Прогуливаясь в парке на холме Тоомемяги (Домская горка), на пересечении аллей обязательно наткнемся на фундаментальный памятник, огороженный металлической оградой. Пожилой, если не сказать старый, мужчина сидит в кресле с книгой, подперев голову рукой, глубоко задумавшись. Скульптура установлена на высоком массивном постаменте, на котором видим внушительных размеров лавровый венок и лаконичную надпись: K.E.v.BAER. Как и с памятником Барклаю-де-Толли, в голову приходят мысли, что значение сооружения выходит за рамки города Тарту, да и всей Эстонии. Справившись со всезнающим интернетом, выясняем, что автором монумента является А.М. Опекушин. Да-да, тот самый Александр Михайлович. Не то, чтобы вы не знали, но напомню и заострю...
Большим событием в творчестве А.М. Опекушина стало приглашение его, начинающего скульптора, к участию в работе над памятником Тысячелетию Государства Российского, создаваемого по проекту Михаила Микешина в Великом Новгороде. Как молодому скульптору, ему поручили исполнить только одну фигуру - Петра I. Фигура удалась. Дальше начинается интересное. Фраза про фигуру - почти цитата, появляется во многих источниках, но вызывает некоторые вопросы. Как правило, дальше следует изображение фигуры Петра, находящейся в среднем ярусе (смотрим изображение 2 в галерее). Вообще-то говоря, это фигура центральная, призванная символизировать возникновение Российской империи. За право создать такую композицию не погнушается побороться любой именитый скульптор. В одном из источников прозвучал расширенный вариант рассматриваемой фразы: ...исполнить только одну фигуру - Петра I, стоящего со скрещенными руками. Далее следует вышеуказанное изображение центральной фигуры памятника. А чтобы не было сомнений, подписано: "Фигура Петра I, выполнена скульптором Опекушиным А.М." Опять не очень понятно. Где же наши руки? При более подробном анализе обнаруживаем, что скульптурную группу с Петром, ангелом и поверженным шведом со знаменем создал скульптор Иван Шредер. Шредер обозначается соавтором монумента. Как говорится : "Кесарю - кесарево". Что же тогда молодому скульптору? А молодому (смотрим изображение 3 в галерее) фигура на фризе монумента. Вот он - Петр с Яковом Долгоруковым справа на краю кадра. На краю - это у меня так получилось. Фриз круглый и фигура занимает значимое место. Главное, руки на груди скрещены. Поправьте, если что не так в моем изыскании. Как бы-то ни было, публичный дебют состоялся. Скульптора заметили.
Другим значимым проектом стал памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге. Автор - тот же Михаил Микешин, победивший в очередном конкурсе. Как мы уже поняли, Микешин выступал, так сказать, "художественным руководителем". Будучи не очень хорошим лепщиком, но отменным рисовальщиком, привлекал к работе выдающихся скульпторов.
Фигуру Екатерины II исполнил скульптор Матвей Афанасьевич Чижов, а вот фигуры придворных и лиц, приближенных к императрице, лепил А.М. Опекушин. При этом, скульптуры Чичагова и Орлова-Чесменского выполнены по собственным рисункам Опекушина [1]. Смотрим галерею с фрагментами памятника Екатерины II.
А.М. Опекушин за свою жизнь создал несколько монументальных памятников, посвященных Российским императорам. Но, по понятным причинам, они не сохранились. Памятник - он же от слова память. Ставят их, чтобы помнить. Но сносить памятники - старинная забава, как выяснилось, не только русская, с извечным заблуждением: нет памятника - о человеке или событии забудут. Фигушки - вспомнят. В связи с уничтоженными монархическими проектами, Опекушин долгое время считался автором небольшого количества работ. Среди них, конечно, памятники А.С. Пушкину в Москве и Санкт-Петербурге.
Право на установку памятников Пушкину (прежде всего московского) А.М. Опекушин получил, победив в конкурсе, объявленном по инициативе выпускников-лицеистов. Конкурс проводился в несколько этапов с ожесточенной борьбой. После объявления победителя, раздосадованные академисты очень нелицеприятно отзывались о проекте Опекушина. Вспоминалось даже его крепостное происхождение: в свое время, он сам выкупил себя у помещицы Ольхиной, скопив для этого 500 рублей [2].
