Продолжение рассказа о ратных подвигах наших земляков (начало здесь). Вернее о мемориалах, памятниках и памятных знаках, установленных на наших землях в честь тех или иных военных событий и людей в них участвовавших. Мой рассказ основан исключительно на впечатлениях от увиденного во время путешествий по родному краю. Итак – в путь, в нашу историю.
Война 1812 года
Французские историки называют эту войну «Русская кампания 1812 года». Советской и российской историографией не сразу, но был принят термин «Отечественная». Для Беларуси такое название неприемлемо. Потеряв в конце XVIII века свою независимость, она просто оказалась в эпицентре столкновения двух империй. Война, прокатившись по нашим землям на восток и обратно, принесла белорусам-литвинам неизмеримые людские потери, голод, разруху и украденные национальные ценности. Но, пожалуй, самое главное – это разбитые мечты о возрождении своего государства. В планах Наполеона было предоставление независимости Польше и Великому Княжеству Литовскому. Вот почему императора поддержала белорусская шляхта, а горожане встречали французов как освободителей.
В то же время в российской армии в результате рекрутских наборов проходили службу десятки тысяч белорусов. Много наших земляков было также среди офицеров и генералов. В какой-то мере эта война стала для белорусов гражданской.
В августе Наполеон издал указ о создании армии ВКЛ (пять пехотных и пять кавалерийских полков). Рекрутами с белорусских губерний были укомплектованы семь российских дивизий, принимавших участие в Бородинской битве. Чудеса героизма демонстрировали на полях сражений находящиеся в российской армии белорусы: командир пехотной дивизии Петр Копцевич, полковник артиллерии Иван Сухазанет, генерал-лейтенант Ефим Чаплиц, награжденный золотой саблей «За храбрость», Сергей Ланской – генерал-майор, шеф Белорусского гусарского полка.
Мужеством и доблестью отличались белорусы, воевавшие на стороне французов. Это командир полка пикинеров Императорской гвардии Ян Конопко, бригадный генерал и кавалер золотого креста «Virtuti Militari», командир бригады легкой кавалерии Тодеуш Тышкевич, получивший из рук Наполеона крест Почетного Легиона. Отвагой и воинственностью отличался на поле боя командир уланского полка Доминик Радзивил. После взятия французами Москвы, три дня официально занимал должность московского губернатора бригадный генерал литовского корпуса Иосиф Косаковский.
Памятников, посвященных событиям 1812 года, в нашей стране не так много. В первую очередь надо отметить мемориал «Брилевское поле» под Борисовом, на месте переправы корпусов Наполеона через Березину. Памятники стоят на обоих берегах реки возле деревень Брили и Студенка. В 2002 году был установлен интересный памятник-аллегория в память о всех погибших: умирающий античный воин, над ним орел, подхватывающий падающее знамя.
В 2010 году в центре Полоцка был открыт восстановленный памятник героям войны 1812 года. Памятник был возведен в 1850 году и разобран в 1932-ом по решению советских властей. В Полоцке также установлен памятный знак на Красном мосту, где произошел кровопролитный бой.
В 1912 году был установлен монумент в Витебске: 26-метровый обелиск, сложенный из блоков красного финского гранита, венчает двуглавый орел на шаре. По углам ограждения установлены четыре пушки-мортиры.
Мне кажется, уместна была бы установка монумента в память о погибших белорусах-литвинах, воевавших по обе стороны враждующих сил.
Еще хотелось бы упомянуть об одном трагическом для Беларуси эпизоде той войны. Так как все Радзивилы поддержали Наполеона, в ноябре-декабре произошло разграбление российскими войсками Несвижского замка. Город был занят татарским полком Карла Кнорича (первый кто начал грабеж радзивиловских коллекций). Продолжили вывоз ценностей генерал Тучков и адмирал Чичагов. Позже, по факту разграбления замка, было заведено уголовное дело, но… национальное достояние белорусов безвозвратно потеряно.
Ужасы Первой мировой
Незаживающими ранами на земле Беларуси в виде дотов, блиндажей, окопов и около 300 солдатских кладбищ напоминает о себе Первая мировая война. Пожалуй, самая страшная из войн.
Долгие два с половиной года линия фронта проходила по линии Двинск – Поставы – Сморгонь – Барановичи – Пинск, разрезав нашу Беларусь на две части. 800 тысяч белорусов было поставлено под ружье, 70 тысяч погибло в рядах армии, 60 тысяч составили потери среди мирного населения, 50 тысяч было вывезено в Германию, 2 миллиона 300 тысяч беженцев покинули родные края. Вот страшные цифры той войны. Сюда можно добавить потери (в результате артобстрелов и бомбежек) архитектурных и культурных ценностей.
