Экранизировали повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» в поздний советский период, когда кинематограф страдал от начавшихся потрясений в стране.
Воплотить на экране гениальное произведение взялся режиссёр Владимир Бортко.
Изначально картина была снята на чёрно-белую плёнку, а уже потом напечатана на цветной позитив, чтобы получить сепию. Отсюда у фильма светло-коричневые тона – стилизация под кинематограф 1920-х. Вот только основной прокатный вариант кино был полностью чёрно-белый (более дешёвый), что абсолютно оправдано реалиями того времени.
В раннем детстве на меня этот фильм произвёл неизгладимое впечатление. И по сей день история, рассказывающая о гениальном хирурге и его опытах, является одной из самых моих любимых картин. В данном случае – это тот редчайший случай, когда фильм ничуть не хуже книги (а моментами даже лучше, поскольку помогает визуально представить героев, события).
Шариков Полиграф Полиграфович
На роль подопытного, которого Филипп Филиппович Преображенский воскресил с помощью органов несчастного пса, претендовали очень много актёров. Причём, это были очень известные личности:
Николай Караченцов
Валерий Носик
Алексей Жарков
Владимир Толоконников
Однако судьба распорядилась так, что провинциальный и никому не известный актёр Владимир Толоконников воплотил образ Шарикова, и снискал бесконечную симпатию критиков и любовь зрителей.
Для роли Шарикова помощники Владимира Бортко разыскивали актёра с нестандартной внешностью: у него должен был быть большой рот и зубы, низкий лоб, маленький рост, торчащие уши. Ассистенты режиссёра пересмотрели кучу вариантов, и уже отчаялись найти подходящего человека. Но Бортко был уверен, что в азиатских республиках Советского Союза человек с такой внешностью непременно найдётся…и он был прав. Когда-то за такую нестандартную внешность Толоконникова не хотели брать в артисты, а теперь он идеально подошёл на роль Полиграфа Полиграфовича. Плюсом к внешности, актёр был одарён талантом, позволяющим без труда вжиться в роль.
Все мы помним проникновенную роль, глубокого, мудрого и бесконечно философствующего профессора Преображенского. Сейчас сложно представить, но Евгению Евстигнееву могла не достаться эта роль.
Конкуренцию ему составляли настоящие мастодонты Советского кинематографа того времени:
Юрий Яковлев
Леонид Броневой
Михаил Ульянов
Владислав Стржельчик
В роли интеллигентного и кроткого доктора Борменталя снялся Борис Плотников. К сожалению, недавно этот прекрасный актёр ушёл из жизни.
На роль Ивана Арнольдовича Борменталя пробовался Владимир Симонов.
А вот самый (на мой взгляд) комичный персонаж, человек, над которым Булгаков «постебался» от души – был председатель домкома Швондер. Эту образ виртуозно воплотил на экране Роман Карцев.
Кроме Карцева, на эту роль претендовал Семён Фарада.
Музыка
Музыкальное сопровождение фильма – это как отдельный вид искусства. Только что созданное, молодое Советское государство, борющееся с контрреволюционными элементами. И что же как не песня «Суровые годы уходят» или марш красноармейцев «Белая гвардия наголову разбита, а Красную армию никто не разобьёт!» передадут эту атмосферу…Эти произведения – плод творчества барда Юлия Кима. Он же автор гениальных частушек Шарикова, от которых Филипп Филиппович грохнулся в обморок.
Фильм поистине гениальный, он любим всей моей семьей, и неоднократно пересматривался. А цитаты, которые уже давно стали крылатыми – актуальны и по сей день… «В печку ее!», «Не читайте до обеда советские газеты», «Мы в университетах не обучались…».
И самое гениальное:
- Мы сейчас уйдём, но я как заведующий культотделом нашего дома...
- Заведующая.
- Заведующая... Предлагаю вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука…
- Нет, не возьму.
- Но почему вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу…