Всем привет! Продолжаем знакомство выдающимися живописцами России, а именно с художниками-баталистами. В первой части мы с вами познакомились с Рубо, а сегодня мы обратим взор на Василия Васильевича Верещагина . Поехали...
Василий Васильевич Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен. Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами. Художник ходил не только в военные походы, но и путешествовал по всему миру, привозя эскизы для будущих полотен — экспрессивных, красочных и детальных. Коллекционер Павел Третьяков скупал работы Верещагина целыми сериями вместе с резными авторскими рамами, которые создавались по эскизам живописца.
__________________________________________________________________________________________
Василий Васильевич Верещагин родился в Череповце в семье состоятельного помещика. В 9 лет родители определили его в кадетский морской корпус.
После окончания кадетского корпуса Верещагин на морскую службу не пошел. В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию художеств. В это же время пробовал себя в литературном творчестве: предложил свой «Рассказ старого охотника» петербургской газете «Голос». После рецензии редакции: «Извольте, это такая гадость...» — Верещагин на время оставил писательскую деятельность.
_______________________________________________________________________________________
Биография Верещагина очень обширна и интересна, но мы остановимся на батальной живописи.
_______________________________________________________________________________________
Творчество Верещагина исследователи подразделяют на «серии», поскольку подавляющее большинство полотен написано им на основе конкретных выездных экспедиций или же специально выбранных тем. Небольшая «Кавказская серия» принесла Верещагину первый полноценный опыт, и генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил перспективного художника к себе. Так с 1867 года началась огромная и, пожалуй, центральная в творчестве Верещагина «Туркестанская серия».
Интерес к восточным типажам воплощает одна из известных картин этого большого цикла. Встречается информация, что на ней изображён Байтик Канаев, киргизский вождь, поддерживавший российские власти в Средней Азии в их борьбе против Кокандского ханства. Но интереснее другое: картину Верещагин писал уже в 1871 году в Мюнхене, после поездок в Туркестан (как, впрочем, и большинство других известных работ «Туркестанской серии»). Конечно, при работе он использовал эскизы, которые были сделаны ещё в Средней Азии, но всё же отметим, что очень красочная и детализированная картина как будто написана с натуры, с охотника, позирующего перед художником прямо в данный момент
У крепостной стены. «Пусть войдут!» (1871)
Во время туркестанских экспедиций Верещагин стал участником обороны Самарканда. Город с русским гарнизоном осадили восставшие местные жители, и Верещагину пришлось вспомнить своё военное образование. Хотя, когда Кауфман предлагал художнику приехать в «горячую точку» в чине прапорщика, тот поставил условие, что будет ходить в гражданском без всяких чинов и званий. Но во время осады Самарканда было не до пацифизма:
«С ружьём в руках, этот Василь Василич… всегда был примером для остальных: надо ли выбросить ворвавшихся в ворота или через пролом врагов — Василь Василич работает штыком впереди всех; надо ли очистить эспланаду (незастроенное место между крепостными стенами и городскими постройками. — Ред.) — и на вылазке он первый».
Так вспоминали участие Верещагина в войне простые солдаты. Да и сам художник честно принял орден Святого Георгия 4-й степени за заслуги в обороне города. Представленная картина основана на эпизоде, в котором участвовал Верещагин, а фраза «пусть войдут» принадлежит офицеру Назарову, ожидавшему нападения на пролом в стене.
Последующие впечатления художника от тех событий были противоречивыми, поэтому картина даже получила продолжение — «У крепостной стены. „Вошли!“». Её Верещагин уничтожил, когда на него посыпались обвинения в отсутствии патриотизма и в попытках обесчестить русского солдата.
Картины, написанные в 1871—1874 годах в Мюнхене и Петербурге по этюдам путешествий в Туркестан
Одна из самых известных картин Верещагина конечно же является Апофеоз войны. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
Балканский поход и новые батальные полотна
Весть о войне с турками застала Верещагина в Мезон-Лаффите, пригороде Парижа, где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами и добровольно отправился на Балканы — в составе действующего подразделения русской армии.
Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, — участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... нужно не бояться жертвовать своей кровью... иначе картины мои будут «не то». Василий Верещагин
В июне 1877 года Верещагин получил серьезное ранение. Миноносец «Шутка», на котором находился художник, атаковал турецкий корабль. Вражеская пуля пробила борт и повредила Верещагину бедро. Художника отправили в Бухарест, где он провел три месяца. Но когда рана зажила, он вернулся в строй. За отвагу Верещагину хотели вручить золотое наградное оружие, но он отказался.
В это время русские войска готовили штурм Плевны, города в северной части Болгарии. Плевну планировали взять 30 августа, к именинам императора Александра II. Однако штурм обернулся крупным поражением.
