Найти тему
Мангустина

О слабых мужчинах, сильных женщинах и семейном проклятии. Трилогия Сельмы Лагерлеф.

Что вы читали у Сельмы Лагерлёф помимо "Путешествия Нильса с дикими гусями"? У первой женщины-академика, не только Швеции, отмеченной нобелевской премией? Её книги очень любят на родине, она для шведов как Пушкин и Гоголь для русских. Скорее, как Гоголь, с его "Вечерами на хуторе близ Диканьки". Сельма тоже использует народные легенды и сказания, семейные истории о призраках и проклятиях.

Особенно они чувствуются в первой книге трилогии о Левеншольдах, "Перстень Левеншольда". Призрак генерала Левеншольда вышел злобным и мстительным, покаравшим не только воров, забравших роковой перстень из гробницы, но и крестьян, случайно встретившихся с вором.

Да и собственному правнуку досталось, а парень лишь хотел помочь призраку обрести покой. Месть - чувство нехристианское, от него страдают и правые, и виноватые. Лагерлеф, как истинная христианка, подчеркивает это.

-2

Но вот, что интересно. Победе над призраком помогает любовь простой женщины, экономки Мальвины Спак. Но в двух следующих книгах, "Шарлотта Левеншольд" и "Анна Сверд", именно её дочь и служит то ли орудием проклятия, то ли главной злодейкой. Да и мистики в них меньше. Книги, скорее всего, о сильных женщинах и слабых мужчинах, о любви и прощении, о непредсказуемости жизни.

Главный герой, молодой помощник приходского священника Карл-Артур, красив, умен, обаятелен, превосходный оратор. Но не умеет любить обычных людей, а без этого любовь к Богу ничего не стоит, оборачиваясь лишь жестокостью к близким и сектантством. Он опускается, становясь озлобленным бродягой.

А первыми оказываются люди добрые и деятельные: первый богач (в отличие от русских романов, богатство не клеймо) Шагерстрем, Шарлотта Левеншольд и Анна Сверд, они заботятся о близких. Даже жертвуя собой ради примирения матери и сына, Шарлотта не рассматривает свой вынужденный брак как горе, а как начало новой любви. Русские же героини упивались бы своей жертвой, мучая себя и мужа.

-3

Шведский подход окупается, Шарлотта счастлива в браке с Шагерстремом, Анна Сверд своим трудом не только превращает лачугу в процветающую усадьбу, но и выводит в люди десяток сироток.

И объясните мне, почему даже в шведских книгах женщины сильнее?

Другие статьи канала:

Французский мистический детектив.

Марк Твен 21 века

Уральская мифология