Найти тему
записки зубного детектива

О том, как погиб эрцгерцог Франц Фердинанд

Продолжение. Начало читайте вот тут.

Руководил операцией бывший школьный учитель (я всегда подозревал, что некоторые учителя врожденные террористы) Данило Илич. Уже 27 июня он раздал убийцам оружие и познакомил их между собой. А утром 28 июня Илич расставил шестерых бандитов вдоль маршрута кортежа эрцгерцога Фердинанда и ходил между ними, «призывая террористов быть храбрыми» и, видимо, не забыть после операции выпить яду.

С этого момента опять пошли какие-то дикие случайности, совпадения и несуразицы. Для начала, на станции в Сараево, где Франца Фердинанда встречал Оскар Потиорек, по какой-то тупой ошибке поместили офицеров службы безопасности в первый и последний автомобиль, при этом все остальные автомобили оставили практически без охраны.

А самого Франца с супругой Софией посадили в открытый автомобиль со сложенным тентом! Додуматься же нужно было! Очевидно для того, чтобы всем было ясно видно, в каком из шести автомобилей едет тот, за кем уже не первый день охотятся бандиты. Подозреваю измену! А может быть, галантные тупицы решили так поступить, чтобы беременной супруге эрцгерцога было прохладнее во время поездки по Сараево.

Как бы то ни было, первые два революционера провалили атаку. Когда в 10:10 автомобиль Фердинанда поравнялся с Чабриновичем, тот смог бросить гранату. Рассказывают, что Франц Фердинанд краем глаза заметил летящий в машину предмет и выставил руку, отбив его в сторону.

Может быть, это мифологизация героя, а может, и нет, но граната действительно от чего-то отскочила, перелетела через следующий автомобиль и ранила человек 20, но не причинила вреда пассажирам главного автомобиля.

Чабринович проглотил пилюлю с ядом и для верности решил еще и прыгнуть в реку. Но тут уже пошли неожиданности для самого бандита. Судя по всему, друзья-революционеры зачем-то решили сэкономить и вместо цианистого калия в пилюлю подсыпали какой-нибудь банальный крысиный яд (надеюсь, что ценнейший цианистый калий они приберегли для себя).

Несостоявшегося убийцу просто стошнило, а из-за жаркого лета уровень воды в реке был по колено, поэтому прохожие быстро вытащили Чабриновича из реки и жестоко отколотили. Полицейские с трудом отбили его у толпы и арестовали.

Эрцгерцог проявил чудеса гуманности и такие же чудеса неосторожности, остановил машину и распорядился, чтобы раненым оказали помощь. Красиво, но жутко опасно. Однако и тут ему повезло. Машину окружили такие толпы народа, что Попович, Принцип и Грабеж не могли добраться до цели, а дальше машина уже помчалась на такой скорости, что стрелять или кидать гранату было уже бесполезно. Покушение вроде бы как провалилось.

Однако цепь роковых случайностей никак не хотела прерываться. После встречи с мэром Сараево в ратуше Францу Фердинанду рекомендовали немедленно покинуть Сараево, однако Потиорек с обидой возмутился: «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?» И тогда Фердинанд решил совершить еще один красивый, но глупый поступок — навестить раненых в госпитале.

Как и полагается женщине, София решила, что только она может защитить своего мужа от пистолетов и гранат, и напросилась ехать с ним. На самом деле, скорее всего причина была несколько иная.

Дело в том, что из-за некоторой морганатичности их брака ей было запрещено появляться на серьезных официальных мероприятиях, поэтому она могла сопровождать своего мужа только во время таких вот частных поездок. Видимо, она решила побыть с мужем еще немного, раз уж выдалась такая возможность. Ну, или придется признать, что в свойственном беременным женщинам некотором безумии она действительно верила, что сможет Франца от кого-то защитить.

Супруги сели в ту же самую открытую машину и должны были промчаться по набережной, изменив маршрут. Но шофер Леопольд Лойка вместо того, чтобы свернуть налево, поехал направо на улицу Фердинанда Иосифа. Как он впоследствии объяснял, помощник Потиорека Эрих фон Меррицци в это время был в больнице и никто не удосужился передать водителю новые распоряжения и новый маршрут.

Дальше показания опять расходятся. Одни источники рассказывают, что когда стало ясно, что машина едет не туда, пришлось остановиться, чтобы развернуться. Другие поясняют, что машина наехала на камень (не только в России бывают плохие дороги) и ей пришлось дать задний ход, чтобы объехать препятствие.

Как бы то ни было, остановка произошла у магазина «Деликатесы Шиллера», откуда вылез никто иной, как собственной персоной Гаврило Принцип. Что он там делал, сказать сложно. То ли решил знатно напиться и закусить деликатесами по поводу того, что не пришлось жрать цианистый калий (тогда придется поверить в злой рок всей душой), то ли он там специально затаился (но тогда придется признать, что водитель Лойка просто мерзавец и повернул не в ту сторону с остановкой именно в данном месте не просто так).

Пока никто не успел опомниться, Гаврило подскочил к машине и сделал два выстрела, одним попав в живот беременной Софии, а вторым пробив сонную артерию самому Францу Фердинанду. София успела только попытаться успокоить мужа, повторив несколько раз: «Это ничего» (видимо, имея ввиду свою рану), после чего скончалась прямо у него на руках. А эрцгерцог имел несчастье еще некоторое время осознавать случившееся, обнимая любимую жену, и умер через 10 минут после нее.

-2

Подонок Гаврило Принцип успел заглотить пилюлю, но его точно так же постигло большое разочарование. Кроме рвоты, пилюля не принесла ему никакого вреда, зато много вреда принесла озверевшая толпа, которая чуть не забила его до смерти. Полиция с трудом сохранила мерзавцу жизнь только для того, чтобы потом прилюдно повесить.

Однако оказалось, что гаденышу на момент преступления было всего 19 лет и по закону ему можно дать только 20 лет заключения, после чего он бы спокойно вышел на волю в 1934 году в возрасте 39 лет. Однако высший суд решил иначе. В тюрьме Принцип заразился туберкулезом и естественным образом издох задолго до освобождения в порядке очищения планеты.

Считается, что это убийство и стало пороховой бочкой, от которой загорелась вся Европа. Впрочем, не случись этого убийства, сгодился бы любой другой повод. Несчастный эрцгерцог просто случайно попал не в то время не в то место. Не был бы он, был бы кто-то другой. Когда повод очень нужен, его обязательно найдут.

На монархов Европы как будто напало буйное помешательство. Через месяц после убийства Фердинанда они один за другим стали объявлять войну друг другу. Никто не хотел слушать никаких предостережений. И процветающая цивилизованная благоухающая Европа разом опустилась в пучину Первой мировой войны, а после небольшого перерыва сразу во вторую.

На долгие годы континент был повергнут в состояние ужаса и разорения. Карта Европы была полностью перекроена, миллионы людей потеряли жизни, еще больше потеряли все, что у них было. От зачинщицы Австро-Венгрии не осталось и следа, а некоторые другие империи (включая Российскую) прекратили свое существование в этом звании.

Как говорится, когда Господь хочет наказать, он лишает разума. Так был наказан весь мир. Сделали ли люди какие-то выводы из всего этого безумия, мы скоро узнаем.