Девятнадцатый век был эпохой латиноамериканской борьбы против колониализма, кульминацией которой в двадцатом веке стали народные движения против неоколониализма и империализма. Эти двести лет борьбы являются основой для полного достижения в XXI веке альтернативного мира, характеризующегося уважением суверенитета и подлинной независимости государств Латинской Америки и Карибского бассейна. Так заявил президент Венесуэлы Николас Мадуро на встрече с президентом режима США Дональдом Трампом. XVIII саммит Боливарианского альянса народов Америки-торговое соглашение народов (ALBA-TCP для его инициалов на испанском языке). Мадуро также заявил, что ALBA-TCP находится в авангарде борьбы за окончательную независимость стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
ALBA-TCP: альтернативный проект интеграции
ALBA-TCP изначально была идеей Уго Чавеса, покойного президента Венесуэлы. В период с 1999 по 2002 год на различных латиноамериканских и Карибских форумах Чавес предлагал создать механизм, который способствовал бы решению различных проблем, возникающих в результате неоколониализма, на основе принципа единства и интеграции народов региона-концепции, сформулированной в XIX веке Симоном Боливаром и Хосе Марти. Эта идея стала реальностью 14 декабря 2004 года, когда Фидель Кастро и Чавес подписали в Гаване совместную декларацию о создании Боливарианской Альтернативы для Америки (ALBA), как она тогда называлась
В Совместной декларации 2004 года утверждалось, что интеграция в Латинской Америке исторически “служила механизмом углубления зависимости и иностранного господства.” Она предложила альтернативную форму интеграции “ " только интеграция, основанная на сотрудничестве, солидарности и общей воле к совместному продвижению к высшим уровням развития, может удовлетворить потребности и желания стран Латинской Америки и Карибского бассейна и в то же время сохранить их независимость, суверенитет, и идентичность.” В Совместной декларации было провозглашено, что Альба стремится к социальной справедливости и народной демократии: “Альба ставит своей целью преобразование латиноамериканских обществ, делая их более справедливыми, культурными, представительными и характеризующимися солидарностью. Поэтому она понимается как целостный процесс, обеспечивающий ликвидацию социального неравенства и способствующий повышению качества жизни и эффективному участию народов в формировании своей собственной судьбы.”
ALBA была создана в исторический момент неолиберального натиска, когда Соединенные Штаты пытались навязать континенту так называемую зону свободной торговли Америк (FTAA), которая проектировала интеграцию, благоприятную для интересов американских корпораций. С появлением в регионе левых правительств, на почве народного неприятия неолиберализма, инициатива США была заблокирована. Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай сыграли центральную роль в захоронении ФТАА на американском саммите 2005 года, состоявшемся в Аргентине.
Участники в XVIII Саммите абла-ПТС, проведенного в виртуальном виде на 14 декабря, 2020, включает в себя, помимо Мадуро: Мигель Диас-Канель, президент Кубы; Луис Арсе, президент Боливии; Даниэль Ортега, президент Никарагуа; Ральф Гонсалвес, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин; Рузвельт Скерритпремьер-министр Доминики; и Гастон Браун, Премьер-министр Антигуа и Барбуды. Участники праздновали возвращение Боливии в состав Альба-ПТС после восстановления демократии в южноамериканской стране, через год после нарушения конституционного порядка в результате государственного переворота, поддержанного США, в результате которого был свергнут демократически избранный президент Эво Моралес.
Участники подчеркнули важность ALBA-TCP для содействия латиноамериканской интеграции, которая стремится к суверенной взаимодополняемости и сотрудничеству между странами. Недавно избранный президент Боливии Арсе, например, назвал ALBA-TCP инструментом освобождения народов в борьбе с империализмом и неолиберализмом, альтернативой разграблению природных ресурсов Латинской Америки и Карибского бассейна, постоянному ущербу окружающей среде и приватизации ресурсов и услуг, которая привела к росту уровня бедности и неравенства.
В своем комментарии президент Никарагуа Даниэль Ортега подчеркнул важность недавних президентских и парламентских выборов в Боливии, парламентских выборов в Венесуэле и выборов премьер-министра в Сент-Винсенте и Гренадинах. Эти победы на выборах показывают, что могущественный враг не имеет ни разума, ни права на своей стороне и способен одержать лишь временные победы, но окончательную победу одержат народы. Он критиковал Соединенные Штаты, Организацию американских государств и Европейский парламент как соучастников государственного переворота против Эво Моралеса, демократически избранного конституционного президента Боливии, в ноябре 2019 года. Он также отметил важность Кубы на нынешнем этапе борьбы за единство народов Латинской Америки и Карибского бассейна.
Ральф Гонсалвес, премьер-министр Сент-Винсента и Гренадин, заявил, что государства-члены Альбы имеют общие принципы, такие как сопротивление колониализму и империализму, суверенитет и независимость наций и справедливость для народов. Он отметил, что мы только что прошли через темный период, но теперь мы можем видеть свет в конце туннеля. Мы должны быть готовы, утверждал он, к возможностям, которые, вероятно, будут предоставлены предстоящим историческим моментом после пандемии и после Трампа.
На саммите было принято решение о возобновлении деятельности Экономического совета Альбы и Сукре в качестве денег обмена, а также об укреплении Петрокарибе и Банка Альбы. Многие участники предложили создать банк лекарственных средств, и для координации этого проекта были назначены Куба и Венесуэла. Кроме того, страны единогласно проголосовали за назначение Саши Льоренти генеральным секретарем Альянса; ранее Льоренти был представителем Боливии в Организации Объединенных Наци.
Альба в последние годы переживает спады в результате падения двух самопровозглашенных социалистических правительств, которые были ключевыми членами Североатлантического союза. В Эквадоре Гражданская революция, возглавляемая Рафаэлем Корреа, пала после президентских выборов 2017 года, выигранных Лениным Морено, который был троянским конем, кандидатом от партии Национального альянса Корреа, который не объявил о своих намерениях свернуть революцию и увести нацию вправо. В Боливии социалистическое правительство Эво Моралеса пало в результате насильственного военного переворота в ноябре 2019 года. В Венесуэле незаконные и односторонние санкции режима США ослабили ее способность играть ведущую роль в альянсе и оказывать поддержку проектам развития в малых карибских государствах.
В то же время в регионе были и другие неудачи, в результате которых пали правительства, бывшие союзниками Альбы. Рабочая партия Бразилии была отстранена от власти в результате парламентско-судебного переворота. А прогрессивные правительства Аргентины и Уругвая проиграли выборы.
Правые отбирали власть у прогрессивных и социалистических правительств обманным и / или незаконным и неконституционным путем. Когда правые вновь захватили власть, они ясно показали, что у них нет приверженности народу и нации и нет жизнеспособного политического проекта. Возвращаясь к дискредитированной неолиберальной политике прошлого и к репрессиям народа, осуществляя проект, отвечающий империалистическим интересам, а не интересам национального суверенитета или нуждам народа, правые правительства не могут поддерживать достаточную поддержку среди народа. Это право показывает на практике, что его проект восстановления является неустойчивым.
Последние события свидетельствуют о неустойчивости проекта восстановления права. В Боливии движение к социализму вернуло контроль над правительством, восстановив демократический и конституционный порядок. В Венесуэле альянс чавистов вернул себе контроль над парламентом, отбив у США кампанию за смену режима. В Аргентине к власти вернулось прогрессивное правительство. В Мексике было избрано прогрессивное правительство, ставшее кульминацией многолетней борьбы. В Эквадоре Гражданская революция готовится к следующим выборам. В Бразилии неофашистское правительство полностью лишено легитимности. Эти региональные события подкрепляются международными событиями, включая падение правительства Трампа и разработку вакцин COVID-19 Россией, Китаем, Кубой, Соединенными Штатами и Великобританией.
Комплементарный интеграционистский проект ALBA-TCP является передовой формулировкой видения, выраженного в 1955 году в Бандунге, Индонезия, где встретились лидеры двадцати девяти новых независимых государств Азии и Африки. Сукарно, Неру, Насер и Чжоу Энь-лай сыграли ведущую роль в разработке стратегии единства третьего мира в противовес европейскому колониализму и западному империализму и в формулировании принципа экономического сотрудничества между нациями. Отношения между новыми независимыми государствами получили организационную форму в 1961 году, когда двадцать одно правительство Азии и Африки плюс бывшая Югославия и Куба учредили Движение неприсоединения в Белграде, Югославия. В 1964 году семьдесят семь стран сформировали группу 77 в качестве блока в рамках Организации Объединенных Наций, которая призвала страны третьего мира развивать новые формы взаимовыгодной торговли друг с другом, чтобы смягчить последствия империалистической эксплуатации. В 1966 году восемьдесят три правительства и национально-освободительные движения из Африки, Азии и Латинской Америки собрались в Гаване на первую конференцию солидарности народов Африки, Азии и Латинской Америки, которая назвала колониализм и империализм источником отсталости третьего мира и отстаивала национализацию как эффективную стратегию достижения контроля над национальной экономикой.
