Приветствую тебя дорогой читатель! Начну с того, что в силу своего графика работы, режим сна у меня напрочь сбит, и большинство мыслей для блога у меня возникает ночью.
У меня много друзей и знакомых, который очень сильно боятся летать, чуть ли не нервничают, когда просто слышат о полетах на самолете. Все эти мысли, плюс периодичные новости об авиационных катастрофах в СМИ - наводят страха больше, чем факты реальности. И я попытаюсь рассказать тебе, что авиация-это безопасно и интересно.
Для большинства людей, авиация-закрытая сфера. Мало кто знает, как и что работает в ней. По факту-это весьма маленький мир, и довольно специфичный.
Пассажиру видно немного. Человек приезжает в аэропорт, регистрируется на рейс, сдает багаж и идет ждать посадки. Самолет же начинают готовить к рейсу намного раньше. Время подготовки "грубо говоря" зависит от размера самолета, компоновки салона, количество топлива, багажа и многое другое.
К примеру один из самых массовых самолетов Boeing 737-800 готовят к рейсу в среднем 1.5 часа.
А вот Boeing 747-400, один из самых крупных в мире, готовят уже 3-4 часа.
Зимой, как сейчас самолёт необходимо предварительно прогреть. В сильные морозы это обеспечивается специальной передвижной «печкой» Heater. По сути-это большой дизельный двигатель, который закачивает отдельным воздухозаборником окружающий воздух с улицы, нагревает его с помощью турбины и направляет через длинный трубопровод, подсоединенного к самолету прогревает салон.
Так же прогреть салон и системы самолёта можно с помощью ВСУ-маленького встроенного авиационного двигателя, установленного, как правило, в хвосте самолёта, конечно ВСУ будет питаться за счёт керосина в баках самолёта, попутно прогревая самолёт и обеспечивая его электроэнергией на земле.
Далее за 1 час до вылета приезжает лётный экипаж-бортпроводники и пилоты.
Бортпроводники осматривают салон на предмет повреждений, проверяют аварийное оборудование (портативные баллоны с кислородом, спасательные жилеты, фонарики, дымозащитные капюшоны и другое), его количество и исправность.
Пилоты разделяются.
Командир Воздушного судна идёт осматривать самолёт внешне на предмет возможных оставленных повреждений спецтехникой, вмятин, царапин, подтеков масла, гидрожидкости, состояние пневматиков шасси (резины на колёсах), лопатки двигателей, крылья, рулевые поверхности и другое.
Второй пилот в это время идёт в кабину, проверяет системы самолёта, включает их, забивает маршрут полёта в MCDU (грубо говоря компьютер самолёта), параметры для автопилота, автомата тяги, аэропорты рейса, центровку, корректировки по расходу топлива, слушает и записывает погодные условия по радиосвязи.
В это время наземный персонал технического обслуживания начинают заправлять водой самолёт (зимой она сливается с борта каждый раз после прилёта, если стоянка самолёта превышает 3.5 часа), химические жидкости для канализационного бака.
Загружается кухня, еда на борт, так называемые касалетки, бизнес питание, алкоголь, если это предусмотрено.
Проходит предполётная, мелкая уборка самолёта.
Далее начинают загружать багаж и заправлять топливом с помощью самоходных топливозаправщиков. На больших самолетах, для экономии времени единовременно заправляют самолёт 2 топливозаправщика с противоположных сторон.
Все это время на борту ВС находится Авиатехник по техническому обслуживанию самолёта (его систем) для того, чтобы:
1) Передать борт лётному экипажу (командир вс ставит подпись о приемке самолёта);
2) Если обнаружатся какие-либо неисправности, то по возможности либо их устранить, либо «открыть» MEL по отложенному дефекту (если времени нет перед вылетом, нет возможности для устранения неисправности).
3) Получить требование от командира воздушного судна на необходимость противо-обледенительной обработки.
4) Пожелать хорошего рейса и приятного полёта лётному экипажу😅.
Далее начинается посадка пассажиров. Пассажиры могут садиться 2 путями:
1) По телетрапу (длинной кишке, для пассажира, ведёт к салону самолёта), если такими оборудован аэропорт.
2) С помощью самоходного телетрапа. Тогда к борту самолёта пассажиров подвозят специальные автобусы.
Далее, после окончания посадки, техники завершают все работы по самолёту, бортпроводники закрывают двери в салон и тут уже начинается их тяжелый труд.
Производится противо-объединительная обработка рулевых поверхностей, снега с верхней части фюзеляжа
В этот момент, я как правило, осматриваю самолёт внешне, спустившись с трапа, чтобы все технические лючки были закрыты, закрыты маслозаливные горловины двигателей, была снята металлизация с самолёта, заземляющая его, чтобы не было посторонних предметов, возможного забытого инструмента рядом с самолетом, не было подтеков.
Теперь, если самолёт не имеет возможности самостоятельного руления с места стоянки, его буксируют к месту запуска двигателей, если же он может самостоятельно вырулить со стоянки, то техник по наземному обслуживанию, стоящий «на ушах» (длинных наушниках с микрофоном), подключёнными к самолёту, даёт добро на запуск (поочередно) двигателей, а так же следит, чтобы в двигатели не попали чужеродные предметы, не было различных неисправностей при запуске.
После запуска двигателей, техник желает хорошего рейса пилотам и уходит. На этом моменте уже начинается работа пилотов по рулению к взлетно-посадочной полосе, ожиданию одобрения диспетчеров аэропорта и так далее😀.