Найти тему

Историк футбола назвал Марадону бессребреником

Автор - Наталья Мичурина
Автор - Наталья Мичурина

В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" спортивный журналист, историк футбола Юрий Лукосяк рассказал об аргентинском стиле в футболе и о ярких сторонах Диего Марадоны.

- Аргентина – страна, которая дала миру море футболистов. Ее называли лабораторией футбола. То, что там готовили звезд, для меня было большой загадкой долгое время. Там же рядом великолепный Уругвай, Бразилия рядом. А оказалось, что одна из самых беднейших стран Южной Америки, за счет желания вырваться из бедности для многих людей стала той лабораторией, где готовились звезды. Аргентинцев можно уже было с 1920-х годов найти в Европе. В Италии, например, первым аргентинцем был Хулио Либонатти. В 1925 году он появился на Апеннинах, играл за "Торино" 9 сезонов. Его часто и сегодня вспоминают. И игроков из Аргентины – огромное количество в разных странах.

Так что для меня феномен Марадоны вполне объясним.

- Есть ли у аргентинского футбола стиль? Сформировался ли он к тому моменту, когда Марадона только начал играть?

- Конечно, всегда главным козырем аргентинцев было великолепное владение мячом. Изумительная техника. Бразильцы играли на пляжах, на песке всегда очень трудно оттачивать мастерство. У аргентинцев в отличие от бразильцев техника была фантастическая, ко всему прочему – необыкновенный, необузданный темперамент.

Был такой Луис Монти, который выступал на чемпионате мира 1930 года. У него кличка была "Буйвол пампасов". Этой энергией, этим напором бразильцы могли похвастаться. Для бразильцев важно сделать финт, а дальше – хоть трава не расти. Бразильцам важно показать технику, красоту, индивидуальное мастерство. А аргентинцы одними из первых стали не технически, а именно тактически перестраивать игру. Вообще южноамериканские команды страдали тем, что тактики, как правило, не было, задача была одна – техника, напор, забивать любой ценой. Но были, конечно, фантастические игроки.

Марадона появился так, как появлялись в какой-то время другие выдающиеся футболисты. В нужное время в нужном месте и стал чемпионом мира. И я его ставлю очень высоко, потому что рядом с ним не было суперигроков. Так, футболисты средней руки. Тем больше заслуга Марадоны в успехах команды. Этот человек мог единолично решать эпизоды и приводить к нужному результату. Тот самый случай, когда высочайшее мастерство пошло на благо футболу. А у других звезд всё было хорошо, играли великолепно, а команды ничего не выигрывали.

- Был ли у Марадоны собственный стиль?

- Он был невысок ростом, крепкие ноги. Столкнуть такого парня, извините, себе дороже. У нас похожий был игрок Валерий Газаев. Его очень сложно было отодвинуть, как говорили футболисты. Убрать с дороги. Фактура работала ему на пользу. И это определяло его стиль. Он не стеснялся идти в обводку, в единоборство, толкался, пихался, упрямо шел вперед.

Мы сейчас смотрим на футболистов и думаем, почему он не идет в обводку. Почему он не хочет пойти, обыгрывать? Да он просто боится внутренне, психологически. А у Марадоны этого комплекса не было. Он лез везде, был по-хорошему настырным.

Такие футболисты – большая редкость. Но в Марадоне в отличие от многих аргентинцев с индивидуальным мастерством сочеталась коллективная игра. Он умел играть с партнёрами.

Мне кажется, Марадона всегда играл без комплексов. Это, скорее всего, природная такая простота. У них чуть ли не под десяток было в семье детей, нищета, не всегда ели. Естественно, он понимал, что футбол – это единственное, что позволит ему вырваться. И, надо отдать должное, он вел себя благородно, как мужчина. Он содержал родителей, своих родственников. К концу жизни фактически это был бессребреник.

У мужчины должно быть две вещи: востребованность и ответственность, Востребованность – это значит обладать профессией. А ответственность – это отвечать за тех, кто с тобой рядом. Вот Марадона таким и был. А то, что там ему приписывали, наркотики… Знаете, это всё эмоциональный выплеск. Он сжигал себя, играя в футбол, так бывает. Человек становится опустошенным к концу карьеры. Недаром многие говорят: я физически готов играть, а вот внутри у меня пустота, не хочу играть уже.

- Марадона был хулиганом. Он умел драться, защищать себя и на поле, и в жизни. В какой момент его начинало заносить?

- Трудно сказать. В 19 лет он был чемпионом мира среди юниоров, затем он был лучшим футболистом Южной Америки. Конечно, с этого момента уже голову начинает сносить. Тем более, толпы ходили за ним везде.