Найти тему

Аэропорту Краснодар 88 лет - полет нормальный

20 декабря Международный аэропорт Краснодара им. Екатерины II отметил 88 лет со дня своего основания.

Воздушная гавань краевой столицы остается визитной карточкой города, входит в десятку ведущих аэропортов России по пассажиропотоку и является вторым по величине аэропортом Юга. Несмотря на свой почтенный возраст, он полон далеко идущих планов и перспектив. Сегодня трудно представить Краснодар без своих «воздушных ворот», которые соединяют его со всем миром. Но когда-то все было совсем иначе.

-2

История аэропорта началась в далеком 1932 году, когда вблизи от центральной усадьбы совхоза «Пашковский» приземлилось семь самолетов ПО-2 – так называемых «кукурузников» авиационного общества по борьбе с вредителями. В том же году на основе общества была создана Пашковская авиабаза, которая в конце 1933 перебазировалась на аэродром нынешнего аэропорта. Уже в 1934-м году авиабаза начала осуществлять пассажирские авиаперевозки на все тех же ПО-2, переоборудованных под нужды гражданской авиации. Первые регулярные рейсы из Краснодара осуществлялись в не слишком далеком направлении: в Майкоп, Сочи и Анапу. Авиапарк не мог позволить большего.

Но те скромные самолеты были лишь предтечей больших свершений. Рос город, а вместе с ним и воздушный порт. Наконец, в 1960-м после постройки бетонной взлетно-посадочной полосы и двухэтажного аэровокзала аэропорт начал осуществлять регулярные рейсовые пассажирские и грузовые перевозки по союзным линиям на лучших авиалайнерах советской авиации.

За эти годы аэропорт пережил многое: и годы войны, когда с аэродрома на фронт поставлялись боеприпасы, а оттуда эвакуировали раненых; сложные 90-е годы, многочисленные реорганизации. Но при этом, он никогда не стоял на месте, наращивая мощность даже в самые сложные периоды, и становясь краше год от года. Даже в 2020 году, несмотря на ограничения, связанные с пандемией, аэропорт обслужил около 3 млн. пассажиров и 14 000 воздушных судов.

Важной вехой в истории воздушной гавани стало разделение авиапредприятия на два разных бизнеса аэропорт и авиакомпанию в 2006 году. Аэропорт вошел в состав аэропортовой группы «Базэл Аэро», основанной промышленником Олегом Дерипаской. С этого момента аэропорт начал поступательное движение к обновлению.

Перед началом зимней Олимпиады 2014 года в Сочи в краснодарском аэропорту была завершена реконструкция сектора международных воздушных линий. Тогда Краснодара выступал запасным аэродромом для рейсов в олимпийскую столицу и транзитным пунктом по поту в Сочи. Пропускная способность терминала возросла более чем в три раза - с 200 до 700 пассажиров в час. Также в начале 2014 года решением Комиссии по сертификации аэродромов и оборудования Международного авиационного комитета краснодарскому аэропорту в Сертификат №033 А-М аэродрома Краснодар внесены изменения в ограничениях по эксплуатации аэродрома в связи с вводом после реконструкции рулежной дорожки и введением временной ИВПП. Благодаря чему, пропускная способность увеличилась в два раза.

-4

Сразу после реконструкции Международного терминала, в аэропорту Краснодар стартовала модернизация терминала внутренних линий. После завершения его пропускная способность увеличилась в два раза - до 1000 пассажиров в час. Расширены зоны регистрации, прохождения предполетного досмотра и выхода на посадку, залы прилета и выдачи багажа. В результате площадь внутреннего терминала увеличилась на 3 200 кв.м. Соответственно, в зале увеличилось количество стоек регистрации – до 16, интроскопов – до 11, в багажных отделениях установлены три карусельные багажные системы.

Опыт по реконструкции Международного аэропорта Краснодар признан экспертами информационно-аналитического агентства «Авиапорт» самым успешным среди проектов модернизации типовых аэропортов «советского наследия».

В 2015 году завершена реконструкция привокзальной площади аэропорта. В ее ходе здания терминалов были окрашены в благородный серый цвет. На фасадах установлены вывески с названием аэропорта и обозначением терминалов: «Терминал 1» - для внутренних авиалиний, «Terminal 2» - для международных авиалиний и «Терминал 3» - для VIP-терминала. Также на вывесках появилось историческое название аэропорта «Пашковский». Вывески установлены как со стороны привокзальной площади, так и со стороны перрона. Они желтого, хорошо различимого цвета, а в темное время суток подсвечиваются. Вблизи терминалов размещены новые навигационные стенды с основной информацией для пассажиров о расположении объектов на территории аэропорта. Завершены работы по обустройству парковки на привокзальной площади. Обновлена разметка, установлены специальные столбики, разграничивающие транспортные потоки. Также в 2015 году выполнены работы по благоустройству торговой зоны в районе остановок общественного транспорта - возведен новый торговый ряд, помещения которого выполнены в едином стиле.

15 июня 2017 года состоялось торжественное открытие новой взлетно-посадочной полосы. В торжественной церемонии приняли участие губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, мэр города Краснодара Евгений Первышов. В 11:58 на новую полосу совершил посадку самолет Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот», прибывший из Москвы. Длина новой взлетно-посадочной полосы составляет 3000 м, ширина – 60 м. Она имеет бетонное покрытие, соответствующее всем технологических нормам и требованиям. С завершением реконструкции аэродромной инфраструктуры аэропорт Краснодар может обслуживать до 20 взлетно-посадочных операций в час (ранее - 9), а также принимать воздушные суда большей вместимости, что, в свою очередь, позволит расширить географию полетов.

23 октября 2020 года, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), выдало аэропорту Краснодар допуск на посадку самолетов в условиях ограниченной видимости. Согласно извещению, аэродрому воздушной гавани Кубани присуждается вторая категория для точного захода на посадку по приборам. Благодаря этому, в аэропорт Краснодар могут приземляться воздушные суда в условиях тумана при дальности видимости на взлетно-посадочной полосе не менее 300 метров и высоте принятия решения не менее 30 метров. Эти показатели в два раза превышают имевшиеся ранее разрешения.

31 мая 2019 года Президентом РФ подписан Указ № 246 «О присвоении аэропортам имен лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством». Международному аэропорту Краснодар присвоено имя Екатерины II. В рамках реализации проекта по присвоению имен аэропортам в летней зоне аэровокзала была установлена скульптура Екатерины II.

-5

Это событие стало началом полноценного рассвета аэропорта, открыло перед ним множество перспектив и сделало его частью крупного инвестиционного проекта «Развитие южного экспортно-импортного хаба».

Проект подразумевает строительство нового аэропорта Краснодар и создание крупного грузопассажирского транспортного узла, инициированный несколько лет назад совладельцем компании Олегом Дерипаской. Первый этап завершится в конце 2023 года, когда будет готов новый аэровокзальный комплекс с транспортной инфраструктурой (подъездные автодороги с новым перроном и рулежными дорожками). Второй этап - создание полноценного мультимодального транспортно-пересадочного узла (ТПУ), оказывающего, в том числе услуги железнодорожного, автомобильного и общественного транспорта, завершится до 2025 года. Это позволит увеличить рост грузооборота до 3 миллионов тонн в год, а авиационный трафик до 13 миллионов пассажиров. Так что совсем скоро наш уютный, старомодный, немного провинциальный, но такой родной аэропорт превратится в полноценный аэрополис. И это тот случай, когда после 80 лет все только начинается.