На территории нашей страны происходили жестокие и кровопролитные бои. В марте 1916 года, чтобы вынудить немцев приостановить наступление на Париж, российские войска предприняли Нарочанскую наступательную операцию. Боевые действия осуществлялись силами 2-й армии, штаб которой находился в известном местечке Будслав. Внезапно заболел командующий армией Смирнов, талантливый военачальник, хорошо представлявший диспозицию своих и чужих войск. На замену ему из-под Барановичей был прислан генерал Рогоза, кстати, уроженец города Витебска. Он был хорошим военным, но времени на подготовку было мало, к тому же операцию приходилось проводить в ужасных погодных условиях. Условия ведения боя были просто нечеловеческими. Историки утверждают, что с обеих сторон в сражениях принимало участие до 450 тысяч человек. Российской армии так и не удалось прорвать немецкий фронт. Потеряв около 90 тысяч солдат и офицеров, наступление было остановлено. Единственным плюсом «Нарочанской операции» было спасение Парижа. Французы должны быть благодарны мужеству и стойкости белорусов (в основном из них состояли части 2-й армии). До сих пор в районе Мяделья, Постав, озера Нарочь видны следы тех страшных событий.
Пожалуй, самые ожесточенные бои происходили в районе города Сморгонь. Сам город был полностью стерт с лица земли. Насчитывавший 16 тысяч жителей, город к концу войны имел какие-то полторы сотни. Сморгонь стала символом воинской доблести, мужества и чести в годы Первой мировой войны. Российская армия, не допуская прорыва на Молодечно – Минск и взятия в «клещи» своих армий, долго и упорно защищало город. Это были 810 страшных дней и ночей. В результате артобстрелов и бесчисленных немецких атак русская армия несла огромные потери. Страшными эпизодами тех сражений было неоднократное применение немцами химического оружия. Ничто не смогло сломить стойкость и мужество солдат и офицеров. Для поднятия боевого духа несколько раз в штыковую атаку ходила «Первая женская команда смерти» Марии Бочкаревой, единственной женщины, имеющей четыре георгиевских награды.
Неслучайно под Сморгонью возводится мемориал (к 100-летию начала войны, большая часть работ завершена) по увековечению славы и памяти защитников Отечества и невинных жертв той страшной войны. Для реализации был выбран проект коллектива художников-скульпторов под руководством профессора Академии искусств, лауреата Государственной премии Республики Беларусь Анатолия Артимовича. Главная величественная скульптура, возвышающаяся в центре, называется «Крылатый гений солдатской славы». На главной аллее расположены композиции: «Солдаты Первой мировой» и «Беженцы». Уже готовы композиции «Часовня», «Крест», «Карта линии фронта», «Камень Памяти». Не буду оценивать художественный замысел авторов. Читал множество как восторженных, так и негативных отзывов.
В 2011 году в Минске, на Сторожевке (угол улиц Старовиленской и В. Хоружей), на месте Братского солдатского кладбища был открыт комплекс в память о жертвах Первой мировой войны. Он состоит из ворот с ангелами, часовни и мемориальных плит с фамилиями. Недалеко от этого места располагался военный госпиталь и здесь хоронили умерших от ран (что примечательно, только православных, католиков хоронили на Кальварийском). В наши дни этот клочок земли удалось уберечь от застройки жилыми домами. Уверен, большинство жителей столицы не знают об этом мемориале. Я пока не начал собирать материал для рассказа, тоже не догадывался о его существовании. Получается, пол страны объездил, а столицу не изучил.
Еще один интересный памятник я обнаружил во время поездки к знаменитому Розовому костелу в деревне Боруны на Ошмянщине. На выезде из деревни в сторону Гольшан стоит памятник русским летчикам: на огромном валуне барельефное изображение самолета и четырех членов экипажа.
В сентябре 1916 года в результате воздушного боя (с немецкой стороны – это были два истребителя «Альбатрос» и два «Фокера») в районе Борунов был сбит русский бомбардировщик «Илья Муромец». Немцы извлекли из-под обломков рухнувшего самолета тела четырех членов экипажа. Летчики считались тогда элитой армии, и немцы, оценив героизм и мужество, с воинскими почестями похоронили погибший экипаж, установив памятник. В 2009 году был установлен новый памятник, так как два предыдущих не сохранились. Вот строчки из военного архива: «12 сентября 1916 года во время полета на штаб 89 армии в деревне Антоново и станцию Боруны был сбит самолет (корабль XVI-ый) поручика Маклиева».
Это был единственный «Илья Муромец», сбитый за всю войну непосредственно истребителями противника. Члены экипажа самолета Дмитрий Маклиев, Митрофан Рахлин, Фаррух Гаибов, Олег Карпов – посмертно награждены орденом Святого Георгия IVстепени.
Свой рассказ хотелось бы закончить словами, выбитыми на камне мемориала: «Любая война несет разрушения, кровь и смерть. Наш священный долг – помнить об этом».
Михали ГОНЧАР
Фото автора
#mmz #ммз #историябеларуси #события1812 #перваямироваявойна