Сегодня в информационном пространстве нашей страны часто используются слова и понятия, пришедшие в наш обиход из восточных религиозных и философских систем, и в первую очередь индийских. Объяснить это можно взрывом популярности йоги и других восточных практик.
Помимо таких понятий, как сансара, карма, чакры и некоторых других, очень часто употребляется слово «нирвана», как правило в качестве характеристики определённого психологического состояния человека. Так, выражения "впал в нирвану", "ушел в нирвану" часто употребляют в том смысле, что человек находится в «блаженном состоянии отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений». Такое толкование этого слова содержится в «Новом словаре русского языка» (Авт. Ефремова Т. Ф.). Аналогичное определение содержится в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: «…блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.)».
Отчасти это правильно, однако в восточных традициях — например, в буддизме, джайнизме — слово "нирвана" имеет несколько иное, более широкое значение, точнее сказать, значения.
Попробуем разобраться в этом весьма сложном и даже в некотором смысле запутанном вопросе.
Итак, слово нирва́на, как и большинство пришедших в наш обиход индийских религиозно-философских понятий, происходит из древнего языка санскрита и буквально означает «угасание», «прекращение», «отсутствие волнения».
В индийских религиозно-философских учениях нирвана — центральное понятие, обозначающее высшую цель всех живых существ.
Несмотря на то, что существует множество определений понятия «нирвана» в различных традициях, в общем и целом, и не вдаваясь в излишние подробности, их суть можно свести к двум основным представлениям: освобождение из Колеса самсары, или мокша, и освобождение от желаний, привязанностей и прочего — всего того, что называется омрачениями сознания или аффектами.
Так, в индийских религиозно-философских учениях, нирвана — это мокша — освобождение из колеса сансары, то есть слияние после смерти с вселенским Абсолютом, или Брахманом.
В буддизме понятие нирваны гораздо более многозначно и, помимо освобождения из Колеса сансары, означает свободу индивидуума от желаний, привязанностей и страданий, путём устранения всех омрачений сознания или клешей.
Понятие клешей присутствует практически во всех индийских религиозно-философских системах, но я приведу наиболее распространённый пример. Так, в Йога сутрах Патанджали называются пять клешей: авидья (невежество или неведение), асмита (эгоизм), рага (страсть), двеша (отвращение), абхинивеша (страх смерти).
Вот, на мой взгляд, собственно и всё, что следует иметь в виду, употребляя слово "нирвана".