Найти в Дзене
Опыты

Введение в теорию и практику НЛП (Часть 5)

НАСТОЯЩЕЕ И ЖЕЛАЕМОЕ СОСТОЯНИЯ

Если представить себе изменения в управлении, личностном развитии или образовании как путешествие от настоящего состояния к желаемому, тогда проблема будет заключаться в различии между этими двумя состояниями. Определив результат в будущем, Вы в некотором смысле создаете проблему в настоящем, и, наоборот, любая проблема в настоящем может быть превращена в будущий результат.

Поведение, мысли и чувства будут различными в настоящем ижелаемом состоянии. Чтобы двигаться от одного к другому, Вам необходимы ресурсы.

Энергия для путешествий приходит из мотивации. Желаемое состояние должно быть чем-то таким, чего мы действительно хотим. Мы должны так же быть увлечены результатом. Оговорки часто показывают, что экология не была полностью принята в расчет. Короче говоря, мы должны хотеть совершить путешествие и верить в то,что цель является достижимой и стоит того, чтобы ее достигать.

Умения, навыки, техники и ресурсные состояния являются средствами достижения цели. Они могут включать в себя физиологию, питание, силу и выносливость. НЛП-умения-это мощные ресурсы для преодоления барьеров сопротивления и противодействия.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В настоящее время издано достаточное количество хорошей, добротной литературы, которую можно было бы объединить под названием “язык жестов”.

Единственное, что следует иметь ввиду, изучая ее, что труды написаны авторами про людей, живущих в различных культурах, а, следовательно, невербальное поведение представителей этой культуры нельзя слепо переносить на субъекты нашей культуры, т.к. есть очень много различий.

В настоящей статье предлагается классификация не­вербальной коммуникации людей вне зависимости от куль­туральных различий. По моему мнению это полезная модель, проверенная на опыте общения с людьми, как инди­видуально, так и в группе.

Невербальная коммуникация состоит из следующих частей:

1. территория;

2. опора;

3. модальности;

4. глазодвигательные паттерны;

5. категории Сатир (фиксированные жизненные позиции или стили общения);

6. время;

7. логические уровни.

ТЕРРИТОРИЯ

В данной статье мы рассмотрим территорию, которая есть как у животных, так и у человеческих существ.

Следующее ниже упражнение позволит Вам определить свою собственную территорию. Выберете себе партнера. Встаньте друг против друга на расстоянии 5-6 метров. Руки опущены вдоль тела, смотрите друг другу в глаза. Партнер А” начинает медленно приближаться к партнеру “Б” до тех пор, пока партнер “Б” не остановит его. Задача партне­ра "Б”, быть внимательным к своим ощущениям, образам, а также звукам внутри себя. Как только партнер “Б” решит для себя, что ближе партнера “А” подпускать не стоит, он говорит “стоп”. Протяните оба правую руку вперед и запомните расстояние между вами. Сейчас Вы определили территорию для партнера “Б”. Затем меняетесь ролями.

Вторая часть упражнения. Определяем территорию сзади. Теперь партнер “Б” поворачивается спиной к партнеру "А". Далее Вы повторяете то же самое, что в первой части. И опять определите и запомните полученное расстояние.

Третья часть упражнения - определение территории слева и справа.

Полученные средние величины и есть Ваша территория. Обычно она выглядит в виде вытянутой капли: впереди это вытянутая рука, сзади - 2 Ваших роста, справа и слева -приблизительно на длину ладони. В ходе выполнения

Iупражнения Вы естественным образом калибруете состояние вашего партнера, и если будете внимательны, то обязательно заметите разницу в его вербальных (сознательных) и невербальных (бессознательных) реакциях на Ваше приближение.

Теперь Вы знаете свою личную территорию. Возникает естественный вопрос: и что с этим знанием делать? Вспомним общественный транспорт в час пик ... Вспомнили? И, вероятно, Вы помните, что и как люди говорят друг другу. Можно, конечно, сделать вывод, что эти люди злые и невоспитанные. Но если рассмотреть это явление через фильтр территории, тогда становиться понятным их поведение. По моей личной территории ходят посторонние люди. Это то же самое, если бы в мой дом пришли незнакомые люди да еще ведут себя, как хотят...

В процессе общения Вы имеете возможность считывать невербальную информацию и в соответствии с этим выбирать комфортное для Вас расстояние.

