Второй по популярности вопрос на знание Москвы после «Сможете перечислить все сталинские высотки?» — это вопрос «Сколько в Москве вокзалов?». Знающие ответят — их девять. Но в Москве раньше был ещё один, десятый вокзал. Что же с ним случилось?
Секрет кроется в железнодорожных направлениях, идущих из Москвы. Их десять, а у Горьковского (или Нижегородского) своего направления почему-то нет: в Нижний Новгород мы отправляемся с Курского вокзала. Но когда-то Нижегородский вокзал в Москве существовал, более того — его железная дорога была второй по древности после Николаевской (Москва—Санкт-Петербург).
Есть одна интересная легенда, связанная с Нижегородским направлением: говорят, что во время обсуждения строительства первой в России железной дороги, поэт А. С. Пушкин советовал первой построить именно дорогу «Москва—Нижний Новгород» — мол, до Санкт-Петербурга уже проложено хорошее шоссе, а в Нижний Новгород приходится ездить по грязи. Но поэта не послушали, поэтому Горьковская железная дорога стала второй.
Нижегородский вокзал был открыт в 1861 году на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала — и никому не понравился! Во-первых, он был не такой красивый, как Николаевский, а во-вторых — находился слишком далеко от города. Его даже хотели перенести к трём вокзалам на Каланчёвку — была бы в Москве площадь четырёх вокзалов! Но технически это было невозможно реализовать. Зато Нижегородский вокзал объединили с Курским, тогда ещё строящимся — и получился Курско-Нижегородский вокзал. С 1896 года поезда в Нижний Новгород ходят именно оттуда.
Но за свою недолгую жизнь Нижегородский вокзал остался увековечен у русского классика Л. Толстого! Именно с этого вокзала («низкое строение Нижегородской станции») Анна Каренина отправилась в роковую поездку до Обираловки ( сейчас «Железнодорожный») — там она и бросилась под поезд.