«Это не фигура поэта, но приличный статский человек — вот и все»
Так отзывался о проекте Иван Крамской в письме Третьякову [2]. Подобных нелестных отзывов "удостоился" и памятник в Санкт-Петербурге, который, собственно, являлся одним из вариантов московского. Писатель Куприн называл Петербургский памятник
«самым мещанским, пошлым, жалким, худосочным» [3]
Тем не менее, оба памятника были созданы и заняли достойное место в ряду художественных достижений российского искусства. Фотографии обоих памятников находятся в галерее выше. Не могу удержаться, чтобы не привести примеры других предлагаемых на конкурс проектов.
Проект Опекушина был реализован с видоизмененным пьедесталом. Прообразом нового пьедестала стала верхняя часть основания памятника, предложенного И. Шредером (слева). Проект М.М. Антокольского (изображение 2 в галерее) на сегодняшний день воспринимается из разряда курьезов (на мой взгляд). Вереница пушкинских героев, почему-то обреченно и печально, бредет к вершине горы, на которой восседает поэт. И что он с ними делает? Позволяет жить в своих произведениях или сбрасывает в небытие? Слава богу, у комиссии хватило вкуса и чувства меры.
Могу поспорить, что следующий шедевр А.М. Опекушина известен каждому, по крайней мере, в российской части аудитории.
Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, основателю Хабаровска Графу Муравьеву-Амурскому в Хабаровске. На конкурс было представлено 18 моделей и один рисунок. Победа досталась А.М. Опекушину. Памятник установлен в 1891 году. В 1925 скульптура была снята с пьедестала по приказу Дальревкома. На освободившийся постамент водрузился Владимир Ильич Ленин, который простоял на нем до 1983 года. Скульптура Муравьева-Амурского, в конечном итоге, была сдана на металлолом. Памятник восстановлен в 1992 году скульптором Л.В. Аристовым, а в 2006 году попал на банкноту банка России самого крупного, на сегодняшний день, достоинства.
О проектах, воплощенных А.М. Опекушиным, и сложной судьбе его работ можно говорить очень долго. Вернемся в независимую Эстонию на Домскую горку.
Думаю, после небольшого экскурса в творчество автора памятника, все прониклись его значимостью, как художественного произведения. Но во всем должно быть соответствие. Как говорят: "Упаковка не может быть дороже упакованного предмета".
Теперь настала очередь эстонской части аудитории перебирать купюры, правда не в кошельках, а в коробочках собственных или детских коллекций денежных знаков.
Банкнота банка Эстонии 2006 года достоинством в 2 кроны. С лицевой стороны на нас смотрит Карл Эрнст фон Бэр. В нижнем левом углу я разместил изображение обратной стороны банкноты в качестве своеобразной подсказки. На ней размещено здание Тартуского (Дерптского или Юрьевского) университета. Бэр обучался в нем с 1810 года. В 1814 году, после окончания курса, удостоен степени доктора медицины. Почему юный Карл выбрал медицинский факультет - сам он объяснить не мог. Продолжил обучение за границей в Вене, Вюрцбурге, Берлине. Затем начал работать в Кенигсберге прозектором на кафедре физиологии Кенигсбергского университета. В 1819 году стал профессором зоологии. Кенигсберг помнит его, помимо научных заслуг, как основателя Зоологического музея. В 1826году занял должность директора анатомического института. В 1828 году вышел первый том его знаменитого труда "История развития животных". Бэр сформулировал "Закон зародышевого сходства", согласно которому все организмы проходят развитие от простой формы к сложной, приобретая в его процессе специфические различия.
О своем открытии яйцеклетки млекопитающих, в том числе и человека, изложил в письме Российской академии наук.
Первый раз по приглашению Российской академии наук выехал в Россию в 1829 году, но вскоре вернулся в Кенигсберг. В 1834 году снова принял приглашение Российской академии. За свою деятельность в России награжден несколькими орденами, получил чин действительного статского советника.
Перед нами фотографии учредителей Российского географического общества. В центре Карл Максимович Бэр, в компании с И.В. Крузенштерном, В.Я. Струве, бароном Врангелем, В.И. Далем и другими достойными людьми.
Бэр был первым натуралистом, посетившим Новую Землю, исследовал острова Финского залива, Кольский полуостров. Участвовал в каспийской экспедиции. В Астрахани есть улица его имени. В Тарту , кстати, тоже есть улица Бэра. Была такая улица и в Кенигсберге: Карл-Бэр-штрассе (ранее — Визенштрассе, сейчас — ул. Диккенса) [4]. После войны ее переименовали, видимо, не особо разбираясь кто есть кто на карте. В Астрахании Бэр запомнился еще и тем, что собственноручно засолив каспийскую селедку, устроил публичную дегустацию, тем самым доказав ее съедобность и способность заменить голландскую сельдь. Поставка последней прекратилась ввиду Крымской войны. По северным морям ходили военные корабли антирусской коалиции. То самое импортозамещение. Никак не привыкнем, что Россия не Греция, и если уж "в Греции все есть", то у нас и подавно.
