Снова здравствуй, дорогой читатель!
Извиняюсь за долгое отсутствие, но учёба не отпускала до последнего... Поздравьте меня с первой сотней подписчиков! (После обзора их поменьше станет...) За сим к делу. В 2011 году выходцами из GAINAX (один из них, Имаиси Хироюки, был режиссёром не абы кого, а «Гуррен-Лаганна») была основана аниме-студия «Trigger», что в переводе с английского значит «крючок, зацепка, побуждение» или, на сленге, как «травмирующее событие». В 2018 году эта студия совместно с двумя другими создают аниме про пилотируемых роботов – «Милый/Любимый во Франксе», которое возымело огромный успех наравне с серьёзной критикой. Какой же вышла попытка возродить интерес к подзабытым мехам, почему все (но не я) так любят Ноль-Два и правда ли, что «Франкс» являет собой плагиат других мех и чистый испанский стыд? Об этом и не только, в обзоре.
Итак, начали. И да поможет вам Бог...
1. О сюжете (основы).
Авторы: Trigger, A-1 Pictures, CloverWorks. Год выхода: 2018. Средневзвешенная оценка: 7,94 (взяты сайты AniDub, Shikimori и Yummy Anime; всего голосов 111801); личная оценка: 5,75.
Стартует действо с рассказа о птице, которая рождается с одним крылом и которая не может улететь без партнёра. Подобный эволюционный бред, выдаваемый за метафору, реализуется дальше, когда проваливший все экзамены и явки по пилотированию ГГ Хиро (код 016) трагично расстаётся с бывшей напарницей Наоми, закатившей истерику, на которую, впрочем, всем плевать. И именно тут он... встречает... её... в озере, голую и с рыбкой. Влекомый подростковым либидо любовью с первого взгляда и до гроба он знакомится с очаровательнейшей Ноль-Два (Zero-two, 002), которая, лизнув героя, также понимает, что это судьба и нарекает его Милым. Вместе эта парочка садится в элитный мех, пилотируемый 002, «Стрелицию», которая за счёт первого за долго времени нормального функционирования (мехи здесь пилотируются сразу парами и из предыдущих партнёров Ноль-Два сжирала жизнь), с лёту наподдаёт одному из клоксозавров (рёвозавров или кёрю, как угодно), с коими человечество ведёт войну за некую магма-энергию в условиях постапокалиптического будущего. За такой успех 002 остаётся в отряде с Хиро и те вместе начинают пилотировать, как бы не старалась глава отряда Ичиго (код 015), безответно влюблённая в 016, сделать так, чтобы и на неё хоть кто-то обратил внимание. Весь отряд тоже состоит из парочек: умный и высокий Горо с Ичиго, пара дерзких ребят Зороме и Мику, апатичные поначалу Мицуро и Икуно, упитанный Футоши и добродушная Кокоро.
Далее и начинаются приключения нашего отряда по борьбе с мехами (самую малость), жизни (затем выживании) на так называемых плантациях (большую часть Земли люди загадили, превратив в бесплодную пустыню, на которой даже расти ничего не может), походах на пляж и в заброшенные города, внезапной и абсолютно беспочвенной влюблённости друг в дружку всех тычинок отряда во всех его пестиков, пониманию того, что их командиры, (а заодно правители Земли), APE – аналог SEEL-E из Евы, притом жалкий – злая диктатура, которая хочет совсем не то, что декларирует, а посему с ней надо бороться. В дальнейшие разборки подключаются Принцесса Клоксозавров (no comments), ВИРМ (Боже! Ещё одна страшная аббревиатура!), и вот битва за род людской проходит не только на Земле, но и в космосе... А в центре всего этого Хиро с Ноль-Два, которые просто любят друг дружку и хотят всегда быть вместе, пусть даже Зеро-ту не совсем человек и Хиро станет таким же, если будет с ней пилотировать... Кончается всё хэппи-ендом, как для основного отряда, так и для главной парочки, встретившейся в духе 13-й серии «Ритмов» (не плагиат, но концовка реально та же).
Казалось бы, интересное аниме. Что могло пойти не так?
1.2 Основные претензии.