ОПОРА

Эволюционно у человека сложилось так, что он в своей жизни опирается на стопы, физиологически ему нет нужды и другой поддержке. Это естественная опора. Если внимательно прислушиваться, что говорят люди, можно услышать следующие выражения: “Он твердо стоит на ногах...”, у него есть внутренний стержень...” или “по этому поводу великий сказал...” и далее следует цитата. Или человек рас­сказывает что-то и постоянно “опирается” на кого-то в группе взглядом. Он как бы “опирается” на видимые жесты собеседника, собеседников и, следовательно, знает, ориентируется, согласна с ним аудитория или нет. Следовательно, опора представлена во всех модальностях.

Есть детская игра “Замри”. Замрите в той позе, в какой Вы сейчас находитесь, и попробуйте встать. И как? Удалось? Подумайте, зачем Вы находились в этой позе? Что она Вам давала в данный момент? Имеется ввиду, оптимальна ли она для данного вида деятельности, который Вы сейчас осуществляете, или нет? Естественна она или нет? Встали Вы на две стопы сразу или нет?

Кроме естественной, следует выделять привлекаемую и и усиленную опоры.

Привлекаемая опора - человек привлекает для опоры что нибудь, кого-нибудь из окружения - стул, трибуну, стену, подоконник, стол, другого человека. Женщина опирается на сопровождающего ее мужчину.

Усиленная опора - человек усиливает свою опору положениями тела (ставит руки на бока, скрещивает руки на груди и т.п.).

Влияние опоры на мышление и поведение поможет выявить упражнение:

Найдите себе партнера. Выберите тему для разговора. В ходе беседы задавайте себе вопросы:

1. Отчего партнер поменял позу?

2. Зачем он использует привлекаемую опору (усиленную

опору)?

3. Что произошло, отчего партнер поменял ведущую модальность? Отчего изменился темп, тон, ритм, высота голоса?

5. Как предыдущие вопросы связаны с опорой?

Вас не должно сейчас интересовать содержание разговора. Обращайте внимание на связи между положением тела и словами. Важно замечать взаимосвязи невербальных (в данном упражнении это опора) и вербальных частей сообщения, посылаемого Вам партнером.

Вторая часть упражнения - рассказать (дать обратную связь) партнеру о своих находках, а он поделится своими.

МОДАЛЬНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ОПЫТА

Люди но разному организуют свой внутренний опыт. Одни мыслят образами (картинами). Другие все проговаривают внутри (внутренний диалог). Третьи используют ассоциативное мышление (чувствуют, ощущают). Вы уже знаете, что такое репрезентация (перепредставление) опыта.

Так вот, внимательно слушая слова, которые использует человек, Вы научитесь определять его модальности (или репрезентативные системы), другими словами, как у него организовано мышление. Определить это можно, отслеживая в речи слова - предикаты (прилагательные, наречия, глаголы), указывающие, какую модальность и в какой последовательности использует человек. Это и будет его осознаваемой в данном состоянии репрезентативной системой (модальностью).

Выбор слов у человека связан с его ведущей модальностью: если он говорит о “блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения”, то он выбирает визуальные (от лат. visus - видеть) слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной (от лат. audio - слышать) модальности соответствуют слова и выражения типа:"монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим, я Вам расскажу” и т.п. Что касается ощущений, прикосновений - называется кинестетической системой и слова будут “трогать, касаться, шероховатый, холодный, теплый, тяжелый” и т.п. Есть предикаты, которые трудно отнести к какой -либо модальности, их называют полимодальными. К ним относятся такие слова как “знать, понимать, любить, думать, решать” и т.п.

-2

Обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать. Вместе с тем для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременного коммуникационного оборудования, но, что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже роутера?

Разве редко мы наблюдаем, когда в общении один говорит: "Да ты только посмотри!”, а другой возражает: “Нет, ты послушай!" Если человек - кинестетик, я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед нами радужные горизонты и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Но если я буду говорить о том, что наш совместный тесный контакт позволит ухватить суть предстоящего и он сможет почувствовать, что наше сотрудничество будет легким, то это будет восприни­маться им совсем по-другому.

Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно Вас слушать, чтобы Ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение. Найдите себе партнера. Определите тему для разговора. Опять напоминаю, что содержание здесь не имеет никакого значения. Это может быть сказка, рассказ о том, как Вы сегодня или вчера добирались до работы, анекдот и т.п. Партнер “А” рассказывает, партнер “Б” слушает, выявляя (отслеживая) в речи партнера “А” предикаты и отсортировывая их следующим образом:

1. Какие чаще встречаются, т.е. определить ведущую модальность?

2. Какое процентное соотношение предикатов, т.е. сколько визуальных, аудиальных, кинестетических и полимодальных предикатов?