Кто был внимателен на уроках географии, должен помнить Закон Бэра, который говорит о том, что реки, текущие в северном полушарии, имеют крутой правый берег, а в южном - левый. Объяснение закона не столь просто и связано с движением тел в подвижной системе координат. Недаром этим вопросом занимался А. Энштейн, давая объяснение, почему реки имеют извилистые русла, а не стремятся течь по прямой в направлении естественного уклона местности. Задействована здесь сила Кореолиса. Этим в школьной программе и ограничиваются, ибо понять дальше - мозги сломаешь.
На географической карте можно обнаружить пару островов Бэра, тройку мысов, включая мыс Бэра на Новой Земле. Есть гора Бэра на Шпицбергене, гряда холмов (Бэровские бугры) в Прикаспийской низменности. Миклухо-Маклай в честь академика Бэра назвал горный хребет на Новой Гвинее. Так шел-шел и назвал. В водоемах плавает уточка-нырок (Aythya baeri).
Статьи Карла Максимовича Бэра часто носили философский характер. Цитируя статью Бэра "О влиянии внешней природы на социальные отношения отдельных народов и историю человечества" Л.В. Баньковский называет Бэра "вездесущим академиком" и приводит "выстраданные" им строки:
"Вся наша высшая общественная образованность произошла из строения колоса... Только из почвы, сделавшейся, благодаря земледелию, отечеством, произрастает чувство любви к этому отечеству, способное на величайшее усилие и жертвы" [5].
В следующем абзаце труда Баньковского следуют рассуждения о "почве поэзии" Пушкина. Куда же без него? Интересно, а были ли Бэр и Пушкин знакомы? Сопоставляя место и время - вполне возможно. Тем более, учитывая то, что Бэр в молодости баловался стишками, над чем сам впоследствии и подтрунивал.
Да, еще Бэр возглавлял Библиотеку академии наук, где разработал новую систему классификации и хранения книг и научных трудов.
В библиотеке его помнят и почитают. Проводят выставки к юбилеям. Есть в ней и свой памятник (скульптура) Бэру - вариант Тартуского памятника. Аналогичный установлен в Зоологическом музее Санкт-Петербурга.
В общем, достойный дядя. Когда Бэр ушел в отставку, он был избран почетным академиком и получил пожизненную пенсию. Отбыл в Дерпт, где жил, занимаясь научной деятельностью в свое удовольствие, не занимая официальных постов. Умер 16 (28) ноября 1876 года во сне. Как говорится: "Бог прибрал".
На право создания памятника Бэру в Тарту был проведен международный конкурс, и средства на него тоже собирались в международном масштабе. Памятник возведен в 1886 году. Научной общественности понравился. Скульптор Роберт Бах так отзывался об этом произведении:
«Я опекушинского Бэра ценю выше гудоновского Вольтера. На лице Вольтера Гудон запечатлел постоянную саркастическую улыбку и больше ничего. В умном старческом лице Бэра Опекушин выразил глубину мысли подвижника науки, без которой человечество не может двигаться дальше» [6].
Студенческое братство раз в год моет голову Бэру шампанским (шампунем?) и повязывает модный галстук. Не так давно в "обряде омовения" принимал участие современный потомок ученого [7].
Справка:
Карл Эрнст Риттер фон Бэр Эдлер фон Хутхорн (Карл Максимович Бэр) родился 17 (28) февраля 1792 года в семье прибалтийских немцев. Умер 16 (28) ноября 1876 года. Один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии. Член Российской Императорской Академии наук, после отставки - Почетный член Императорской Академии наук. Один из основателей Русского географического общества, президент Русского энтомологического общества. Иностранный член Лондонского королевского общества, член Парижской академии наук. Кавалер орденов Св. Анны 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени с императорской короной, Св. Владимира 4-й степени, прусского ордена "За Гражданские заслуги". Удостоен Константиновской медали, медали Копли. Похоронен на кладбище Раади в Тарту.
Кто заинтересовался памятниками в Тарту, может посмотреть статью о памятнике Барклаю-де-Толи
- Опекушин. Портал "Мир икусства"
- "Каменное воинство" Александра Опекушина. Интернет-газета "Столетие"
Некоторые фотографии, использованные в статье, размещены в портфолио автора на сайте фотобанка Лори (Автор Александр Щепин - это я).
https://lori.ru/Blink?ref=2106
Заходите.