…и почти в каждом классе есть такой персонаж.
- А можно мне листочек?
- А ручку? Я забыл!
- А можно я не буду отступать две строчки, а отступлю три?
- А почему мы подчеркивает двумя линиями? А я хочу тремя!
Они очень утомляют, эти дети. Не раздражают, нет, именно утомляют. Они отвлекают на себя внимание класса, заставляют тратить время на невразумительные мелочи.
Особенно тяжело, когда класс и без того непростой. Ты семь минут наводишь порядок, пересаживаешь кого-то, настраиваешь детей на работу, и тут вылезает этот Петрушка.
Эти дети, кстати, безошибочно умеют выбирать момент. Так, чтобы было максимально некстати.
Понятно, что это нехватка внимания, которая компенсируется любой ценой. Как правило, такого ребенка жалко.
Но помимо него в кабинете сидят еще двадцать девять оболтусов. И им сдавать экзамен через полтора-два года. И их тоже жалко.
Сегодня я объясняю, что существуют некоторые закономерности в постановке ударения в русском языке, но четких правил нет, в отличие от других языков. Поэтому нужно запомнить…
- А почему? – вылезает Вадим.
Увлекшись объяснениями, я не сразу улавливаю суть вопроса.
- Что почему?
- Почему нет четких правил?
Я растерялась.
- В каких-то словах постановка ударения сложилась исторически, в заимствованных словах мы ставим ударение так, потому что…. – бормочу я.
Но мой ответ Вадима не интересует. Он добился своей цели. Выстрелил.
Я сбилась с мысли, класс загалдел, зашушукался, захихикал. Кто-то начал спрашивать Вадима, не идиот ли он.
Собравшись с мыслями, продолжаю объяснение, что в глаголах прошедшего времени женского рода, если ударение может уйти на окончание, оно именно туда и уходит…
- А почему оно уходит на окончание? – тут же спрашивает Вадим, пока остальные дети старательно записывают мои слова.
И мне вспоминается мой приятель. Пока он был холост, он размышлял о своем будущем сыне. Он мечтал, как тот начнет ходить, говорить, начнет задавать вопросы, а он, счастливый отец, в отличие от остальных замученных родителей, не будет от них отмахиваться, а будет подробно отвечать:
- Пап, а почему трава зеленая?
- А это сынок потому что в ней есть……
- Пап, а почему небо синее?
- А это, сынок, потому что наша атмосфера….
Примерно таким ему виделся его будущий диалог с сыном.
И вот у него родился сын. Приятель был счастлив. Когда, наконец, речь сына достаточно оформилась, на прогулке прозвучал первый вопрос:
- Папа, а почему троллейбус?
Не почему едет, не почему рога, не почему в нем люди. А просто «почему троллейбус». Действительно, а почему?