация - вы можете получить её у нас на сайте абсолютно бесплатно (нажать)