Абстрактный
В этой Белой книге-манифесте излагаются идеи суверенной экономической модели © , способа управления странами своими национальными экономиками. Это шаг назад от глобализации, частично назад в экономику 20-го века, где большинство стран имели государственные экономики, а многие – Франция, Южная Корея, Китай-стали сильно развитыми странами, и частично шаг вперед к созданию сильной, устойчивой и суверенной экономики. Как экономическая модель, она находится под влиянием теорий Георгизма, Рейна (социального капитализма) и восточноазиатской модели развития.
Что такое экономический суверенитет?
В контексте бизнеса суверенитет - это концепция, согласно которой государство/страна полностью отвечает за свой крупнейший бизнес и деловую политику, без сопротивления или вмешательства со стороны внешних (или контролируемых извне) субъектов - по идеологическим/геополитическим причинам или "чистой жадности".
Поэтому страна должна жестко контролировать свои крупнейшие компании, инфраструктуру и основные экономические движущие механизмы.
Тем не менее, часто участие нескольких участников рынка и внешних миноритарных акционеров полезно для управления, как противовес бюрократическому и политическому характеру государственных компаний и как эталон качества и продуктовых инноваций.
Суверенные природные ресурсы для суверенной нации
Для сохранения экономического суверенитета наибольшая часть доходов от эксплуатации природных ресурсов (включая землю, лес, воду, рыболовство) должна быть перенаправлена в государственную казну. Для этого контроль над нефтегазовыми, горнодобывающими фирмами должен принадлежать государству или облагаться высокими налогами. Само владение может быть разбавлено до 51%, если внешние акционеры не враждебны и/или не привносят значительный опыт в технологии/процессы, которые повышают эффективность / производительность компании. В противном случае для сохранения контроля над компанией могут быть введены такие схемы, как неголосующие акции.
В этих вопросах российский президент Путин выстроил это идеально: государственный контроль, умный (экспортный) налоговый режим, но внешние акционеры и-часто - иностранные менеджеры, чтобы уравновесить местные лоббистские интересы, чтобы государственные предприятия не стали игровым полем (и вотчиной) местных политических партий и бизнесменов. В последнее время были введены как политические, так и стимулирующие и сдерживающие меры (налоги) в пользу переработки природных ресурсов, а не экспорта необработанных сырьевых ресурсов.
Создание стоимости за счет природных ресурсов в суверенной экономике
Многие страны производят миллионы тонн разнообразных природных ресурсов, начиная от полезных ископаемых и заканчивая продуктами питания. Эти ресурсы часто экспортируются в сыром виде. Суверенная страна должна иметь систему, позволяющую обрабатывать как можно больший процент на местном уровне. Обработка должна включать все шаги, необходимые для преобразования природного ресурса в конечный продукт, используемый или потребляемый бизнесом или отдельными конечными пользователями. Государственная поддержка должна быть направлена на те компании, которые приносят наибольшую ценность природному ресурсу.
Суверенная стратегическая бизнес-инфраструктура
Коммунальные предприятия чаще всего являются монополиями, так как строительство различных комплексов инфраструктуры практически невозможно с финансовой точки зрения. Таким образом, базовая инфраструктура, такая как электросеть, газ, водопровод, должна принадлежать государству. Участники рынка могут предоставлять различные услуги подключения и продажи последней мили конечным потребителям.
Концепция для телекоммуникационного сектора должна быть идентичной, по крайней мере 51% сети физической инфраструктуры должно принадлежать государству, а остальная часть должна принадлежать рыночным субъектам. В телекоммуникационном контексте государственная собственность может гарантировать более жесткую национальную безопасность и конфиденциальность потребителей по сравнению с частными компаниями. Кроме того, решения о закупках оборудования и поставщиков могут приниматься централизованно, чтобы лучше управлять затратами и интеграцией.
Суверенный бизнес - де-финансиализация
Макроэкономические и финансовые фокусы - это всего лишь панацея, но разумное финансовое ведение хозяйства и долгосрочная стратегическая политика лучше подходят для благополучия экономики. Конечно, некоторые финансовые инструменты абсолютно необходимы и полезны для финансирования новых бизнес-проектов или расширения текущего бизнеса. IPO помогают привлечь деньги для дальнейшего развития, дивиденды-это справедливая выплата, которая делит прибыль и вознаграждает инвесторов за инвестиции и принятые риски. Другие инструменты, такие как облигации, также полезны для привлечения дополнительных денег, если они предназначены исключительно для развития бизнеса, а не для обеспечения краткосрочной прибыли для акционеров. Хеджирование - это способ снижения рисков в производстве и может выступать в качестве страхования бизнеса.
Незадолго до появления евро многие европейские страны продавали обеспеченные правительством "народные мини-облигации" в местных валютах и с хорошими процентными ставками, куда каждый мог вложить свои сбережения в краткосрочном или среднесрочном периоде. Это был, вероятно, самый стабильный и суверенный способ для государства собрать деньги в местной валюте, предоставляя своим гражданам легкие и безопасные финансовые инвестиции с достойной доходностью и сохраняя долг на местном уровне в местной валюте.
Суверенный бизнес-импортозамещение
Импортозамещение как политика абсолютно необходимо каждому государству. Это позволяет стране индустриализировать экономику за счет производства местной продукции и, следовательно, сократить импорт. Это абсолютно необходимо для развивающихся стран, а также для снижения геополитических и экономических рисков и волатильности валютных курсов.
Импортозамещение имеет много положительных аспектов: индустриализация, развитие технического потенциала, НИОКР, инвестиции, диверсификация экономики, STEM-образование, повышение квалификации работников, занятость на местах и многие другие косвенные выгоды.
Не каждая страна может развить любую технологию, особенно более сложное промышленное производство, такое как космос/авиация, современное военное оружие и ядерные реакторы, но может развить хороший набор в таких сегментах, как сельское хозяйство, FMCG, фармацевтика(дженерики), универсальные промышленные товары, такие как автомобили, инструменты, машины, устройства и программное обеспечение.
С финансовой точки зрения это позволяет нации сохранить созданное богатство за счет увеличения налоговых платежей и создания местных цепочек поставок, тем самым еще больше сохраняя богатство.
Суверенный бизнес-приобретение технологий-Build vs buy
Не каждая страна обладает наследием сильных технических способностей, очень сильной системой образования, основанной на STEM, или экономическими моделями, ориентированными на технологии. И все страны, кроме нескольких, имеют пробелы во многих технологических областях.
Поэтому иногда бывает удобно приобретать технологические возможности через приобретение ИС или даже целые предприятия, чтобы заткнуть дыры в экономической структуре страны. Иногда достаточно нанять специалистов, чтобы начать новый технологически продвинутый бизнес.
Любое приобретение должно ликвидировать пробелы в производственных возможностях как в технологиях, так и в знаниях о бизнес-процессах, а также выступать в качестве шаблона для создания национальной экосистемы в стратегической отрасли и, возможно, национального чемпиона для ее продвижения вперед.
Сейчас, например, в 2020 году было бы довольно разумно и выгодно покупать автомобильные фирмы, поскольку они находятся в разгаре кризиса продаж и инноваций и смены парадигмы (на гибридные/электрические с очень враждебным законодательством для тепловых двигателей) одновременно, поэтому многие известные бренды могут быть приобретены страной дешево для создания национальной промышленности.
Суверенная экономика-Mittelstand МСП - это решение для диверсификации
Мы считаем, что экономика более устойчива, если она состоит из большой доли Mittelstand МСП, то есть малого и среднего бизнеса, как во многих странах Центральной Европы (Германия, Италия, Австрия). Многие компании малого и среднего бизнеса обеспечивают инновации, чрезвычайную диверсификацию и разнообразие выбора, конкуренцию по качеству и цене. Они также обрабатывают и повышают ценность местных добытых / выращенных ресурсов, предоставляемых географией и климатом региона, используя свои местные корни, традиционные и исторические навыки.
В то же время они, а также их цепочки поставок распределены по местной территории, обеспечивая огромную занятость и налоговые поступления в бюджеты местных и национальных правительств.
С финансовой точки зрения прибыль компании распределяется между многими мелкими акционерами или расширенными семьями и прилично оплачиваемыми сотрудниками.
При таком распределении богатство распределяется (вполне заслуженно) более равномерным образом-слишком много компаний вместо нескольких крупных корпораций.