_______________________________________________________________________________________
Художник подал прошение о причислении его к штабу русских войск еще осенью 1876 года, а после начала войны в апреле 1877 года добровольно уехал на фронт, где находился вплоть до окончания военных действий.
Балканская война вызвала небывалую волну патриотизма в среде российского общества, в том числе творческой интеллигенции. За полгода до начала войны П.М.Третьяков в письме к И.Н.Крамскому делился своими мыслями: «...Россия ведет себя относительно славян уж вовсе не позорно! Когда и на какое дело Русские люди столько жертвовали капиталов, сколько жертвуют теперь? и жертвуют бескорыстно!… Приятно принадлежать в настоящее время к Русскому народу»2. На Балканах наряду с Верещагиным работали многие отечественные художники: В.Д.Поленов, А.Д.Кившенко, А.П.Боголюбов, Н.Н.Каразин, Л.Ф.Лагорио, А.А.Попов, Н.Д.Дмитриев-Оренбургский, П.О.Ковалевский. Вместе с тем именно полотна Верещагина остались наиболее яркой страницей в истории батального искусства XIX века.
__________________________________________________________________________________________
Причисленный к отряду генерала М.Д.Скобелева, он спешил на передовую линию фронта, готовый сразу идти в атаку и первым встретиться с башибузуками3. Во фронтовых письмах художник сообщал, что «приготовился к смерти еще в Париже»4 и пошел воевать по зову сердца, чтобы «заглянуть в глаза войне» и увидеть ее истинное лицо.
Верещагин оказался участником третьего штурма Плевны. Крепость была сильно укреплена турками, две попытки взять ее штурмом малыми силами оказались неудачными. Штурм крепости, назначенный на 30 августа (по ст. стилю) в честь тезоименитства Александра II, стоил русским войскам тяжелых потерь и бесславного поражения. Художник был глубоко потрясен всем увиденным и пережитым в трагические дни «третьей Плевны», но душевная рана стала еще глубже, когда художник узнал, что во время штурма Плевны погиб его младший брат Сергей, а другой брат Александр - ранен. Верещагин вспоминал, как спустя три с половиной месяца, когда Плевна наконец сдалась, М.Д.Скобелев заказал отслужить панихиду по погибшим на редуте, отбившем пять яростных атак противника. Михаил Дмитриевич рассказывал, «чтобы легче идти на штурм, взбираться на высоты, солдаты побросали шанцевые инструменты…», а когда турки напали, им пришлось рыть окоп штыками и голыми руками. Они успели выкопать только малую канавку, как подоспевшие турки подняли на штыки русских воинов. Скобелев «горько плакал над той самой едва заметной канавкой, рытую пальцами», а вместе с ним плакали Верещагин и большинство присутствующих.
Балканский цикл является самым глубоким по содержанию и художественному воплощению в творчестве художника, это вершина его мастерства, свидетельство зрелости таланта, сравнимое в литературе с эпопеей «Война и мир» Л.Н.Толстого. Во время работы над этой серией окончательно сложилась идейная позиция Верещагина: «Передо мною, как перед художником, война, и ее я бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады».
__________________________________________________________________________________________
Этюды, эскизы и картины на тему Отечественной войны 1812 года
Верещагин основательно изучал историю Отечественной войны 1812 года, уделяя значительное внимание военно-историческим реалиям. В 1887-1900 гг. создал в Москве и Париже серию из 20 картин, в которых стремился «показать великий национальный дух русского народа», а также «свести образ Наполеона с того пьедестала героя, на который он внесен»: «Не замай - дай подойти!», «С оружием в руках - расстрелять!», «В штыки! Ура, ура!», «В Кремле пожар», «В Успенском соборе», «Маршал Даву в Чудовом монастыре», «В Городне - пробиваться или отступать?», «На этапе. Дурные вести из Франции», «На большой дороге. Отступление, бегство» (все 1887-1895 гг.), «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891-1892), «В Петровском дворце», «Возвращение из Петровского дворца» (обе - 1895 г.), «Зарево Замоскворечья», «Ночной привал Великой армии» (обе - 1896-1897 гг.), «Наполеон на Бородинских высотах» (1897 г.), «Поджигатели» (1897-1898 гг.), «Конец Бородинского боя», «Сквозь пожар», «Наполеон и Лористон», «На морозе» (все - 1899-1900 гг.). Картины этой серии Верещагин с успехом демонстрировал на персональных выставках в Париже, Лондоне, Берлине, Вене, Нью-Йорке и др. (ныне большинство полотен - в Государственном историческом музее, в Москве). Кроме того, Верещагин оставил ряд незаконченных картин («Наполеон при Березине»), этюдов и набросков о событиях 1812 года, а к 100-летию войны намеревался написать картины «Занятие Смоленска», «Канун Бородинской битвы», «Совет в Филях» и др. (замысел не осуществлен).
