Найти тему
Активная МАдаМА

Современная школа не может учить детей

Различия современной педагогики и советской на пальцах. Рассказываю, что нам велели в педвузе забыть про школу.

Забудьте все, что знали.
Забудьте все, что знали.
Меня зовут Юлия. Я - учитель биологии в школе и мама троих дочерей.

План урока.

Если вы учились больше 10 лет назад, до введения ФГОС, то все ваши уроки строились по такому плану:

  1. Проверка домашнего задания
  2. Новая тема
  3. Закрепление.

Забудьте о таком плане урока сказал нам в вузе преподаватель методики обучения. Современный урок строится так:

1. Актуализация знаний, нужных для изучения новой темы

2. Новая тема

3. Рефлексия

Нет больше проверки домашки с нудными пересказами. Исчезло и закрепление материала. Если вы думаете, что актуализация знаний - это повторение, то нет, вы ошибаетесь.

Актуализация знаний (1-2 минуты) - это не повторение. Актуализация - это создание платформы под новую тему.
Например, ребята вы помните, что на прошлом уроке мы изучали части растения. Назовите их. Дети называют - корень, стебель, лист, цветок, плод. А сегодня мы будем изучать стебель.
Актуализация необходима, чтобы было к чему прицепить новую информацию. "Цепляем" к уже имеющимся знаниям или имеющемуся опыту. Например, перед изучением покровов тела можно вспомнить какие они вообще бывают - у животных - мех, у рыбы - чешуя и т.д.

Задача учителя

Советский учитель обязан был научить. Любой ценой. В ход шли все доступные методы - многократное повторение и переписывание, особенно после уроков, зубрежка, угрозы и крик.

Современный учитель не обладает таким арсеналом учебных средств. Ему и не надо. Современная школа стремится к максимальному комфорту ученика, поэтому учитель должен организовать учебную среду, а ученик сам всему научится.

Учитель больше не должен учить. Ведь нельзя научить, если ученик не хочет. Ну правда, если Сережа сидит и весь урок что-то высматривает в окно, то как же его научить интегральному исчислению.

А вот создаст учитель образовательную среду, например, станцуют интегралы под зажигательную ламбаду на интерактивной доске, и Сережа сразу к ним проникнется интересом, голову от окна отвернет и раскроет весь свой математический потенциал.

Программа обучения

В СССР было мало программ. Тогда вообще стремились ко всему типовому. Я помню, когда я училась в школе, то историчка хвасталась, что ее тетрадочке с поурочными разработками много - много лет. Она эти тетрадочки еще в пединституте написала.

Я оценила весь смысл ее слов, только когда пришла работать в школу. Дали мне все классы разом с 5 по 11. И программа у них совсем не та, по которой я учила детей на педагогической практике. Это означало, что я должна была готовиться к каждому уроку. Вот во вторник у меня 7 уроков, значит я должна подготовить материал на 7 часов работы - с контрольными и проверочными, с презентациями и танцами интегралов.

А потом отработать эти 7 уроков и еще 5-6 часов нарабатывать новый материал. Чему я смогу научить детей при такой нагрузке? О каком индивидуальном подходе или увлекательной подаче может идти речь?

Первый год такого преподавания - это кошмар для учителя и родителей, следующий год я уже провела осмысленнее, а вот только на третий год уже могла какие-то наработки использовать. Да только учебник сменился...

Работать по 10-18 часов ежедневно из года в год учитель не состоянии, а потому идут в ход типовые поурочные разработки и чужие презентации из интернета или МЭШ. По сути такое же списывание, только не ученик у соседа по парте, а учитель у учителя списывает не задумываясь даже.

А учебники каждый года печатаются, закупаются... программы изобретаются... интегралы все чаще танцуют ламбаду, а в кабинете биологии в пыльном шкафу беззвучно рыдает скелет Вася, отодвинутый на задворки образования своим мультипликационным собратом.

Читать еще:

Знание биологии против модного невежества

Учитель поставила восемь двоек за одно сочинение в журнал

От дистанта до Плющенко один шаг

Как я ребенка весом 5400 рожала

Я хочу, чтоб мою дочь оставили на второй год в 7 классе