Еще одним положительным аспектом малого и среднего бизнеса Mittelstand МСП является то, что он одновременно требует и создает очень сильный набор технических/научных навыков в различных областях, а конкуренция заставляет предприятия увеличивать исследования новых продуктов, инструментов, процессов, чтобы оставаться конкурентоспособными, еще больше повышая набор навыков сотрудников.
Как правило, эти малые предприятия гиперспециализированы, производят высококачественную продукцию и имеют хорошую маржу прибыли, поэтому органично растут во времени и начинают экспортировать в соседние страны, еще больше увеличивая богатство всех заинтересованных сторон.
Суверенная экономика-демонополизация (разброс рыночной доли) и деагрегация
Одна из проблем многих экономик заключается в том, что слишком многие относительно простые продукты и услуги контролируются очень немногими компаниями, принадлежащими еще меньшему числу финансовых банков и фондов. Это означает максимизацию прибыли за счет рыночного контроля: владения брендами и каналами дистрибуции. Это ограничивает выбор, качество, диверсификацию, инновации, динамику свободного рынка. Поэтому необходимо ограничить сильную концентрацию в сегментах рынка, особенно для низкотехнологичных потребительских товаров, ограничив долю рынка для какой-либо одной компании до - В идеале-менее 10% или даже меньше для огромных рынков. Аналогичные ограничения должны применяться и к государствам/регионам страны. FMCG должны быть первыми кандидатами. Исключения могут быть сделаны для государственных компаний, ассоциаций независимых производителей, уникальных изобретателей/новаторов и, возможно, предприятий с высокими первоначальными капитальными затратами.
Агрегаторы услуг также должны быть ограничены, если они не принадлежат своим основным поставщикам услуг, например, отели и гостиничный бизнес должны "владеть" своими национальными платформами бронирования. Это также должно касаться очень крупных сетей распределения лекарств и продуктов питания.
Такая политика позволила бы более мелким игрокам выйти на рынок и производить более качественную, дешевую и дифференцированную продукцию, усилив конкуренцию, чтобы сделать экономическую экосистему более динамичной, инновационной и устойчивой.
Суверенный бизнес-освобождение от налогообложения "первичных создателей богатства"
Налогообложение-необходимое зло, позволяющее государству предоставлять основные услуги, инфраструктуру и (иногда) страховочную сеть для несчастных. Мы считаем, что существующие режимы налогообложения не оптимизированы для большинства экономик.
Во многих странах Запада (ЕС, США, Великобритания) новому бизнесу сейчас мешают бюрократия и высокие налоги. После Второй мировой войны и до нее налоги на бизнес почти не существовали или были чрезвычайно низкими, и в этот период было создано большинство известных исторических компаний. Теперь система сфальсифицирована в пользу тех, кто ищет комфортную и безрисковую государственную работу, а также проверки социального обеспечения, а не предприимчивых людей, начинающих новый бизнес. Чтобы сбалансировать эту систему, мы должны пересмотреть парадигму.
Во-первых, мы должны различать по существу две стороны экономики: "производителей" и "обслуживающих".
"Производители" включают в себя низкотехнологичные-агропродовольственные, среднетехнологичные-FMCG, такие как личная гигиена, производство дженериков и высокотехнологичные - сложные производства и НИОКР, такие как авиация, электроника, фармацевтика, программное обеспечение, нефть и газ).
"Производители" создают инновации - новые продукты, разнообразие, конкуренцию-различные точки качества / цены-и, в конечном счете, богатство.
"Сервисеры" делают ставку на доступность этого богатства для оказания услуг гражданам. Они торгуют (перепродают) продукты других компаний, обслуживают их (например, автомобили, машины, электронику), дополняют первоначальный продукт услугами (например, страхование) или управляют богатством(банковское дело). И многое другое, но без первоначального богатства создатели большинства не смогли бы существовать.
Таким образом, налоговый режим необходим, чтобы помочь "производителям богатства" быть созданными, взращенными в стабильность, чтобы позволить им процветать.
Как у растений и даже у людей самый трудный период-это рождение и первый период существования, они нуждаются в защите, так и новые предприятия должны быть вскормлены при запуске.
Таким образом, налогообложение должно быть освобождено для малого бизнеса, который производит материальные товары, чтобы помочь стабилизировать период запуска, чтобы позволить бизнесу получить непрерывность.