За всё время, что я смотрел «Франкса», не нашлось ни одной серии, посреди которой я бы не восклицал «Чего!?». Вопросов и претензий к тайтлу настолько много, что их можно группировать и ранжировать! Обо всём по порядку:
1. Лор, вопросы. Для аниме, которое, судя по жанрам, полезло в драму, романтику, меху, антиутопию (или в ямми идиоты теги добавляют) и фантастику, слабовато раскрыт мир. Неясно, как долго функционируют мехи – «Франксы» – как долго они могут работать автономно? Или они прямо в воздухе всасывают магма-энергию из недр Земли? Но тогда почему в битве в космосе энергия не кончалась? И этот тот случай, когда взять что-то из «Евангелиона», а именно блоки питания к роботам, было бы похвальней. Из той же плеяды: как пустынная Земля, на которой ничего не росло в 22-й серии аниме (нам прям показывали, как вянут ростки), стала домиком для всех в 24-й (они почву очистили или воздух кислородом обогатили, причём без растений)? И да, раз они решили вернуться к прежним источниками энергии, кто их по сути заново обучил их эксплуатировать? Подростки-паразиты (так именуют пилотов «Франкса», к одному хорошему аниме это отношение не имеет)? (Если да, то Лайт с Котоми идут нахрен в сравнении с этими детьми индиго.)
А сколько всего плантаций (наш отряд приписан к 13-й плантации, значит их в своё время создали не меньше 13 плюс в одной серии есть стыковка с другой плантацией)? Как там живут люди? Что стало с ними после разрушения 13-й плантации в середине сериала? Смогли ли выжить остальные плантации и если да, то как?
Если же говорить о «зле», то на кой чёрт ВИРМу сдалась Земля для проведения своего аналога всеобщей комплементации (в отличие от кое-кого, тут эта тема сведена до уровня боргов), если они могли её уничтожить (по крайней мере, пока не произошла? И почему они ждали больше шестидесяти миллионов лет (!?) второй попытки? Или всё это время они регулярно наведывались и огребали (если да, то они вообще жалкие, а если нет, то тупость основного твиста второй части переходит все мыслимые пределы)?
2. Максимально слабая антиутопия. Сие логически вытекает из слабости ВИРМа, с коим связана APE. «1984», «Мы», «Дивный новый мир» и даже «Sharin no Kuni» (есть элементы антиутопии) безнадёжно устарели – сейчас подавай мир, где подростки-пилоты напрямую могут общаться с верхушкой APE и даже Папой; более того, выказывать недоверие последнему. И им за это абсолютно ничего не будет! Как и не будет ничего Ноль-Два за неповиновение указам (4-я серия), другим персонажам за самоволку, неработающие по факту системы очистки памяти (что Хиро с 002, что Мицуру с Кокоро после очисток опять сошлись... ведь любовь сценарий всесилен)... Идеи свободы и независимости от государства – это, конечно, хорошо (для наивных подростков), но когда элита, создавая и поддерживая образ всеобщего благодетеля (Папы) одновременно позволяет искать на себя компромат, наказывая ребят постфактум (хотя они следили за ними!)... А ведь задумка была: для своих целей APE выращивает детей, отделяя их от внешнего мира («взрослых»), в обмен на обещание повзрослеть требуя пилотировать «Франксы» (к самим мехам тоже вопросы есть, кстати). Но без карательных функций, обязательных для верхушки антиутопического общества, это смотрится настолько убого, что причисление «Милого во Франксе» к антиутопиям оскорбляет весь жанр.
3. Пустые персонажи с притянутой любовью. И тут таких большинство, начиная с главной пары: привязанность Хиро и Ноль-Два ничем не подкреплена, кроме метафоры про однокрылую птичку и... ещё одной метафоры – сказку про принца и ведьму (сами метафоры больше злят, ибо очень сильно кричат о своём присутствии). После пары диалогов они садятся в «Стерлицию» и дальше Хиро защищает 002 в спорах с другими членами команды, хотя про неё ничего не знает (и не узнаёт аж до середины аниме). А влюблены они, оказываются, с детства, ибо... Хиро пожалел 002 и пообещал всегда быть с ней (ну да, я в 6 лет в лагере тоже хотел на ком-нибудь жениться... ОХ! НУ ЧТО ЗА БРЕД!?). Остальные также – Ичиго любит Хиро за данное имя, Горо, как и Икуно (ну да, юри тут только не хватало!) любит Ичиго за то, что та в детстве на него внимание обратила, а Футоши любил Кокоро просто потому, что они вместе пилотировали меху. Наименее натянутая тут линия (в кою хоть немного веришь) – Кокоро и Мицуро: да, она в него влюбилась в основном из жалости, но даже это выигрывает на фоне «мы в один горшок ходили – это судьба» и ничего друг о дружке не знающих Хиро и Ноль-Два.
4. Скачущее повествование. Как и в «Тотоно», здесь поведение и характеры персонажей ломают в угоду сценарию. Но если первое оправдывали тем, что это деконструкция (приятней «Тотоно» от этого не стала, впрочем), то тут что? Во «Франксе» берут и развивают сюжет в одном русле (примерно до 14-15 серии), затем делают убер-неожиданный твист и уходят в драму, напрочь забывая обо всех побочных линиях сюжета (кроме Кокоро и Мицуро), к коим возвращаются в самом конце и, в основном, для галочки: с нифига Ичиго перестала ревновать Хиро (ну либо поплакала, смирилась и потом даже не попыталась зайти второй раз), с нифига Икуно признаётся Ичиго (их показывали вместе в кадре, но блин, теперь всех подряд шипперить?)... Да и лор раскрывается в 1 и 19 сериях, притом в 19-й серии половина сюжетных ходов из Евы взята.
5. Принцип мех, бои. Это, конечно, гениальное решение – посадить двух подростков в меху (притом в пошлой позе, показанной ниже), дабы повысить уровень синхронизации... правда, не очень понятно: чего с чем? В «Еве» пилот синхронизировался с самим роботом; тут же девушка (пестик)... вселяется в робота, которым двигает юноша (тычинка). Или не двигает, поскольку робот вроде как тоже сам по себе. В общем, копаться в принципе мех себе дороже. Как и разбирать тупость, связанную с необходимостью наличия определённых эмоций у пилотов: дабы синхронизацию повысить, из них делает дружный коллектив, притом без нарушений в гормонах («взрослые» тут бессмертны и бесплодны... кстати, что с ними стало в концовке!? сдохли прямо как логика этого аниме!?), что порождает проблемы. Ну и бои, где нет нормального плана, руководства от надзирателей (брифинг и всё) и где вначале одна «Стерлиция» всех резала на раз-два, а потом и остальные с нифига стали. Притом в 23-24 сериях Хиро и Ноль-Два пилотировали сверхмогущественное создание, которое до последней битвы было неубиваемо. Естественно, никаких переживаний это не вызывает, как и персонажи, да и в плане динамики тот же «Евангелион» 1995 года куда лучше (аниме – деконструкция мехи как меха лучше «Франкса», где никакой деконструкции и в помине нет!).
6. Этти, что хоронит атмосферу ещё глубже, хотя должно было хоть как-то спасти тайтл. Полуголая Ноль-Два есть в обоих опенингах, при первой встрече с Хиро и потом ещё появляется парой. Не говоря о том, что после «Старшей школы демонов» смотреть на этти без раскрытой темы сисек даже несмешно. Ну и поза пилотирования «Франксов», конечно, гениальна. Интересно, почему это они друг в дружку влюбились???
И это не считая горы более мелких тупостей.
1.3 Свои и чужие идеи и повороты.
Изначально я планировал посмотреть это аниме, ибо было интересно: а правда ли, что «Франкс» плохой плагиат «Евангелиона» (частично, «Гуррен-Лаганна», но его я ещё не видел)? Что ж, тут есть до боли знакомые дизайны кабин пилотов, организация, фактически управляющая миром, история учёного, потерявшего жену при опыте созданных им же огромных роботов, клонирование, планы по объединению сознаний всех живущих...
Несмотря на это, аниме обладают действительно разными посылами: так, среди основных проблем, поднятых «Евангелионом», дилемма дикобраза, невозможность преодолеть духовное разделение всех людей. И деконструкция мехи: настолько проблемные подростки (да и взрослые NERV им под стать) мир не спасут; им самим бы кто помог. Плюс персонажи вышли настолько жизненными, что даже оборванные сюжетные линии героев не минус: в жизни тоже нет чёткого завершения «сюжеток» во взаимодействии с другими людьми.
А что же «Франкс»? Его глубинная идея – что лучше: бессмертная жизнь или эволюция? Притом вопрос поставлен крайне однобоко, так в одном случае нам вещают что-то невнятное о бесплодии, вечном счастье, а в другом – о семьях, любви и размножении, конечно же. Поскольку дети отвергают предложение о слиянии, можно подумать, что это взято из фильма «Конец Евангелиона», но «Франкс» вообще не о психологии: в нём нет нормальных персонажей, проблемы которых раскрывали бы. Здесь не «Ева», герои тянутся друг к дружке не чтобы хоть как-то справиться с душевной пустотой, а в основном из-за либидо (других причин вроде тех же внятных переживаний нам не показали). Поэтому будь «Франкс» правда плагиатом «Евангелиона», его было бы интереснее смотреть.
2. Персонажи.
Хиро (016) – ГГ аниме. Искренне считал (как и все), что нет ничего важнее, чем пилотировать «Франксов» и посему был в депрессии грустил (он и понятия о депрессии не имеет), пока не повстречал ту самую. Откуда-то знает про концепцию имён (хотя их этому не учили; целью APE было свести эмоциональную составляющую, необходимую для пилотирования, к минимуму) и раздаёт их всем подряд. Кроме того, с любившей (и хотя бы знавшей его) Ичиго вёл себя как крайне мерзотное бревно а-ля Макото в худшей вариации «Летодней», а ради Ноль-Два, которую он толком не знал, был готов в огонь, воду и «Стерлицию» войти с риском ассимилироваться с Ноль-Два. Выбирает 002 и только её, дабы воссоединиться в слезливой (нет) концовке.
Ноль-Два (Зеро-ту, 002, укравшая номер у Аски) – главная героиня, объект любовного интереса и, по совместительству, самый перехваленный персонаж аниме. С первых минут встречи (первого *лизь-лизь) беззастенчиво привязана к Хиро, называет его «Милым», хочет стать человеком, для чего ей поначалу внушили, что больше клоксозавров надо убить (ещё гениальная идея от гениев из APE... Ринпалм). В первой половине аниме относится ко всем, кроме Хиро, как к пустому месту, затем, по угоде сценаристов, резко становится человечной к своему отряду (хотя до этого ей было откровенно пофиг на них) и заслуживает всеобщей любви.
Может показаться странным, что мне понравилась Куруми Токисаки, а в сравнении с Ноль-Два даже Ичиго лучше. Но будем честны, подобное яндерство к полному нулю (да-да, Хиро больше код 000 подошёл), притом без тянущей всё на себе Юно Гасай, вообще не смотрится. Опять же, тут даже не Кацура Котоноха или Юри, для которых показали сближение с ГГ и хоть какие-то поступки последнего. В общем, персонаж, которого я не понял и не сопереживал.
Ичиго (код 015) – невысокая подруга детства Хиро, командир отряда пилотов №13. Обладает повышенным чувством ответственности. Трепетно относится к своему отряду. Безответно влюблена в Хиро, но тому было плевать (даже когда она призналась, он вообще никак не отреагировал... Ринпалм), было плевать и Ноль-Два. Затем разок пустила слезу и... примирилась? Видимо, ей тоже стало плевать, ибо её поведение резко сменилось с любви на апатию; и тогда я потерял одно из двух хоть как-то интересных персонажей. В неё безответно (был) влюблён Горо (код 055) высокий парень в очках, с которым она пилотировала «Дельфиниум» и который как мог, старался остаться другом и для Ичиго, и для Хиро.
