34K подписчиков

Рассматриваю истребитель-бомбардировщик МиГ-27М и рассказываю, что его связывает с Индией

5,9K прочитали

Продолжаю рассказывать вам про самолеты, которые выставлены в Парке Победы в Нижнем Новгороде. На очереди у нас МиГ-27М - отличный советский истребитель-бомбардировщик, который до прошлого года стоял на вооружении. Правда не в России, а в... Индии!

Как и все другие экспонаты Парка Победы МиГ-27М стоит прямо под открытым небом и находится в целом приемлемом состоянии. Для уличного памятника, конечно же.

Большая часть оригинальных компонентов сохранилась, к тому же вы сможете вблизи рассмотреть внутренности отсеков, куда складываются задние шасси.

В конце 60-х годов советские ВВС решили заменить устаревшие истребители-бомбардировщики на принципиально новую модель.

Конструкция всех существующих в то время истребителей-бомбардировщиков зачастую без изменений была унаследована от обычных истребителей.

Такие самолеты по-прежнему могли довольно успешно вести бой в небе, но во время бомбометания требовали повышенной концентрации от пилотов.

Тем не менее, новый истребитель-бомбардировщик вновь решили унифицировать с истребителем. Только на этот раз взяли за основу МиГ-23 и довольно серьезно изменили его конструкцию.

Изначально такая версия самолета получила название МиГ-23Б, получившая принципиально новый прицельно-навигационный комплекс. Впоследствии самолет модернизировали и приняли на вооружение под названием МиГ-23БН.

Еще одной модификацией МиГ-23 стал МиГ-23БМ, который в 1975 году приняли на вооружение под новым наименованием МиГ-27, а после модернизации - МиГ-27М.

Красные звёзды на хвостовом оперении всё же сохранили. Но качество перекраски просто отвратительно. Город Моторов.
Красные звёзды на хвостовом оперении всё же сохранили. Но качество перекраски просто отвратительно. Город Моторов.

Множество элементов самолета были изменены. Например, были усилены стойки и амортизаторы, а также поставлены новые колеса с электровентиляторами обдува.

Самолет получил стояночный угол, близкий к горизонтальному. Это положительно сказалось на разгонных характеристиках при взлёте.

Значительно изменили бортовое оборудование. Главное новшество - это прицельно-навигационный комплекс ПрНК-23. С его помощью МиГ-27 мог в автоматическом режиме следовать по маршруту с возвращением в аэропорт вылета или три запасных маневра.

Интересный элемент под задней частью фюзеляжа. Ограничитель? Город Моторов.
Интересный элемент под задней частью фюзеляжа. Ограничитель? Город Моторов.

Он также мог самостоятельно делать посадочный манёвр, бомбометание вне видимости земли и еще ряд функций.

Вместо пушки ГШ-23Л был установлен шестиствольный автомат АО-18 от корабельной артустановки, адаптированный для бомбардировщика.

Также самолёт мог нести ракету «воздух-поверхность» Х-23 и для самообороны — ракеты Р-3С.

Потрясающее нагромождение трубок, клапанов и гидравлических штоков. В этот отсек убирается одно из задних шасси. Город Моторов.
Потрясающее нагромождение трубок, клапанов и гидравлических штоков. В этот отсек убирается одно из задних шасси. Город Моторов.

Интересной особенностью самолета была изменяемая геометрия крыла. Крыло состоит из двух неподвижных частей, закреплённых на фюзеляже, и двух поворотных трапециевидных консолей.

Изменение угла стреловидности консолей осуществляется в пределах 16°—72°.

Движущей силой был двигатель Р29Б-300 – это турбореактивная силовая установка с форсажной тягой. Оснащен двух ступенчатой турбиной и одиннадцати ступенчатым компрессором.

Город Моторов.
Город Моторов.

В 1993 году в связи со сложной экономической ситуацией, сложившейся в стране, все стоящие на вооружении в России МиГ-27 начали списывать.

Тем не менее их продолжали эксплуатировать в других странах, например, в Казахстане. У ВВС Индии МиГ-27 вообще был основным истреителем-бомбардировщиком. Они продолжали эксплуатировать около 60 таких самолетов вплоть до 2019 года.

В Индию поставляли особую экспортную модификацию МиГ-27МЛ, который был практически полностью идентичен советскому МиГ-27М и отличался в основном только упрощенным составом вооружения и иными ответчиками системы госопознавания.

Ремонт самолета по-нижегородски. Оказывается, для починки истребителя достаточно двух деревянных брусков. Город Моторов.
Ремонт самолета по-нижегородски. Оказывается, для починки истребителя достаточно двух деревянных брусков. Город Моторов.

К 2000 году в распоряжении Индии осталось 195 МиГ-27МЛ и 85 МиГ-23БН, из числа которых 189 и 79 машин соответственно несли службу в ударных эскадрильях, а ещё по 6 машин каждого типа находились в учебном центре.

Официально с вооружения ВВС Индии сняли МиГ-27 в декабре 2019 года.

Кстати, памятников МиГ-27 на территории России не так уж и много. Кроме Нижнего Новгорода они есть в Монино, Верхней Пышме, Иркутске, Казани и нескольких других городах.

Хочется верить, что всё это не будет растащено вандалами и детьми. К счастью, в парке есть охрана.
Хочется верить, что всё это не будет растащено вандалами и детьми. К счастью, в парке есть охрана.