Найти тему

Как сделать так, чтобы ребенок не только любил играть, но и научился убирать свои игрушки?

Оглавление

В предыдущей статье мы рассказали о плюсах и минусах двух подходов в организации и уборке детского пространства.

На очереди третий подход, который мы предлагаем в этой статье. Называется он деятельностным.

Что такое деятельностный подход?

Деятельностный подход акцентирует внимание на самой игровой деятельности.

Выбирая этот подход, необходимо выполнить одно условие: нужно сделать так, чтобы в детском пространстве уже захотелось играть.

Изображение Alexas_Fotos с сайта Pixabay
Изображение Alexas_Fotos с сайта Pixabay

Основная идея такого подхода: игрушка — часть игры в игровом пространстве.

Игровой уголок

То место, откуда ребенок начнет свою игру и куда потом вернет игровой материал, мы будем называть игровым уголком.

❗️Но ящик под кроватью, комод, шкаф или корзины в углу комнаты, куда сваливаются все детские игрушки игровым уголком назвать нельзя! Туда игрушки обычно не хочется возвращать, поэтому они и валяются по всему дому.

Если ребенок точно будет знать, что из его игровых предметов и зачем он взял, где и почему у той или иной игрушки постоянное место, он охотнее будет следить за порядком.

✅ Интересное наблюдение: при хорошем игровом уголке большую часть игры ребенок проводит в нем, а не вне его. А вынеся игру в общее пространство, завершит ее все равно в игровом уголке.

Правила

❎ Первое правило нашего подхода: вижу игрушку = вижу игру!

Грамотно размещенная игрушка, еще находясь в игровом уголке на своем месте, в своем окружении, уже вдохновляет на игру. Если это машинки, то стоят в гаражах или на парковке. Не в куче, не на свалке.  В конце игры машинки просто вернутся в гараж, на техобслуживание, а не «поиграл, убери на место, смотри, какой бардак». Можно смастерить из коробок боксы для каждой машинки, рассортировать по признакам может и сам малыш.

Изображение Pexels с сайта Pixabay
Изображение Pexels с сайта Pixabay

❎ Второе правило — уважение к игрушке со стороны взрослых.

Куклы и плюшевые «милашки» часто ошибочно размещаются в корзинах или коробах под названием «Лишь бы не по всему дому». Как в этой неразберихе из ножек, ручек, платьев, лапок, носиков и ушек ребенку выбрать игрушку и, главное, придумать игру?

Часто бедняжки, у которых основная роль — «заместитель живого», нещадно вываливаются на пол и точно так же сгребаются обратно. При этом ребенок так и не находит, во что с ними поиграть. Можно ли потом требовать от него бережного отношения к чему-либо? Нет! По принципу деятельности советуем «поселить» кукол и мягкие игрушки в игровом уголке, как в кукольном домике — за «столиком», в «кроватках», на «качелях». Некоторые мягкие игрушки могут жить и на диване, и в кресле, могут сменять друг друга в интерьере квартиры. Почему бы и нет? Но они одушевлены самим подобием живому, одушевленному миру. Так и нужно к ним относиться.

Изображение Daniel Sampaio Donate if you want (Paypal) с сайта Pixabay
Изображение Daniel Sampaio Donate if you want (Paypal) с сайта Pixabay

❎ Третье правило — разнообразие игры.

Любая игра или игрушка ведет к развитию. Это значит, что если ребенок подолгу зависает на определенных игровых действиях без развития сюжета, без расширения своих возможностей, без открытий и совершенствования навыков, то ему следует помочь — разнообразить его игру подсобным материалом.

В сюжетно-ролевой игре малышу можно предложить новый поворот, сюжет, проблему. В настольных или обучающих играх усложнить (или облегчить) условия. Для этого нам и бывают нужны предметы-инструменты, предметы-заместители, карточки и пр. Где-то их тоже нужно хранить.

Где хранить игрушки?

Игрушки-инструменты найдут свое место в образцовой мастерской на СТО.

Игрушки-заместители (продуктов питания, лекарств, кукольных принадлежностей) можно разложить в прозрачные коробочки с наклейками или на открытых полках, соответствующих игре. А лучше всего создавать небольшие наборы: детскую площадку, магазин, аптеку, ателье, зоопарк, школу и т. д.

Настольные игры и развивающие игровые карточки, если есть возможность, поставьте как книги, то есть в ряд, а не в стопку — это принцип доступности. Их легко взять и вернуть обратно.

Громоздкие игры и игрушки лучше размещать отдельно и в нижних ярусах уголка — это принцип безопасности.

Часто используемые и любимые игрушки периодически меняйте местами с менее популярными и добавляйте к ним дополнительный игровой материал. Создавая такие игровые пары, вы сможете одной перестановкой вдохновить ребенка на новую содержательную игру — это принцип перемены.

Куда деть лишнее, если оно все же накопилось?

Снова ящики, мешки и комоды? Нет! Лишнего при такой организации не будет — всему найдется место и назначение. В ящиках, кстати, можно хранить конструкторстроительный материал, железную дорогу.

❎ Ну и последнее, четвертое правило — чередуйте и разные игры (совместную со взрослым и самостоятельную игру вашего малыша), и организацию порядка в игровом уголке.

Не стесняйтесь предложить свое и не противьтесь видению ребенка. Играющий родитель — это клад!

Обсуждайте, придумывайте, меняйте  интерьер уголка. Это станет великолепным поводом для игры и общения.

Изображение ParentiPacek с сайта Pixabay
Изображение ParentiPacek с сайта Pixabay