Найти в Дзене
Траверсале

Танцующие лошади

Оглавление

КЮР

Добрый день, уважаемые читатели! «Выездкой, ну, это когда лошади танцуют»,- так я отвечала далеким от конного спорта людям на вопрос: «А каким спортом занимаетесь?» Каждый конник знает, что Высшая школа верховой езды – это, действительно танец, танец пары, танец человека и лошади. Соревнования по выездке требуют сосредоточенности и огромного взаимопонимания, иначе ничего не получится. А вот от выездки под музыку (КЮР, «фристайл») публика получает еще бОльшее удовольствие, а для всадника это возможность проявить свое творчество. КЮР – это то же самое, что произвольная программа в фигурном катании, где обязательные элементы и движения переплетаются с индивидуальными хореографическими находками и музыкой.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки
Источник фото сервис Яндекс.Картинки

КЮР представляет собой замечательное сочетание техники классического искусства верховой езды и артистичности, КЮР украшает любые соревнования. В КЮР в личном зачете присуждаются олимпийские медали и Кубок Мира. Уже на уровне Малого Приза всадники могут составлять собственную произвольную программу. Большинство всадников высокого уровня заключают контракт с музыкальным специалистом, который знает как движется лошадь, понимает ее и разбирающемся в музыке. Время в КЮР ограничено – не более 5 минут могут использовать всадники для своего выступления, нижнего ограничения нет. Движения, выполненные после допустимого времени, не оцениваются.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки
Источник фото сервис Яндекс.Картинки

По правилам в представленной программе обязательные элементы и движения могут выполняться в любом порядке. Если какое-либо из обязательных движений не было выполнено, то за него проставляется ноль. Арбитр выставляет две оценки: за технику исполнения и за артистичность, точно как в фигурном катании. Потом оценки суммируются по отдельности, затем выводится общая оценка и вычисляется процентное выражение. Во время выступления возможно прерывание музыки по разным причинам. В таком случае спортсмен имеет право стартовать вновь сразу или просить перенести выступление на более позднее время в графике выступлений.

Как подготовить КЮР?

МУЗЫКА. Хороший КЮР должен продемонстрировать умение лошади выполнять массу технически сложных (для данного уровня) упражнений достаточно бодро и смело, а также показать нормальное восприятие ею громкой музыки и крики возбужденной толпы зрителей. В выборе музыки подход всегда субъективный, поэтому оценивается выразительность хореографии, передача настроения и содержания музыки. Музыка должна содержать фрагменты, которые могут быть легко интерпретированы, а не быть просто фоном как часто происходит на обычных соревнованиях по выездке. Понятно, что связанная музыкальная тема оценивается выше, чем просто набор отдельных музыкальных отрывков. Вспомним Эдварда Галла и Тотиласа с их грандиозной композицией, она выдержана в одном жанре и в одном стиле. Выступление пары смотрится на одном дыхании как не только танец, а повествование о чем-то, и каждый зритель сам представляет то, что олицетворяет эта пара.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки
Источник фото сервис Яндекс.Картинки

Музыка не должна быть явно быстрее или медленнее движений лошади, хотя и не обязательно, чтобы совпадала с ритмом шага, важно, чтобы подходила к данной лошади. Что это значит? Имеется ввиду, что сильная, энергичная музыка нежелательна для плавно двигающейся лошади, так же как легкая музыка не должна сопровождать выступление крупной, мощной лошади – это просто не сочетается. Важно понимать, что для удачного выступления должно быть эстетическое соответствие музыки и лошади и, что ритм музыки должен совпадать с ритмом всех трех основных аллюров (шага, рыси и галопа). Общеизвестно, что лошади прекрасно чувствуют музыку, в частности, ритм. Кстати, музыка из мультиков и музыка в исполнении одного музыканта, часто очень подходят для КЮР.

Самое, наверно, трудное и важное – это подобрать музыку для движения на рыси, она должна быть оживленной и ритмичной. Если на галопе и шаге можно немного «схитрить», то на рыси необходимо следить за ритмом более четко и внимательно. Музыка для галопа может быть несколько «раскатистой», а музыка для шага должна быть «интригующей», чтобы поддерживать настроение и внимание судей и зрителей. Вообще музыка должна дополнять лошадь, движения лошади должны выглядеть под музыку лучше, чем без нее. Когда музыка выбрана, то необходимо ее разделить на части, например, вступительная часть музыки звучит 30 секунд, 3 секунды длится пауза на приветствие, 2 минуты рысь, 35 секунд шаг, одна минута и 40 секунд галоп и 40 секунд рысь, завершающаяся приветствием (вся езда занимает 4 минуты 55 секунд).

Источник фото сервис Яндекс.Картинки
Источник фото сервис Яндекс.Картинки

ХОРЕОГРАФИЯ. Участникам соревнований нельзя включать в свою программу движения и элементы сложнее своего уровня. Творческий подход к составлению программы оценивается выше, чем немного переработанная обязательная программа по выездке, положенная на музыку. Перед всадником стоит задача показать самые сильные стороны своей лошади и обойти слабые. Некоторая «степень сложности» даст всаднику дополнительные очки, если все будет выполнено отлично. Но не стоит перегружать выступление трудными элементами и движениями, иначе оценка за сложность не будет высокой. Еще важно, чтобы все движения и элементы были правильно размещены в пространстве манежа. Например, движение «плечом внутрь» лучше выполнять, двигаясь в направлении к судьям, чтобы они смогли оценить сгибание шеи и работу ног.

Вот еще несколько «хитростей», которые могут помочь всаднику в выступлении по программе КЮР. Прибавленная или средняя рысь впечатляюще выглядит на диагонали, идущей к судье. Если в движениях лошади работа переда производит бОльшее впечатление, а работа зада смотрится слабее, то лучше двигаться в направлении к судье или вдоль длинной стенки, или по короткой диагонали, тогда у судьи будет меньше времени, чтобы заметить недостатки. Если лошадь хорошо выполняет переходы, то лучше их делать там, где судья их легко заметит. Если переходы получаются не очень хорошо, то по возможности лучше их выполнять спиной к арбитру. Всадник не может сам правильно оценить при подготовке что было лучшим на тренировках, поэтому необходим тренер, который сможет по часам проверить и записать продолжительность выполнения каждого элемента программы, отметить, что следует сократить, что дополнить, внести свои предложения и т.д.

Источник фото сервис Яндекс.Картинки
Источник фото сервис Яндекс.Картинки

И самое главное – всаднику просто необходимо научиться улыбаться! Умение произвести впечатление может сыграть немаловажную роль в КЮР. Помню как сильно удивлялась Нине Меньковой, которая даже после выступления всем широко улыбалась. А подойдя поближе, удивилась еще больше: губы Нины были нарисованы в широкую улыбку так, что издалека эта хитрость не была заметна, а на судей производило приятное впечатление.

Ниже представлено одно из самых моих любимых видео - выступление Хуана Мануэля Муньоса Диаса и Фуэго XII:

Благодарю за внимание, уважаемые читатели! Будьте здоровы!

-6