Найти тему
Ваби Саби Стиль

Хонами Коэцу. Художник, поэт, керамист.

Оглавление

Эпоха Возрождения в Европе. Сразу же вспоминаются имена Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана и многих других великих итальянских мастеров того времени. Но, оказывается, на другом конце Земли, в далекой Японии, в это же время создавал свои уникальные произведения человек, чье имя по праву можно поставить в один ряд с именами титанов Возрождения. Звали его Хонами Коэцу.

Хонами Коэцу
Хонами Коэцу

Хонами Коэцу (1558 – 1637) — человек, которому будет суждено объединить вокруг себя лучших художников, керамистов, каллиграфов, поэтов периодов Момояма и Токугава. Поначалу Хонами занимался полировкой и оценкой мечей. Как и у Леонардо да Винчи, талант Коэцу проявился во многих направлениях японского искусства: в поэзии, живописи, каллиграфии, лаковой миниатюре и керамике — в каждой области своего творчества он достиг столь высокого совершенства, что его произведения и сегодня продолжают считаться шедеврами.

Эпоха Токугава  (1603 – 1868) — сложная и противоречивая эпоха в истории средневековой Японии: нищета и роскошь, вероломство правителей и угодничество подданных.

Керамика

В период Момояма(1573 – 1615), или, как его иначе называли, Эпоха воюющих провинций страх заставил людей тонко подмечать красоту самых обычных вещей. Чувство неуверенности за завтрашний день пробудило в художниках стремление передавать красоту каждого мгновения, красоту скрытую, неявную (югэн), одухотворенную вечностью, но сопричастную каждому — и творцу, и зрителю. К таким художникам принадлежал и Коэцу. Он создает несколько чашек для чайной церемонии в стиле Раку, каждая из которых имела свое название: «Минэюки», «Акисамэ», «Фудзи», «Отогодзё».

Чашка «Фудзи» — вершина керамики Коэцу и стиля югэн. Кажется, сквозь туманную дымку проглядывают очертания горы, а может быть, гору скрывают за собою хлопья снега — недосказанность скрытой красоты!

Форма, цвет, фактура поверхности — все должно было рождать ассоциации, вдохновлять на со-творчество (вместе с мастером) человека, держащего в руках эту чашку:

Керамика Раку, особенно чашки Коэцу, помогала художнику тонко и ненавязчиво донести до каждого суть чайного ритуала, была воплощением вечного в отдельном мгновении. Стиль Раку, как воплощение эстетического принципа ваби саби, оказали значительное влияние на японскую литературу и культуру в целом.

Лакированные изделия

Не менее значимый вклад внес мастер и в искусство лакированных изделий, например, шкатулок для письменных принадлежностей. На их поверхности, украшенной перламутром, можно прочесть строки известных стихотворений, выполненных серебром. Хотя техника лаков была заимствована из Китая очень давно, японские мастера привнесли в нее свой особенный колорит: большая сдержанность в выборе форм и цвета, в использовании серебра и инкрустаций.

Хонами Коэцу. Шкатулка для письменных принадлежностей «Мост в Сако». Начало 17 в.
Хонами Коэцу. Шкатулка для письменных принадлежностей «Мост в Сако». Начало 17 в.

Лаковая шкатулка «Мост в Сако», созданная мастером, была посвящена известному стихотворению из поэтической антологии Х века «Кокинсю». Ассиметричная композиция придает динамику квадратной шкатулке, а свинцовая основа, положенная им под лак, создает неровную фактуру моста и лодок (техника хирамаки-э).

Хонами Коэцу не только сам был автором ряда уникальных работ, но также оказал огромное влияние на формирование художественных стилей своих современников — мастеров керамики, лака, живописи. Великий керамист Огата Кэндзан (1663—1743) также не избежал влияния гения Коэцу: динамизм то монохромных, то ярких цветовых пятен, гармония рисунка и формы чашки, искренность и эмоциональность — все это в его работах было от Коэцу.

Возможно, благодаря примеру Коэцу, его смелости в использовании новых композиционных приемов Кэндзан решился применить новую технику росписи — он начал писать красками по сырой глине, из-за чего роспись приобрела особую живость.

Картины и каллиграфия

В искусстве каллиграфии Хонами  Коэцу не уступал двум прославленным мастерам своего времени — Сёкадо Сёдзё и Коноэ Нобутаде, все трое были удостоены звания «Три кисти эры Канъэй».

Хонами Коэцу был удивительно честолюбив, об этом его недостатке ходили легенды. Одна из них рассказывает о том, что однажды художник находился в гостях у Коноэ Нобутады. Речь зашла о кал­лиграфии, и любопытный хозяин попросил Хонами назвать трех крупнейших каллиграфов страны. Гость, не колеблясь, ответил: «Второй — это вы, третий — Сёкадо Сёдзё». «А кто же первый?», — спросил озадаченный Нобутада. «Разумеется, я», — без улыбки отозвался мастер.

Свиток «Поэзия Вака» с фоновым рисунком «Цветы из четырех сезонов». Хонами Коэцу
Свиток «Поэзия Вака» с фоновым рисунком «Цветы из четырех сезонов». Хонами Коэцу

Поэтические шедевры из «Кокинсю» и «Синкокинсю» побудили Коэцу совместно с художником Таварая Сотацу создать удивительные по живописности произведения. Таварая использовал разную технику (суми-э в том числе) и разные формы: на горизонтальных и вертикальных свитках, ширмах и складных веерах, применял водяные краски, присыпку золотом и серебром.

Наследие Коэцу

Подозрительный и скрытный Токугава Иэясу оказывал покровительство талантливому художнику, наверняка понимая всю степень его дарования. В 1615 г. он подарил Коэцу земельное владение в Такагаминэ у Осаки, где художник создал деревню художников, которую назвал Коэцу-мура. Именно там им совместно со многими другими мастерами того времени было создано немало шедевров живописи, каллиграфии и керамики.
Трудно переоценить то влияние, которое оказывал Хонами Коэцу на своих современников. Его работы, несколько нетрадиционные для своего времени, экспрессивные, эмоциональные, определили стиль в керамике, живописи и других видах японского искусства на многие десятилетия вперед.

Полная версия статьи доступна на нашем сайте Хонами Коэцу. Художник, поэт, керамист.

Не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы!