И как она только не называлась - Тверская, Скобелевская, Советская, снова Тверская. И все это за какие-то 200 лет, разве же это возраст?!
И чего только не было там, где сегодня красуется Дмитрий Долгорукий. На его месте находились и меблированные комнаты, и танцевальный клуб, и гауптвахта, и пожарная каланча. Легче сказать, чего действительно не было.
А потом в жизни площади начался очень легкомысленный период. Она начала менять памятники, как непостоянная женщина меняет помолвочные кольца.
Первым обручальным кольцом Тверской площади стал памятник Белому генералу, герою и храбрецу Михаилу Скобелеву.
И, как порядочной женщине площади, ей пришлось незамедлительно стать Скобелевской, подтверждая свое уважительное отношение к первому суженому.
Памятник был внушительным и величественным. Народный генерал вознес вверх обнаженную саблю и несся в бой, ведя за собой своих верных солдат. Конь как-будто бы летел с отважным генералом, его передние ноги не касались земли,и весь он был таким-же героическим и бесстрашным, как и его наездник.
Кстати, вот здесь мы и развеем миф о значении положения ног коня. Говорят, что если у коня две передние ноги подняты, значит его всадник погиб в бою.
Если поднята одна нога - получил смертельное ранение.
Ну а если боевой конь стоит твердо на четырех опорах - все закончилось хорошо в судьбе его хозяина, он пережил все войны и умер уже в мирное время.
Генерал Михаил Скобелев был любимцем и заслуженно носил звание “народный”. Он был бесстрашен, отважен, и отчаянно летел в бой на белоснежном коне. Скобелев гонялся за опасностями, как за женщинами и не чувствовал пресыщения.
Но погиб совсем не в бою, как мы могли бы подумать, глядя на две поднятые передние ноги коня.
Страсть к женщинам стала для Михаила Скобелева роковой. Он умер в постели у дамочки, которую знала вся кутящая Москва. А почему - это до сих пор остается загадкой.
Памятник, как и сам герой, был любим народом. Но простоял совсем недолго - всего 6 лет, до 1918 года. Пришла новая власть, а с ней пришли новые герои и правила.
“Не нужен нам белый генерал, снесем все памятники царям и их слугам,” - гласили лозунги, “украшавшие” теперь Москву.
И генерала заменила молодуха, стыдливо прикрывшаяся древнеримским пологом. Одна рука ее возносилась вверх, а другая держала шар, подозрительно похожий на арбуз.
Монумент с огромным трехгранным штыком символизировал новую советскую конституцию и назвался статуей Свободы. Находился он ровно напротив бывшего губернаторского дома, в котором теперь поселился Моссовет.
Остроумные москвичи сразу поняли намек и тихонько хихикали:
-Почему Свобода против Моссовета?
-Потому что Моссовет против Свободы!
А Скобелевская площадь быстренько сменила имя, и стала Советской.
“Свобода” прожила на площади дольше генерала, но исход был тот-же - в 1941 году ее взорвали. Чудом сохранилась голова - якобы в момент взрыва мимо проходил директор Третьяковской галереи, увидел упавшую голову и втихаря утащил в музей.
“Голой” площадь была недолго. После войны, в 1947 году, к 800 летию Москвы был заложен памятник основателю города Юрию Долгорукому.
Огромный, с окладистой бородой, Долгорукий будто бы сошел с картины Васнецова “Богатыри”. Конь его поднял одну ногу, останавливаясь там, где приказывает хозяин.
Да, а с конем, кстати, тоже непростая история приключилась. Намучился, бедолага.
Говорят, что изначально это был вовсе не жеребец, а кобыла.
Сталин, проезжая мимо, возмутился: "Почему, интересно, основатель, уважаемый человек, на кобыле? Жеребец олицетворяет мужественность и силу, немедленно исправить!".
И скульпторы, не смея спорить с главным архитектором страны, быстренько приделали недостающие детали, причем довольно внушительных размеров. Чтобы уж сомнений в мужественности наездника больше не возникало.
Но на этом история бедной лошадки не заканчивается.
После смерти Сталина советский трон перешел к Хрущеву. Уж очень он хотел делать все по-своему, да и обиду имел на Иосифа за пляски под дудочку перед товарищами.
Попался ему на глаза Долгоруковский жеребец как-то. "Этттто что за безобразие? Это что за бесстыдство такое! Такое искусство нам не нужно!" - пригрозил по привычке ботинком правитель страны.
Той же ночью несчастный конь был оскоплен.
И с тех пор оставили и памятник, и площадь в покое. Если не считать еще одного переименования, конечно. Площадь вернула свою девичью фамилию.
Но к праздникам преображение все-таки происходит. Тверская площадь переливается разноцветными огнями, и Юрий Долгорукий на своем мерине тоже наряжается.
Спасибо, что дочитали до конца! Расскажите, какие еще конные памятники не соответствуют легенде о положениях ног коня.
Если понравилась статья, поставьте лайк и подпишитесь. Ваше одобрение меня вдохновляет, я буду стараться вас удивить и порадовать. И критикуйте, чтобы будущие истории были лучше!
Вам может быть интересно:
#необычные экскурсии #нескучные экскурсии #Тверская #интересные прогулки по Москве