Кокоро (код 556) – стеснительная и добродушная девушка (в её CV, Саори Хаями, узнаешь Юкино Юкиношиту и Кочо Шинобу, пусть и не сразу), которая, найдя книжку о воспитании детей, всерьёз заинтересовалась концепцией (учитывая, что следить за ними могли изначально, ещё один камень к уровню контроля в этой... антиутопии). Сложно принимать собственные решения, но она их-таки делает, влюбляясь в Мицуро – ещё одного хоть немного раскрытого персонажа (правда, его мотивация соперничества и нелюбви к Хиро абсолютно идиотская, детская) – с которым и пилотирует робота «Генисту», не взирая на плач бывшего напарника, Футоши – добродушного упитанного паренька, без особой причины влюблённого в Кокоро (потом тоже перетерпел, ведь зачем прописывать нормальную мотивацию героям?).
Аск Мику (код 390) и Зороме (код 666) – парочка пилотов робота «Аргентиум». Первая – типичная лёгкая цундере (про которую мы узнаем только то, что та в конце выйдет замуж за напарника), второй – гиперактивный член отряда, который поначалу постоянно ссорился с Хиро, но потом перестал, ибо тот... два раза пилотировал «Стерлицию»... С Зороме есть история, слегка приоткрывающая дверь к лору мира, но эта тема нигде не развита (как и лор). Зороме искренне почитал Папу (почему-то), разочаровался (как и все, впрочем) и стал с ним бороться (как и все, впрочем).
Икуно (код 196) – пилот «Хлорофитума» (сначала с Мицуро, потом с Футоши). Любит Ичиого, ибо та дала ей имя (Ринпалм). Всегда бесстрастное куд бревно рейтинга E, хотя не обеделена хорошими поступками: так, способна к самопожертвованию и посвятила жизнь поиску способа замедлить ускоренное старение «паразитов».
Вернер Франкс – доктор, создавший мех по имени «Франксы», который являет собой нечто среднее между Гендой и Фуюцуки из «Евангелиона». С трепетом относился к некой Принцессе, любил ставить эксперименты над людьми, но в концовке вроде как извинился за всё перед Ноль-Два. Слабая вышла калька, конечно...
Нана и Хачи – смотрители над отрядом №13. Оба когда-то были паразитами; возможно, их что-то связывало в прошлом (не спрашивайте, не ответят). Нана более мягкая (даже флешбеки мучительные порой мучат), а Хачи повышенный флегматик. В концовке решают помогать паразитам в обустройстве дивного мира (так завещал Др. Франкс) и с какого-то перепугу сходятся романтически.
Что самое забавное, большинство героев, по сути, вышли настолько похожими друг на друга (отличие 016 и 002 лишь в том, что они «особенные», ибо самой сильной мехой управляют), что им даже комплементация не нужна – настолько слабо в них выделена индивидуальность.
3. Рисовка, претензии к ней. Саундтрек.
Я не особый любитель мехи («Евангелион» зашёл мне по явно другой причине), но даже у дилетанта вроде меня вопросы: зачем мехам такие большие милые глазки? Выглядит неплохо, но довольно по-детски. Но если это аниме для детей (от 12 лет, согласно рейтингу), то зачем роботам груди и каблуки? Фансервиса в первых сериях, целого пляжного эпизода (такое клише было и в «Еве», но там не так бросалось в глаза, ибо сцена в горячих источниках была в конце серии) и опенинга, постоянно намекавшего о трёх достоинствах Ноль-Два кому-то не хватило!? (Вопрос про то, как эти мехи передвигаются без источников питания я уже оставил надежду разгадать, а как они с такими конфигурациями не падают... наверно, очередное допущение). Ну а если вам нравятся такие мехи, то что насчёт клоксозавров (в той же галерее)? Прям чувствуется индивидуальная неповторимость каждого? Мне же одному показалось, что это просто куски графена (иногда 3D, но «Франкс» не «Перезапись» и 3D в нём не настолько убог... и да, это один из немногих его плюсов) чёрного и немного синего цветов?
Но Бог с ними, с роботами. На скринах 1-2 что!? Эта халтура (виденная и на ямми, и на анидабе) как-то раскрывает драматизм ситуации!? Это помогает проникнуться моментом!? Да, это всего лишь придирка, но почему-то я не удивлён, что именно во «Франксе» нашлось место и подобному. Да и остальная рисовка не выглядит особо лучше: скрины 3 и 4 словно из «Выси» 2006 года взяты, а не из 2018 года. И над этим три студии трудилось!?
