Найти тему
Беглым взглядом

Памятник всемирно известному ученому Карлу Эрнсту фон Бэру. Тарту, Эстония

Памятник Карлу Эрнсту фон Бэру. Тарту. Фото автора
Памятник Карлу Эрнсту фон Бэру. Тарту. Фото автора

Прогуливаясь в парке на холме Тоомемяги (Домская горка), на пересечении аллей обязательно наткнемся на фундаментальный памятник, огороженный металлической оградой. Пожилой, если не сказать старый, мужчина сидит в кресле с книгой, подперев голову рукой, глубоко задумавшись. Скульптура установлена на высоком массивном постаменте, на котором видим внушительных размеров лавровый венок и лаконичную надпись: K.E.v.BAER. Как и с памятником Барклаю-де-Толли, в голову приходят мысли, что значение сооружения выходит за рамки города Тарту, да и всей Эстонии. Справившись со всезнающим интернетом, выясняем, что автором монумента является А.М. Опекушин. Да-да, тот самый Александр Михайлович. Не то, чтобы вы не знали, но напомню и заострю...

Большим событием в творчестве А.М. Опекушина стало приглашение его, начинающего скульптора, к участию в работе над памятником Тысячелетию Государства Российского, создаваемого по проекту Михаила Микешина в Великом Новгороде. Как молодому скульптору, ему поручили исполнить только одну фигуру - Петра I. Фигура удалась. Дальше начинается интересное. Фраза про фигуру - почти цитата, появляется во многих источниках, но вызывает некоторые вопросы. Как правило, дальше следует изображение фигуры Петра, находящейся в среднем ярусе (смотрим изображение 2 в галерее). Вообще-то говоря, это фигура центральная, призванная символизировать возникновение Российской империи. За право создать такую композицию не погнушается побороться любой именитый скульптор. В одном из источников прозвучал расширенный вариант рассматриваемой фразы: ...исполнить только одну фигуру - Петра I, стоящего со скрещенными руками. Далее следует вышеуказанное изображение центральной фигуры памятника. А чтобы не было сомнений, подписано: "Фигура Петра I, выполнена скульптором Опекушиным А.М." Опять не очень понятно. Где же наши руки? При более подробном анализе обнаруживаем, что скульптурную группу с Петром, ангелом и поверженным шведом со знаменем создал скульптор Иван Шредер. Шредер обозначается соавтором монумента. Как говорится : "Кесарю - кесарево". Что же тогда молодому скульптору? А молодому (смотрим изображение 3 в галерее) фигура на фризе монумента. Вот он - Петр с Яковом Долгоруковым справа на краю кадра. На краю - это у меня так получилось. Фриз круглый и фигура занимает значимое место. Главное, руки на груди скрещены. Поправьте, если что не так в моем изыскании. Как бы-то ни было, публичный дебют состоялся. Скульптора заметили.

Другим значимым проектом стал памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. Автор - тот же Михаил Микешин, победивший в очередном конкурсе. Как мы уже поняли, Микешин выступал, так сказать, "художественным руководителем". Будучи не очень хорошим лепщиком, но отменным рисовальщиком, привлекал к работе выдающихся скульпторов.

Фигуру Екатерины II исполнил скульптор Матвей Афанасьевич Чижов, а вот фигуры придворных и лиц, приближенных к императрице, лепил А.М. Опекушин. При этом, скульптуры Чичагова и Орлова-Чесменского выполнены по собственным рисункам Опекушина [1]. Смотрим галерею с фрагментами памятника Екатерины II.

А.М. Опекушин за свою жизнь создал несколько монументальных памятников, посвященных Российским императорам. Но, по понятным причинам, они не сохранились. Памятник - он же от слова память. Ставят их, чтобы помнить. Но сносить памятники - старинная забава, как выяснилось, не только русская, с извечным заблуждением: нет памятника - о человеке или событии забудут. Фигушки - вспомнят. В связи с уничтоженными монархическими проектами, Опекушин долгое время считался автором небольшого количества работ. Среди них, конечно, памятники А.С. Пушкину в Москве и Санкт-Петербурге.

Право на установку памятников Пушкину (прежде всего московского) А.М. Опекушин получил, победив в конкурсе, объявленном по инициативе выпускников-лицеистов. Конкурс проводился в несколько этапов с ожесточенной борьбой. После объявления победителя, раздосадованные академисты очень нелицеприятно отзывались о проекте Опекушина. Вспоминалось даже его крепостное происхождение: в свое время, он сам выкупил себя у помещицы Ольхиной, скопив для этого 500 рублей [2].

«Это не фигура поэта, но приличный статский человек — вот и все»

Так отзывался о проекте Иван Крамской в письме Третьякову [2]. Подобных нелестных отзывов "удостоился" и памятник в Санкт-Петербурге, который, собственно, являлся одним из вариантов московского. Писатель Куприн называл Петербургский памятник

«самым мещанским, пошлым, жалким, худосочным» [3]

Тем не менее, оба памятника были созданы и заняли достойное место в ряду художественных достижений российского искусства. Фотографии обоих памятников находятся в галерее выше. Не могу удержаться, чтобы не привести примеры других предлагаемых на конкурс проектов.

Проект Опекушина был реализован с видоизмененным пьедесталом. Прообразом нового пьедестала стала верхняя часть основания памятника, предложенного И. Шредером (слева). Проект М.М. Антокольского (изображение 2 в галерее) на сегодняшний день воспринимается из разряда курьезов (на мой взгляд). Вереница пушкинских героев, почему-то обреченно и печально, бредет к вершине горы, на которой восседает поэт. И что он с ними делает? Позволяет жить в своих произведениях или сбрасывает в небытие? Слава богу, у комиссии хватило вкуса и чувства меры.

Могу поспорить, что следующий шедевр А.М. Опекушина известен каждому, по крайней мере, в российской части аудитории.

Банкнота 5000 рублей. Викисклад
Банкнота 5000 рублей. Викисклад

Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, основателю Хабаровска Графу Муравьеву-Амурскому в Хабаровске. На конкурс было представлено 18 моделей и один рисунок. Победа досталась А.М. Опекушину. Памятник установлен в 1891 году. В 1925 скульптура была снята с пьедестала по приказу Дальревкома. На освободившийся постамент водрузился Владимир Ильич Ленин, который простоял на нем до 1983 года. Скульптура Муравьева-Амурского, в конечном итоге, была сдана на металлолом. Памятник восстановлен в 1992 году скульптором Л.В. Аристовым, а в 2006 году попал на банкноту банка России самого крупного, на сегодняшний день, достоинства.

О проектах, воплощенных А.М. Опекушиным, и сложной судьбе его работ можно говорить очень долго. Вернемся в независимую Эстонию на Домскую горку.

Памятник Карлу Эрнсту фон Бэру. Тарту. Фото автора
Памятник Карлу Эрнсту фон Бэру. Тарту. Фото автора

Думаю, после небольшого экскурса в творчество автора памятника, все прониклись его значимостью, как художественного произведения. Но во всем должно быть соответствие. Как говорят: "Упаковка не может быть дороже упакованного предмета".

Теперь настала очередь эстонской части аудитории перебирать купюры, правда не в кошельках, а в коробочках собственных или детских коллекций денежных знаков.

Банкнота банка Эстонии. Викисклад. Обработка автора
Банкнота банка Эстонии. Викисклад. Обработка автора

Банкнота банка Эстонии 2006 года достоинством в 2 кроны. С лицевой стороны на нас смотрит Карл Эрнст фон Бэр. В нижнем левом углу я разместил изображение обратной стороны банкноты в качестве своеобразной подсказки. На ней размещено здание Тартуского (Дерптского или Юрьевского) университета. Бэр обучался в нем с 1810 года. В 1814 году, после окончания курса, удостоен степени доктора медицины. Почему юный Карл выбрал медицинский факультет - сам он объяснить не мог. Продолжил обучение за границей в Вене, Вюрцбурге, Берлине. Затем начал работать в Кенигсберге прозектором на кафедре физиологии Кенигсбергского университета. В 1819 году стал профессором зоологии. Кенигсберг помнит его, помимо научных заслуг, как основателя Зоологического музея. В 1826году занял должность директора анатомического института. В 1828 году вышел первый том его знаменитого труда "История развития животных". Бэр сформулировал "Закон зародышевого сходства", согласно которому все организмы проходят развитие от простой формы к сложной, приобретая в его процессе специфические различия.

Закон Бэра. Таблица сходства и различий. Викисклад
Закон Бэра. Таблица сходства и различий. Викисклад

О своем открытии яйцеклетки млекопитающих, в том числе и человека, изложил в письме Российской академии наук.

Первый раз по приглашению Российской академии наук выехал в Россию в 1829 году, но вскоре вернулся в Кенигсберг. В 1834 году снова принял приглашение Российской академии. За свою деятельность в России награжден несколькими орденами, получил чин действительного статского советника.

Перед нами фотографии учредителей Российского географического общества. В центре Карл Максимович Бэр, в компании с И.В. Крузенштерном, В.Я. Струве, бароном Врангелем, В.И. Далем и другими достойными людьми.

