Во время школьных каникул подруга на даче научила меня лепить из пластилина. Мне очень понравилось и я много лет делала всякие поделки. В старших классах школы я открыла для себя пластику - это тот же пластилин, но более жесткий, а готовые изделия из пластики запекаются для большей долговечности. Это увлечение продлилось пару лет, у меня дома до сих пор лежат сережки, а на холодильнике есть классные магниты. Потом было поступление в универ, и на творчество стало существенно меньше времени.
А последние несколько лет меня преследовала мысль, что я хочу попробовать работать с глиной. Мои подруги вовсю ходили на мастер-классы по керамике, лепили тарелки с кружками, а я все собиралась и собиралась. Но 2020 год подходит к концу, и я решила, что дальше откладывать некуда. Поэтому я взяла и записала нас с подругой на мастер-класс 18 декабря. Выбор пал на Гончарную студию №1 на Петровском бульваре, но в Москве сейчас полно керамических мастерских на любой вкус. Наш 1,5 часовой мастер-класс стоил 1800 рублей, в него вошли работа на гончарном круге, ручная лепка и роспись ангобами.
Для начала скажу, что мне очень понравилось! Обожаю то чувство, когда из ничего своими усилиями создаешь красоту. Это сильно вдохновляет. Теперь обо всем по порядку.
Всего в керамике есть 2 основные техники: гончарный круг и ручная лепка.
Работа с гончарным кругом позволяет создавать аккуратные и симметричные изделия: чашки, вазы, миски, лампы. Но сходу научиться с ним работать совсем непросто: скорость вращения круга довольно высокая, и с непривычки можно легко испортить заготовку. Еще девушками могут мешать длинные ногти: даже слегка выступающие за подушечки пальцев ногти начинают царапать мягкую глину. Я из-за ногтей все время боялась процарапать стенки насквозь. Изначально я хотела сделать низкую широкую чашку, а моя подруга - арома-лампу с крышкой. Но после гончарного круга у меня вышла косая пиала, которая в итоге превратилась в миску-собаку, а у подруги как раз получилась чашка. У другой девушки при снятии миски с гончарного круга отвалилось дно, но это исправили во время ручной лепки. Тут стоит сделать отступление и рассказать про то, как снимают изделие с круга. Во время работы заготовку постоянно смачивают водой, чтобы она легко принимала нужную вам форму. Когда подготовка закончена, круг останавливают, а изделие подсушивают строительным феном до появления матового оттенка глины. После этого с помощью тонкой нити дно заготовки срезают с гончарного круга, и изделие переносят на доску для продолжения работы.
Как бы не повернулась судьба чашки или миски на гончарном круге, все можно изменить во время ручной лепки. От пласта глины отрезаются небольшие куски, из которых руками формируются недостающие детали: ручки, ножки, крышки, разнообразные листья и прочее, на что хватит фантазии. Я посмотрела на свою кривую чашку и увидела в ней собаку, так что пришлось делать ножки, уши, хвост и морду. Чтобы прикрепить детали к основному изделию используют жидкую глину: на месте крепления и на детали делают надсечки, мажут жидкой глиной, а потом прижимают и сглаживают стыки. Очень похоже на приклеивание с помощью обычного клея. После добавления всех деталей заготовку необходимо замыть влажной губкой или кистью, чтобы убрать все шероховатости и острые углы, иначе после обжига они будут сильно выделяться. На этом же этапе делаются все узоры: можно вырезать орнамент острой палочкой или специальным резаком.
Раскрасить изделие из глины можно либо ангобами до обжига, либо глазурью после него.
Ангоб - это тонкий слой белой или цветной глины, он наносится на готовое, но еще сырое изделие. Для нанесения ангоба можно использовать кусочек губки или кисть в зависимости от размера раскрашиваемой области и узора, которого вы хотите добиться. Покрывать изделие лучше тонким слоем, иначе после обжига ангоб может треснуть и отвалиться (помним, что это тоже глина). С глазурью мне поработать еще не довелось, это считается более продвинутым уровнем, к тому же, между лепкой и покрытием глазурью должно пройти время.
Последний (или предпоследний, в случае с глазуровкой) этап - обжиг изделия.
Перед обжигом чашка (или что вы сделали) несколько дней сохнет, чтобы в порах глины не осталось влаги, иначе под воздействием высокой температуры ее может разорвать. Сушка и обжиг делаются без участия гостей студий, так что вам остается просто забрать готовый предмет спустя 1-3 недели. К сожалению, во время обжига изделие может треснуть, а плохо закрепленные детали могут отвалиться. 100% гарантии вам не даст ни одна мастерская, потому что даже у профессионалов иногда что-то может пойти не так.
Я чувствовала легкое волнение, когда ехала в мастерскую за готовыми работами, но страхи не оправдались: все обожглось ровно и красиво. Так что теперь в нашем доме поселилась небольшая мисочка в виде Сиба-ину.