Что до опенинга, то да, есть в первом опенинге один кадр, вызывающий смутные сомнения. Однако сравнивать песню «Франкса» с «Cruel Angel Thesis», одной из самых популярных песен в японских караоке (с аниме вообще не связанных) бессмысленно, ибо камню ясно, что лучше.
В остальном же музыка «Франкса» неплоха. Более того, поскольку я вообще не сопереживал героям этого цирка под личиной романтики в сеттинге постапокалиптической мехи, в основном, по музыке я понимал, в какие моменты нужно было дрожать и плакать от жалости к героям.
4. По итогу.
Есть аниме, которые способны зацепить задумкой («Эксперименты Лейн», правда, до конца я их так не понял), персонажами («ТораДора», «Рандеву с Жизнью»), и тем и другим («Паразит», «Евангелион»), просто приятные глазу аниме («Клинок, рассекающий демонов», «Пять невест»), с которых отдохнуть можно. А есть «Милый во Франксе», который, судя по всему, попытался усидеть на всех стульях сразу. И со всех он с треском валится, ломая основу и даже зля кого-то некоторыми скопированными сюжетными ходами. «Франкс» скучен как меха: мало того, что у них противники походят больше на чёрно-синие камни, так ещё и боёв там меньше, чем в «Еве» и они менее динамичные (лол). Как антиутопия «Франкс» вообще ужасен, ибо полон зашкаливающей глупости, нестыковок и вечного Ринпалма + невнятно раскрыты правила мира (зато пляжная сцена есть). Как этти – есть более интересные вещи, с более интересным сюжетом и персонажами (то же «Рандеву»). Как фантастика – опять же не раскрыт до конца лор.
И наконец, то самое, главное – у всякого аниме есть своя сердцевина, которую можно описать в паре предложений. «Франкс» – аниме о любви. Истинной любви (с истинной тянкой). Если бы аниме выдержало любовную линию и имело нормальных и интересных персонажей, его можно было бы даже рекомендовать к просмотру как любовную историю на один раз. Но даже тут нет слов: настолько плоских персонажей, о которых нечего сказать, в аниме я вижу, пожалуй, впервые (да я хентай видел с более интересными персонажами). Герои здесь не живут, они просто идут вслед за сценарием: сказано любить – любят, сказано грустить – грустят, сказано измениться – меняются. Да, всё это дабы свои мысли донести (любое аниме пытается что-либо сказать), но и сами идеи сформулированы не очень внятно и оттого не показались мне настолько актуальными и интересно поданными, чтобы ради них одних всё простить.
Вот и заканчивается один из самых объёмных обзоров... Удивительно, что даже без хороших персонажей (исключение есть, но калибр совсем не тот), при полном отсутствии заинтересованности в дальнейшем аниме смогло вызвать столько негатива. Наверное, именно поэтому лучше особо не разбирать «Франкс», ибо этот путь неминуемо приведёт к набиванию Ринпалмов и километровой ходьбе кругами.
«Франкс», как и «Евангелион», провоцирует на раздумья. Но если последний заставляет задуматься о философском (спасибо Еве за СПГС), то «Франкс» пытаешься обдумать, чтобы привести его в порядок. У меня пока получилось найти косяки и составить обзор. И ведь порой действительно обидно: на некоторых моментах я видел неплохой потенциал. И такая реализация...
«Франкс» по праву попадает в топ незашедших мне аниме. Его рекомендовать к просмотру я могу только к тем, кто не верит словам и хочет лично убедиться в этом. Что ж, желающие всегда получат. Впрочем, есть за что «Франксу» спасибо сказать: теперь я по-настоящему захотел пересмотреть «Евангелион». Сомнительное достижение, не так ли?
Спасибо, что прочли статью до конца! Смотрите только хорошее аниме и до скорых встреч!
P. S. До Нового года ожидайте мини-подборку новелл на новый год.
#аниме обзор #манга #романтика #лонгрид