Бэр был первым натуралистом, посетившим Новую Землю, исследовал острова Финского залива, Кольский полуостров. Участвовал в каспийской экспедиции. В Астрахани есть улица его имени. В Тарту , кстати, тоже есть улица Бэра. Была такая улица и в Кенигсберге: Карл-Бэр-штрассе (ранее — Визенштрассе, сейчас — ул. Диккенса) [4]. После войны ее переименовали, видимо, не особо разбираясь кто есть кто на карте. В Астрахании Бэр запомнился еще и тем, что собственноручно засолив каспийскую селедку, устроил публичную дегустацию, тем самым доказав ее съедобность и способность заменить голландскую сельдь. Поставка последней прекратилась ввиду Крымской войны. По северным морям ходили военные корабли антирусской коалиции. То самое импортозамещение. Никак не привыкнем, что Россия не Греция, и если уж "в Греции все есть", то у нас и подавно.

Кто был внимателен на уроках географии, должен помнить Закон Бэра, который говорит о том, что реки, текущие в северном полушарии, имеют крутой правый берег, а в южном - левый. Объяснение закона не столь просто и связано с движением тел в подвижной системе координат. Недаром этим вопросом занимался А. Энштейн, давая объяснение, почему реки имеют извилистые русла, а не стремятся течь по прямой в направлении естественного уклона местности. Задействована здесь сила Кореолиса. Этим в школьной программе и ограничиваются, ибо понять дальше - мозги сломаешь.

На географической карте можно обнаружить пару островов Бэра, тройку мысов, включая мыс Бэра на Новой Земле. Есть гора Бэра на Шпицбергене, гряда холмов (Бэровские бугры) в Прикаспийской низменности. Миклухо-Маклай в честь академика Бэра назвал горный хребет на Новой Гвинее. Так шел-шел и назвал. В водоемах плавает уточка-нырок (Aythya baeri).

Статьи Карла Максимовича Бэра часто носили философский характер. Цитируя статью Бэра "О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества" Л.В. Баньковский называет Бэра "вездесущим академиком" и приводит "выстраданные" им строки:

"Вся наша высшая общественная образованность произошла из строения колоса... Только из почвы, сделавшейся, благодаря земледелию, отечеством, произрастает чувство любви к этому отечеству, способное на величайшее усилие и жертвы" [5].

В следующем абзаце труда Баньковского следуют рассуждения о "почве поэзии" Пушкина. Куда же без него? Интересно, а были ли Бэр и Пушкин знакомы? Сопоставляя место и время - вполне возможно. Тем более, учитывая то, что Бэр в молодости баловался стишками, над чем сам впоследствии и подтрунивал.

Да, еще Бэр возглавлял Библиотеку академии наук, где разработал новую систему классификации и хранения книг и научных трудов.

Табличка БАН. Фото автора
Табличка БАН. Фото автора

В библиотеке его помнят и почитают. Проводят выставки к юбилеям. Есть в ней и свой памятник (скульптура) Бэру - вариант Тартуского памятника. Аналогичный установлен в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.

В общем, достойный дядя. Когда Бэр ушел в отставку, он был избран почетным академиком и получил пожизненную пенсию. Отбыл в Дерпт, где жил, занимаясь научной деятельностью в свое удовольствие, не занимая официальных постов. Умер 16 (28) ноября 1876 года во сне. Как говорится: "Бог прибрал".

На право создания памятника Бэру в Тарту был проведен международный конкурс, и средства на него тоже собирались в международном масштабе. Памятник возведен в 1886 году. Научной общественности понравился. Скульптор Роберт Бах так отзывался об этом произведении:

«Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше» [6].

Студенческое братство раз в год моет голову Бэру шампанским (шампунем?) и повязывает модный галстук. Не так давно в "обряде омовения" принимал участие современный потомок ученого [7].

Справка:

Карл Эрнст Риттер фон Бэр Эдлер фон Хутхорн (Карл Максимович Бэр) родился 17 (28) февраля 1792 года в семье прибалтийских немцев. Умер 16 (28) ноября 1876 года. Один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии. Член Российской Императорской Академии наук, после отставки - Почетный член Императорской Академии наук. Один из основателей Русского географического общества, президент Русского энтомологического общества. Иностранный член Лондонского королевского общества, член Парижской академии наук. Кавалер орденов Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени с императорской короной, Св. Владимира 4-й степени, прусского ордена "За Гражданские заслуги". Удостоен Константиновской медали, медали Копли. Похоронен на кладбище Раади в Тарту.

Кто заинтересовался памятниками в Тарту, может посмотреть статью о памятнике Барклаю-де-Толи

  1. Опекушин. Портал "Мир икусства"

Некоторые фотографии, использованные в статье, размещены в портфолио автора на сайте фотобанка Лори (Автор Александр Щепин - это я).

https://lori.ru/Blink?ref=2106

Заходите.