Сегодня вы узнаете, что такое маркетплейс и как он работает, чем отличается от интернет-магазина. Как попасть на маркетплейс и заработать. Мы также рассмотрим виды маркетплейсов, их достоинства и недостатки.
Погнали!
Что такое маркетплейс простыми словами?
1) Если говорить просто, маркетплейс – торговая площадка, где продаются услуги или товары других компаний. Маркетплейс напоминает гипермаркет: на одной площади находятся разные продавцы, а покупатели могут делать покупки в разных магазинах, находясь в одном здании.
Существует два типа организации работы маркеплейсов.
2) Некоторые, как Ozon, работают от имени своего бренда. Другие платформы представляют собой каталог привлечённых компаний. В таком формате продавцы реализуют продукцию от своего имени, но по правилам маркетплейса. Например, «СДЭК.МАРКЕТ».
3) Маркетплейс выступает связывающим звеном между покупателем и поставщиком. Его цель – обеспечить эффективное взаимодействие.
4) Обычно маркетплейсы не занимаются формированием заказа и последующей доставкой, а лишь принимают заявку от заказчика и передают её продавцу. Они обеспечивают маркетинговую поддержку и приводят трафик, отвечают за юзабилити и аналитику.
5) Главные задачи таких сервисов: сделать поиск товаров/услуг удобным для пользователей и увеличить объём продаж компаниям.
Структура классического маркетплейса:
1. каталог товаров – похож на витрину обычного интернет-магазина, но с добавлением информации о продукции от поставщика;
2. блок для регистрации и авторизации покупателей, а также продавцов;
3. кабинет партнёра – в нём продавец добавляет товары, следит за оборотом и получает данные по продажам;
4. кабинет покупателя – работает как в онлайн-магазине;
5. софт для управления поиском и статистикой;
6. система оплаты;
7. модули отзывов, общения поставщиков с клиентами и урегулирования споров.
Чем отличается от интернет-магазина!
6) Начинающие предприниматели часто интересуются различиями между онлайн-магазином и маркетплейсом. Что выгоднее и на чём легче заработать?
7) Как уже говорилось ранее, интернет-магазин предлагает продукцию лишь одного поставщика. Маркетплейс напоминают биржу с различными типами товаров от разных поставщиков.
8) В таком случае у покупателей будет большой выбор нужной им вещи, а продавцы получат широкую базу клиентов.
9) По сути, маркетплейс – это онлайн-рынок, где покупатель и продавец знакомятся, общаются и заключают сделку по установленным сервисом правилам.
10) В своём интернет-магазине вы сами диктуете условия, весь ресурс с уникальным доменным именем принадлежит вам. Но и заниматься созданием, продвижением, поддержкой торговой площадки придётся тоже вам.
Виды маркетплейсов!
11) Маркетплейсы различаются по услугам, предлагаемым товарам и типу участников.
Если говорить об участниках торговли, есть три стандартные модели:
- B2B – бизнес делает покупки у бизнеса;
- B2C – бизнес продаёт обычным людям;
- C2C – товары и услуги предлагают не предприниматели.
Тематическая классификация сервисов:
- Услуги (DogVacay, Booking.com).
- Товары («Беру», AliExpress).
- Информация (HeadHunter).
- Инвестиции (CircleUp, Kickstarter).
Как попасть на маркетплейс и заработать!
12) Условия размещения товаров на маркетплейсе могут быть разными. К примеру, Яндекс.Маркет играет роль агрегатора товаров, собирая и систематизируя информацию о продукции от разных магазинов.
13) Покупатель сравнивает предложения, после чего переходит на сайт поставщика:
14) Другой случай – продавец и маркетплейс заключают договор, согласно которому продавец получает в своё распоряжение онлайн-витрину, платёжную систему, маркетинговую и техническую поддержку. Иногда сервис может отвечать за доставку заказов.
15) Так работает Ozon. Часть товаров маркетплейс реализует через поставщика, а часть – выкупает, хранит на своём складе и продаёт от своего имени.
16) Чтобы начать работать с маркетплейсом, необходимо зарегистрироваться как юрлицо и подготовить информацию о компании – обычно площадки тщательно проверяют новых продавцов.
- Выберите подходящий вам маркетплейс.
- Пройдите регистрацию, укажите данные о компании и свою нишу.
- Заполните коммерческое предложение с подробной информацией о форме предприятия и бренде.
- Ознакомьтесь с условиями сотрудничества и примите их.
- Отправьте уставные документы.
- Заполните данные о контрагентах и введите реквизиты.
- Если вы уже пользуетесь электронным документооборотом, укажите оператора. Или выберите его из списка для получения электронной подписи.
- Отправьте свою заявку на модерацию – чаще всего ответ вы получите в течение трёх рабочих дней.
Плюсы и минусы маркетплейса!
17) Сначала перечислим достоинства таких сервисов для продавцов:
- постоянный поток целевой аудитории за счёт популярности торговой площадки;
- возможность расширить географию продаж;
- снижение расходов на рекламу;
- быстрый запуск;
- отсутствие необходимости создавать и продвигать ресурс самостоятельно.
18) Среди недостатков маркетплейсов:
- высокая конкуренция на площадке;
- зависимость от установленных сервисом правил;
- меньше возможностей для коммуникации с потенциальным клиентом;
- проблематично повышать лояльность за счёт акций и особых предложений.