«Подольские курсанты» - это серьезное драматическое полотно. Серьезное оно потому, что про Великую Отечественную, а драматическое, так как доживут до финальных титров далеко не все герои. Перед премьерой больше всего настораживало имя режиссера ленты Вадима Шмелева. Ведь наличие в его портфолио таких отвратительных картин, как «Смерть советским детям» и «Код апокалипсиса» не без причин вызывает сомнения в компетенции постановщика. Однако товарищ Шмелев пошел по пути Андрея Волгина, который после зловонной пакости под названием «Танцы насмерть» умудрился выдать вполне добротный «Балканский рубеж». В нем, конечно, не мало отдельных косяков, но в целом получилось неплохо. Да и прогресс режиссера налицо.
То же самое и с «Подольскими курсантами». Фильм во всех смыслах шаблонный и соткан из одних и тех же клише. Но это не всегда плохо, если знакомые ходы работают на пользу сюжету. Вот вам реальный исторический факт, взятый за основу. Держите целую пачку персонажей. История каждого проста и коротка, но все вместе они создают достаточно насыщенное событиями действо. Хотите романтическую линию? Не вопрос, ловите сразу любовный треугольник. Немного странный, но когда любовь была проста и понятна? Героизм, воля к победе, самопожертвование – все как по учебнику. И, если можно за что-то ругать создателей, то в большей степени за чрезмерную аккуратность и слишком четкое следование канонам жанра.
И порой вся эта правильность даже начинает бесить, но, с другой стороны, может такое кино в Росси и нужно снимать с предельной осторожностью? Ведь все мы помним знаменитый «Т-34» - кинотеатральный хит, собравший впечатляющую кассу. Но из-за отсутствия рамок для фантазий авторов оказавшийся крайне глупым аттракционом. Вы можете со мной не соглашаться, но я считаю, что про нашу войну нельзя снимать такое кино.
И в этом сравнении сдержанность «Подольских курсантов» оказывается его главным достоинством. Ограничение экранного времени даже Безрукову не позволило перетянуть одеяло на себя, и в итоге дозированный Сергей смотрелся гармонично. А еще именно, на воспоминаниях о «Т-34» здесь строится самое начало картины, которое откровенно стебется над создателями танкового блокбастера. Объектом троллинга становится то раздражающее слоу-мо, которым картина с Петровым была завалена с горкой.
«Курсанты» начинаются точно так же, замедляя буквально каждый кадр, особенно, когда это совершенно не к месту. И вот, когда к горлу уже начинают подступать приступы художественной тошноты, эпизод заканчивается. Оказывается, что это всего лишь тренировка артиллеристов, которые стреляют по картонным муляжам танков. Именно танков. То есть эта сцена - очень тонкий стеб над «Т-34». И, если авторами именно это и было задумано, то молодцы. Я оценил искренним смехом. После этого здесь тоже будет достаточно слоу-мо, но после такого вступления оно уже не раздражает.
В результате «Подольские курсанты» получились вполне смотрибельными, пусть слишком простоватыми, вторичными, но достойными, особенно на фоне отдельных работ некоторых отечественных киноделов. По крайней мере, за этот фильм не стыдно.