Художник-новатор, Верещагин отверг академические каноны батальной живописи с их парадной условностью, в своих полотнах обличал войну как мировое зло («Апофеоз войны», 1871-1872 гг.). Верещагин - автор двух книг о войне 1812 года («1812 год» и каталог с пояснением к его картинам: «Наполеон I в России»), в которых высказал свой взгляд на роль М.И. Кутузова и М.Б. Барклая де Толли, на исход Бородинского сражения, пожар Москвы и др.
__________________________________________________________________________________________
Госпитальная» серия
Картину «Письмо к матери» Василий Верещагин написал в 1901 году. Она вошла в серию «Раненый или Письмо на Родину», которую также называют «госпитальной». Этот цикл из пяти полотен рассказывает о судьбе американского солдата. Он был ранен в одном из сражений испано-американской войны 1898–1899 годов и погиб в стенах лазарета.
Прежде чем писать эту серию, Верещагин отправился в бывшую зону военных действий — на Филиппины. Как писал сын художника, его отец посещал места сражений, общался с участниками боев, а также «сделал много набросков местности, зарисовок типов местного населения, американских солдат».
Серию открывала работа «Раненый» — в ней боец с перевязанным лбом едет в седле и всматривается вдаль.
По композиции эта картина единственная не была вписана в круг, но автор сам относил ее к серии.
Следующая картина — «В госпитале» — давала понять, что здоровье героя ухудшилось: его вносят в палату на носилках в бессознательном состоянии.
Работа из собрания музея — «Письмо к матери» — шла третьей в цикле. В ней солдат уже лежит на больничной кровати и пытается продиктовать сестре милосердия сообщение. Художник стремился точно передать чувства девушки, поэтому детально проработал выражение ее лица — «то ласково внимательное, то настороженное, то проникнутое горем». Образ сестры милосердия Верещагин писал со своей второй жены — Лидии Васильевны.
Она позировала для мужа в форменном платье медсестры, которое Верещагин привез с Филиппин. Оттуда же была доставлена и настоящая больничная койка. Натурщиком, изображавшим солдата, выступил служащий Верещагина, Василий Платонов.
Следующие две работы из серии рассказывали о трагической развязке. Картина «Письмо прервано» показывала ухудшение самочувствия солдата — на ней раненый лежит с запрокинутой головой, а сестра милосердия проверяет его пульс. Картина «Письмо осталось неоконченным» подтверждала смерть героя.
На протяжении нескольких веков художники батального жанра изображали битву как красочный военный парад и триумф победителей. Верещагин же выступил как гуманист: он говорил об ужасах войны, рассказывал о трагических судьбах людей, участвующих в ней. Исследователь его творчества Андрей Лебедев писал: «Рассматривая захватнические войны как вопиющее преступление, Верещагин обвинял их инициаторов и руководителей, ярко, убедительно, без прикрас раскрывал те бедствия и страдания, которые они несли народу. Перед зрителями война представала такой, какова она была на самом деле, со всеми ее тяготами, бесчеловечностью, горем и гибелью людей».
__________________________________________________________________________________________В 1901 году в газетах появились сообщения, что Верещагин номинирован на первую Нобелевскую премию мира, которые повторяются и в современной литературе. Однако в архиве номинаций Нобелевского комитета за 1901—1904 гг. его имя отсутствует.
В том же 1901 году художник посетил Филиппинские острова, в 1902 — США и Кубу, а в 1903 отправился в Японию, однако успел пробыть там лишь три месяца, прежде чем стало очевидным приближение войны и ему пришлось срочно возвращаться в Россию. Из Японии Верещагин привёз множество образцов японского декоративно-прикладного искусства, а также около двадцати жанровых и портретных этюдов, в которых заметно необычное для него погружение в своеобразную чужую культуру. В этих этюдах изменилась и его живописная манера: тщательная прорисовка деталей уступила место импрессионистической игре цветов. По возвращении он успел начать две полноценные картины: «Прогулка в лодке» и «На прогулке».
Когда русско-японская война началась, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым при подрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.
_________________________________________________________________________________________
Василий Васильевич Верещагин внёс огромный вклад в развитие отечественной живописи. Кроме батальных сцен у Верещагина много красивых этюдов посвящённых обычной жизни.
Вот мы с вами познакомились со вторым из трёх отечественных живописцев. В заключительной части ознакомимся с Богданом Павловичем Виллевальде.
А на этом все! Поддержите статью пальцем вверх и обязательно подпишитесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации :) Я стараюсь ради вас, друзья!