Найти тему
записки зубного детектива

Превратности судьбы и досадные случайности, которые послужили поводом к началу Первой мировой войны

Любой школьник знает, что поводом к началу Первой мировой войны стало убийство эрцгерцога Фердинанда. Но когда начинаешь разбираться в том, как и по какой причине был убит Франц Фердинанд и почему именно он, то сталкиваешься с каким-то диким нагромождением случайностей, часто нелепых, в результате которых, казалось бы, убийство просто никогда не должно было состояться.

Но, видимо, с судьбой спорить бесполезно, и то, что должно было свершиться, свершилось.

Если честно, я всегда поражался людям, которые могут на память выучить имена всех участвовавших в этих событиях людей и разобраться в хитросплетениях австро-венгерской политики (особенно балканских народностей), но постараюсь рассказать все как можно проще и понятнее.

Австро-Венгрия в то время была мешаниной самых разных народов, имеющих абсолютно разные традиции, разное вероисповедание, жизненные принципы, ценности, задачи и все такое прочее. Как вообще можно засунуть в один котел австрийцев, венгров, чехов, румын, итальянцев и много кого еще другого и при этом надеяться, что это лоскутное одеяло не станет ползти по швам?!

Правил в то время Австро-Венгрией император Франц Иосиф, а наследным принцем считался его племянник Франц Фердинанд. Собственный сын императора Франца наложил на себя руки из-за того, что папа не разрешал ему заводить любовь и жениться на том, на ком вздумается.

Племянничек не только не учел уроки истории, но и сам влюбился без памяти практически в простолюдинку (дочь банального графа, посла Австрии в России), чем неимоверно раздражал дядю, напоминая о бесполезной смерти его сына.

Других наследников не было, поэтому скрипя зубами Франц Иосиф согласился оставить наследным принцем Франца, но категорически запретил тому передавать власть дальше по наследству детям от непонятно какой женщины, дочери какого-то там графа. Сами-то Фердинанды были жутко знатного рода из династии Габсбургов и отчаянно этим кичились.

Так вот, не все было хорошо в их королевстве. Всякие разные народы считали именно себя ущемленными и достойными лучшей участи, как это было всегда и как есть сегодня. Модные революционные настроения тогда строились исключительно на терроризме, впрочем, ничего умнее и достойнее революционеры никогда и нигде придумать не могли.

Все началось с того, что лидеры сараевской ячейки организации «Чёрная рука» решили убить кого-нибудь «ради возрождения революционного духа Боснии». Террористических ячеек в те времена было полно, и этим время от времени пользовались представители совершенно официальных силовых структур для исполнения выгодных им убийств, стравливания разных народов по принципу «разделяй и властвуй». Что-то мне кажется, что и сегодня происходит все то же самое, нет?

Так вот, в январе 1914 года долго решали, кого можно и нужно убить. Сначала террористы планировали убить в Сараево вовсе не Франца Фердинанда, а всего лишь австро-венгерского наместника Боснии и Герцеговины Оскара Потиорека.

Для этого в Сараево был отправлен некто Мухамед Мехмедбашич, вооруженный до зубов. Его арсенал состоял из ножа и бутылочки с ядом, но разве отсутствие нормального инструмента может остановить настоящего революционера? Да ради великой цели он зубами мог загрызть кого угодно.

Но яд был предназначен вовсе не для Потиорека, а для самого революционера, ибо он прекрасно понимал, что из ножа снайперский выстрел не сделаешь, а значит, придется подойти на расстояние вытянутой руки, после чего его обязательно поймают и будут больно бить.

И тут произошла первая случайность. В поезде кого-то обокрали (тоже все, как сегодня), и полиция начала обыскивать вагоны. В приступе гордыни Мехмедбашич вообразил себя героем этого спектакля и решил, что полиция ищет именно его со всем арсеналом вместе. Ничего умнее, как выбросить нож и бутылку с ядом из окна поезда, он не придумал.

После чего грызть зубами Потиорека он, конечно, все еще мог, но вот яда, чтобы сразу отравиться, у него уже не было, поэтому Потиорек остался живым и невредимым, а операция временно была приостановлена.

Пока искали новое оружие (ножи на дороге не валяются, разве что вдоль железной дороги, но идти искать тот нож и яд, видимо, было лень), убийство губернатора отменили из головной белградской ячейки организации, а злость революционеров перекинулась на самого императора Францаа Иосифа. Кого убивать, им было все равно, лишь бы убить кого-то.

В деле появилось еще несколько товарищей с прикольными для русского слуха именами: Гаврило Принцип, Трифко Грабеж, Неделько Чабринович, Васо Чубрилович (не путать с Чабриновичем) и Цветко Попович (его уже ни с кем не спутать).

Бандиты (а кто они еще были, как не бандиты) умудрились договориться с какими-то революционно настроенными военными Миланом Цигановичем и майором Танкосичем (я и не обещал, что имена и фамилии будут легки для запоминания), и те согласились прислать в Сараево оружие. Но и тут что-то где-то пошло не так и оружие в пути задержалось больше, чем на месяц.

Пока суд да дело, отменили и убийство императора до кучи. Вроде как Циганович сказал Грабежу (напоминаю, это фамилии): «Ничего не предпринимайте. Старый император болен, и его наследник не поедет в Боснию». Но как только императору стало лучше, все обрадовались и на радостях решили кого-нибудь пришить.

И вот тут, в результате еще одной случайности, выбор окончательно пал на несчастного Франца Фердинанда. В Тузле (это город такой) Чабринович столкнулся с одним из друзей своего отца — Иваном Вилой. И нужно же было так совпасть, чтобы Принцип, Грабеж и Чабринович (я с ума сойду, но упорно буду писать всех по фамилиям) сели с этим Вилой (не с этими вилами, а с этим Вилой!) в один и тот же поезд, причем рядышком.

Все бы ничего, ну, сели и сели, но Вила был детективом из Сараево, и вот этот болтливый индюк по дороге выдал бандитам совершенно секретную информацию о том, когда в город прибывает Франц Фердинанд, что он там будет делать, а следовательно, куда и как поедет. На следующее же утро Чабринович доложил друзьям о том, что убийство состоится именно 28 июня 1914 года.

Продолжение читать тут