Продолжаю рассказывать вам про самолеты, которые выставлены в Парке Победы в Нижнем Новгороде. На очереди у нас МиГ-27М - отличный советский истребитель-бомбардировщик, который до прошлого года стоял на вооружении. Правда не в России, а в... Индии!
Как и все другие экспонаты Парка Победы МиГ-27М стоит прямо под открытым небом и находится в целом приемлемом состоянии. Для уличного памятника, конечно же.
Большая часть оригинальных компонентов сохранилась, к тому же вы сможете вблизи рассмотреть внутренности отсеков, куда складываются задние шасси.
В конце 60-х годов советские ВВС решили заменить устаревшие истребители-бомбардировщики на принципиально новую модель.
Конструкция всех существующих в то время истребителей-бомбардировщиков зачастую без изменений была унаследована от обычных истребителей.
Такие самолеты по-прежнему могли довольно успешно вести бой в небе, но во время бомбометания требовали повышенной концентрации от пилотов.
Тем не менее, новый истребитель-бомбардировщик вновь решили унифицировать с истребителем. Только на этот раз взяли за основу МиГ-23 и довольно серьезно изменили его конструкцию.
Изначально такая версия самолета получила название МиГ-23Б, получившая принципиально новый прицельно-навигационный комплекс. Впоследствии самолет модернизировали и приняли на вооружение под названием МиГ-23БН.
Еще одной модификацией МиГ-23 стал МиГ-23БМ, который в 1975 году приняли на вооружение под новым наименованием МиГ-27, а после модернизации - МиГ-27М.
Множество элементов самолета были изменены. Например, были усилены стойки и амортизаторы, а также поставлены новые колеса с электровентиляторами обдува.
Самолет получил стояночный угол, близкий к горизонтальному. Это положительно сказалось на разгонных характеристиках при взлёте.
Значительно изменили бортовое оборудование. Главное новшество - это прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. С его помощью МиГ-27 мог в автоматическом режиме следовать по маршруту с возвращением в аэропорт вылета или три запасных маневра.
Он также мог самостоятельно делать посадочный манёвр, бомбометание вне видимости земли и еще ряд функций.
Вместо пушки ГШ-23Л был установлен шестиствольный автомат АО-18 от корабельной артустановки, адаптированный для бомбардировщика.
Также самолёт мог нести ракету «воздух-поверхность» Х-23 и для самообороны — ракеты Р-3С.
Интересной особенностью самолета была изменяемая геометрия крыла. Крыло состоит из двух неподвижных частей, закреплённых на фюзеляже, и двух поворотных трапециевидных консолей.
Изменение угла стреловидности консолей осуществляется в пределах 16°—72°.
Движущей силой был двигатель Р29Б-300 – это турбореактивная силовая установка с форсажной тягой. Оснащен двух ступенчатой турбиной и одиннадцати ступенчатым компрессором.
В 1993 году в связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся в стране, все стоящие на вооружении в России МиГ-27 начали списывать.
Тем не менее их продолжали эксплуатировать в других странах, например, в Казахстане. У ВВС Индии МиГ-27 вообще был основным истреителем-бомбардировщиком. Они продолжали эксплуатировать около 60 таких самолетов вплоть до 2019 года.
В Индию поставляли особую экспортную модификацию МиГ-27МЛ, который был практически полностью идентичен советскому МиГ-27М и отличался в основном только упрощенным составом вооружения и иными ответчиками системы госопознавания.
К 2000 году в распоряжении Индии осталось 195 МиГ-27МЛ и 85 МиГ-23БН, из числа которых 189 и 79 машин соответственно несли службу в ударных эскадрильях, а ещё по 6 машин каждого типа находились в учебном центре.
Официально с вооружения ВВС Индии сняли МиГ-27 в декабре 2019 года.
Кстати, памятников МиГ-27 на территории России не так уж и много. Кроме Нижнего Новгорода они есть в Монино, Верхней Пышме, Иркутске, Казани и нескольких других городах.