В 1974 году страны третьего мира представили свое видение Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, которая одобрила предложение Движения неприсоединения о новом международном экономическом порядке. В этом документе были подтверждены принципы права наций на самоопределение и суверенитета наций над своими природными ресурсами. Она выступала за: создание ассоциаций производителей сырья для предоставления государствам-экспортерам сырья контроля над ценами; новую международную денежно-кредитную политику, которая не наказывала бы более слабые государства; усиление индустриализации стран третьего мира.; передача технологии из развитых индустриальных государств в страны третьего мира; регулирование и контроль деятельности транснациональных корпораций; содействие сотрудничеству между странами третьего мира; и помощь в целях развития стран третьего мира. В 1979 году девяносто три государства на шестом саммите Движения неприсоединения в Гаване подтвердили " свою глубокую убежденность в том, что прочное решение проблем развивающихся стран может быть достигнуто только путем постоянной и коренной перестройки международных экономических отношений путем установления нового международного экономического порядка.”
Мировая система, однако, вступала в устойчивый структурный кризис вследствие того, что она достигла и превзошла географические границы земли. Мировая элита отреагировала на эту ситуацию резким поворотом вправо, и проект "Третьего мира" сорвался. Но в конце 1990-х годов проект "Третий мир" был возрожден на основе популярных общественных движений в противовес неолиберализму, которые нашли свое наиболее продвинутое выражение в Латинской Америке. Однако на этот раз идеи будут не только высказаны, но и реализованы на практике. Куба, Венесуэла, Боливия, Никарагуа и Эквадор приступили к развитию взаимовыгодных экономических и культурных отношений на основе уважения суверенитета. Их развивающиеся отношения друг с другом в течение первых пятнадцати лет XXI века представляли собой попытку перейти от зависимости от торговли с глобальными державами европейской мировой экономики, которые были экономически невыгодны, к торговле с другими странами Юга, ища беспроигрышные стратегии, основанные на взаимном уважении. Они взяли на себя ведущую роль в формировании региональных ассоциаций, стремясь оказать практическую поддержку взаимовыгодной торговле и вовлечь в этот процесс другие страны. В дополнение к ALBA-TCP в 2008 году был создан УНАСУР (Южноамериканский союз наций), призывающий к солидарности в использовании ресурсов региона. Селак (сообщество государств Латинской Америки и Карибского бассейна) было создано в 2010 году. На втором саммите СЕЛАК в Гаване в 2016 году Гаванская декларация подтвердила приверженность 33 правительств расширению торговли в регионе и развитию формы интеграции, основанной на взаимодополняемости, солидарности и сотрудничестве.
Активизация осуществления проекта "Третий Мир" в начале XXI века включала в себя возвращение Движения неприсоединения его исторических принципов. Саммит Движения неприсоединения в Гаване в 2006 году подтвердил исторические принципы, включая равенство и суверенитет наций, невмешательство в дела других государств и “свободное волеизъявление народов в их борьбе против иностранной интервенции".” Семнадцатый саммит Движения неприсоединения в Венесуэле в 2016 году призвал народы Третьего мира бороться против колониализма и неоколониализма и участвовать в строительстве более справедливого мира, основанного на солидарности и сотрудничестве.
Эволюция китайской внешней политики совпала с латиноамериканским поворотом к сотрудничеству Юг-Юг, поскольку Китай в последние годы придерживался стратегии развития через сотрудничество с другими странами. В 2014 году Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин встретился с главами государств-членов Селак, включая Кубу, Венесуэлу и Боливию, для создания форума Китай-Селак, а затем посетил Венесуэлу и Кубу. В беседе с латиноамериканскими журналистами китайский президент заявил, что Китай стремится развивать свою экономику через торговлю, основанную на сотрудничестве и взаимовыгодных отношениях. Он выступал за поощрение сотрудничества Юг-Юг, с тем чтобы слаборазвитые страны могли достичь автономного и устойчивого развития, и рассматривал расширяющиеся экономические и социальные отношения между Китаем и СЕЛАК как пример сотрудничества Юг-Юг. Он подтвердил, что Китай привержен более справедливому и разумному международному экономическому и политическому порядку.
