Эта статья является введением в историю африканских городов-государств и служит для лучшего понимания перспектив чартерных городов на Чёрном континенте.
Хеба Эльханафи. Научный сотрудник и исследователь Атласа.
Перевод: Никулин Никита (Telegram: @NikUtopy)
Развитие африканских городов-государств уже давно внесло свой вклад в гордую историю цивилизации Африки. В тропиках на её восточном побережье Килва-Косвани [город с автономным управлением] развивалась и процветала наряду с другими городами-государствами. Косами, город-государство, ставший Империей, был центром и предтечей одной из самых ярких и развитых цивилизаций доколониальной Африки. Кано, еще один город-государство, как наследие имеет политическую независимость и экономический успех, которые сквозь века тянутся и по сей день. В этой статье мы исследуем путешествие Эко (современный Лагос) из города-государства в город-платящий-дань внутри Бенинской империи, как он пережил аннексию, британскую колонизацию, и как его прошлое как города-государства влияет на его нынешнюю историю.
Основанное в 12 веке Королевство Бенин возникло на восточной стороне дельты Нигера и начало расширяться на запад, столкнувшись с существующими там городами-государствами и их структурами управления. Бенинская Империя должна была принять решение: либо подчинить себе это новое завоевание, уничтожив его политическую и социально-экономическую систему, либо обеспечить его лояльность империи (то есть Бенину), сохраняя автономию в своих внутренних делах. Во многих случаях Империя выбирала второй вариант; этот путь был избран и для Эко (Лагоса).
Одна из самых известных этногрупп Западной Африки — народ йоруба, поселившийся в Южной Нигерии, Того и Бенине с 6-го века, перед этим основал и заселил многие западноафриканские города, например Ойо, Ифе, Ибадан и Эко. Их независимые социально-экономическими структуры позволяли квалифицировать большинство этих городов как самостоятельные государства.
Эко, поселение йоруба, создало свою социально-экономическую структуру и относительно неформальную политическую систему, и зависело от рыболовства и охоты. В условиях расширения Бенинской Империи на запад Эко было позволено сохранить частичную экономическую и социальную автономию. Тем не менее, Бенин назначил первого Оба (Божественного короля) Эко, дав городу более организованную политическую систему, соответсвовавшую бенинской империалистической идеологией.
Для Бенинской Империи это было политически выгодное решение — позволить народу йоруба сохранить свой социально-экономический статус, вербуя их в качестве политических союзников, по причине их географического распространения вокруг Западной Африки. Провоцирование конфликта с народом йоруба в Эко привело бы к конфликту с соседними городами, следовательно, стратегическое управление Эко при назначении его Оба, вероятно, было лучшим политическим решением для поддержания мира и одновременного заключения военных альянсов.
Жители Эко приняли нового Оба (при условии, что у них не было особого выбора), зато их социально-экономическая структура осталась прежней. Этот механизм давал городскому Оба возможность облагать налогами производство, в то время как финансовая независимость позволяла ему контролировать эти потоки и реинвестировать их в город. Эко быстро извлек выгоду из формализованной политической системы, приведшей его к процветанию.
С тех самых пор экономика Эко стала зависеть не от рыболовства, а от торговли, став единственной естественной гаванью почти на четыреста миль вдоль Атлантического побережья. Абекута, Ибадан и более крупные города на севере зависели от Эко как от пункта сбыта своих товаров, позволяя Оба облагать эти товары налогами и контролировать торговлю, тем самым делая этот порт ещё более стратегически значимым.
Эко процветал, сочетая городской образ жизни с устойчивым производством продуктов питания. Сельское хозяйство и урбанизация шли рука об руку, чтобы создать стабильный и самодостаточный город; большая часть продовольствия в Эко поступала из самого Эко. Остальная часть продукции шла на экспорт, создавая богатство и способствуя развитию живой экономики, основанной на способности города производить излишки сельскохозяйственной продукции, которые будут облагаться налогами и экспортироваться правителями. Наряду с торговлей, сельское хозяйство оставалось важной частью экономики вплоть до 17-го века.
В начале 17 века, когда португальские торговцы поселились в Эко и начали заниматься работорговлей в его порту, город стал ещё более успешным и независимым от Бенинской Империи. Название "Эко" превратилось в "Лагос", “озеро” по-португальски. Англичане аннексировали Лагос в 1851 году и спустя 11 лет объявили его своей колонией, а в 1906 году он стал столицей Нигерии. Позже его место заняла Абуджа — нынешняя федеральной столица. В настоящее время Лагос является одним из крупнейших африканских мегаполисов, процветающим финансовым центром с бурно развивающейся коммерцией, что делает его одним из самых быстрорастущих городов в мире.
Структура управления Лагосом сохранилась и по сей день, хотя в настоящее время городской Оба не обладают никакой политической властью. Он по-прежнему считается главой всех королей в штате Лагос и отдает дань уважения Обе Бенина. Он почитаем среди местного населения, и городские жители обращаются к нему по личным вопросам.
Существование городов-государств доказывает важность урбанизации в истории развития Африки. Они подчеркивают сложные политические, экономические и социальные структуры континента и демонстрируют многогранность городской Африки. Их история в очередной раз демонстрирует нам, что город это не только стены и здания — это политическая структура, культурные нормы и экономические предприятия. Не нужно искать слишком далеко в истории, чтобы понять, что города были бесценной частью африканской цивилизации, и потому, чтобы двигаться дальше, сегодняшние африканские города также должны стать центром ее современного развития, неся с собой уроки её славного прошлого.
Наши социальные сети:
Телеграм-канал | Блог на Медиуме | Яндекс Дзен | Группа ВКонтакте