Со своей стороны, Россия после периода неолиберальной дезориентации, последовавшей за распадом Советского Союза, вернула себе ленинский принцип поддержки угнетенных наций, стремящихся к преобразованию несправедливых глобальных структур. Соответственно, Россия в настоящее время расширяет отношения с Кубой и Венесуэлой.
С формулированием альтернативных капиталистической мировой экономике принципов и с внедрением на практике экономических и культурных взаимообменов Китай, Россия, Куба, Венесуэла, Боливия и Никарагуа шаг за шагом развивают мировую систему с альтернативными концепциями и практиками, указывая путь к построению Справедливой, демократической и устойчивой мировой системы.
Народы Севера также называются
Социалистические и прогрессивные правительства и движения третьего мира призывают народы Севера присоединиться к их глобальному движению за более справедливый, демократический и устойчивый международный мировой порядок. Вместе с сотрудничеством Юг-Юг они представляют себе мир, характеризующийся сотрудничеством Север-Юг, в котором торговые отношения развиваются с учетом суверенитета и потребностей Юга в области развития, включая передачу технологии и открытый доступ к знаниям как достоянию всего человечества. Компенсация за исторические преступления Севера должна рассматриваться как компенсация за преступления колониализма, рабства, неоколониализма и империализма; и выплата этого исторического долга должна осуществляться посредством общей борьбы людей за преодоление отсталости и нищеты, порожденных этими преступлениями.
Призыв третьего мира к антиимпериалистической борьбе на Севере не противоречит исторической народной борьбе народов Севера. В Соединенных Штатах в конце 1960-х годов как движение за власть черных, так и белое студенческое антивоенное движение имели свои антиимпериалистические измерения, стимулируемые изучением исторических причин войны во Вьетнаме, в ходе которого стало известно, что военное участие США во Вьетнаме представляет собой колониальную и империалистическую агрессивную войну и народ, объединенный для достижения независимости и самоопределения. В тот исторический момент антиимпериализм был одним из аспектов всеобъемлющего народного движения в Соединенных Штатах, которое мыслило себя как движение против расизма, нищеты и войны.
Антиимпериалистическая борьба-это обязательно движение против нищеты и войны. Потому что, во-первых, колониализм, неоколониализм и империализм являются коренными причинами бедности и отсталости. И потому, во-вторых, что неоколонизированные народы земли сопротивляются империализму, который поэтому провоцирует милитаристскую реакцию со стороны империалистических держав, которые держат огромные постоянные армии и проводят идеологические кампании, фабрикующие предлоги для империалистических агрессивных войн. В результате искажения сознания народа повсюду обнаруживаются враги цивилизации, нарушители прав человека и демократических норм. По оруэлловской логике, правительства с развитыми демократическими структурами называются авторитарными диктатурами, эффективно наживающимися на невежестве людей относительно политической динамики в других странах. Народ запутывается и разобщается, отвлекается от необходимой борьбы с трестами, транснациональными корпорациями и одним процентом.
Народное движение 1965-1972 годов шло по правильному пути, но оно совершило исторические ошибки и столкнулось с препятствиями, которые не смогло преодолеть. Она была ослаблена: ликвидацией военного призыва; недостаточной интеллектуальной работой ее активистов; возникновением стагфляции и связанных с ней экономических проблем; отвлечением внимания Уотергейта; и поворотом властной элиты к неолиберализму внутри страны и за рубежом. В 1980-х годах Джесси Джексон попытался возродить движение с помощью концепции радужной коалиции, но для этого требовалось развитие массовых организаций на основе этой концепции, а не выдвижение кандидатов в президенты. К 1990-м годам среди прогрессистов и либералов сформировалась политика идентичности, которая сегодня поддерживается властной элитой, поскольку способствует включению исторически маргинализированных групп в американский проект империалистического господства в мире.
Народы Севера сегодня призваны народами третьего мира к участию в общей борьбе человечества против империализма, войны, отсталости и нищеты.