Примером может служить освобождение от налогов до 5 миллионов долларов США доходов, первые несколько лет без дивидендов или аналогичных выплат, в зависимости от уровня технологических и научных инноваций и набора приоритетов/параметров национальных стратегий.
Также для экспортеров промышленных товаров должно быть предусмотрено более низкое налогообложение (50% от стандартной ставки), так как в большинстве случаев их продукция должна быть "первоклассной", чтобы быть конкурентоспособной на внешнем (мировом) рынке, и часто иметь необходимые разрешения и стандарты качества, а также соответствие законам, нормативным актам других стран. Это особенно относится к развивающимся экономикам, которые должны адаптироваться к изобретенным и навязанным странам "Первого мира" стандартам, чтобы иметь возможность продавать на этих рынках.
Суверенное Агро-питание
Любая страна должна быть как можно более самодостаточной в области продовольствия. Не каждая нация имеет правильную географию, чтобы иметь возможность выращивать все виды растений для поддержки людей и сырья. Но большинство стран должны стремиться быть как можно более самостоятельными и использовать свою географию для выращивания местных видов растений, животноводства и рыболовства. Избыточное производство может быть продано или обменено в бартере на другие виды продовольствия или ресурсов.
Хорошим подходом - в соответствии с Mittelstand-МСП в идеале было бы большое количество малых и средних устойчивых агропредприятий, возможно, объединенных в местные/региональные союзы/кооперативы/консорциумы. Фермеры концентрируются на обработке земли, но также являются членами и акционерами кооператива, который обеспечивает хранение, логистику, пищевую переработку, маркетинг и все другие возможные услуги фермеру. В идеале такие бизнес-объединения должны быть также связаны с академическими и научно-исследовательскими институтами для технического сотрудничества по широкому кругу вопросов, таких как борьба с вредителями, ветеринарные препараты, генетическое развитие растений и животных.
Во всем мире есть успешные примеры таких установок в производстве молока, мяса, вина, фруктов, многие из которых объединяют тысячи мелких фермеров, делящих прибыль на справедливой основе.
Это отсекло бы многих посредников в промышленности, обеспечило бы многие передовые услуги, добавило бы ценность сырым сельскохозяйственным товарам, защитило бы фермеров от волатильности цен и дало бы фермерам сокращение прибыли от добавленной стоимости.
Государь (Mittelstand - МСП) Интернет-Коммерция
Одной из трудных задач для нового бизнеса по продаже "физических предметов" является размещение своей продукции на рынке как напрямую, так и через посредников. В случае с продуктами питания новый поставщик в супермаркет должен пройти сертификацию по всем аспектам (качество, финансовые показатели) и принять условия перепродажи по количеству/ценам на рынке, где доминируют устоявшиеся предприятия с долгосрочными-возможно, льготными - контрактами.
Прямые продажи-это способ, либо через прямые магазины (очень дорогой), либо через собственный сайт, но с воздействием на минимальную целевую аудиторию и дорогой при запуске.
Для потребителя покупка хотя и небольшого сайта часто не очень удобна, оплата на неизвестных сайтах может быть медленной, ненадежной, может показаться ненадежной, а доставка дорогой.
Чтобы стимулировать и позволить малым компаниям легко выходить на рынок, необходимо найти решение.
Таким образом, доступ к
1) общая недорогая платформа электронной коммерции должна быть упрощена либо как национальный сайт электронной коммерции всех мелких "производителей", либо как очень дешевый доступ к основным сторонним рынкам.
2) Единая интернет-платформа доставки, где все мелкие производители могут использовать логистику и пункты доставки единой платформы.
Используя дешевую и эффективную платформу электронной коммерции, малый бизнес может выйти на рынок с меньшими усилиями, конкурируя на равных с гораздо более крупными компаниями. Поэтому конкуренция резко возрастет.
Суверенный Интернет
Интернет - это телекоммуникационная структура, на которой базируется основная инфраструктура (маршрутизаторы, DNS, регистраторы доменов) и управляется несколькими избранными странами, несмотря на обещанную открытость.
От интернета зависит большинство компаний и предприятий, от электронной коммерции до банковских услуг, приложений, сайтов и всех других зависимых от Интернета вещей услуг и объектов.
Таким образом, наличие национальной суверенной резервной инфраструктуры было бы хорошей идеей для сценариев "на всякий случай...", особенно если страна подвергается санкциям со стороны "владельцев" основной инфраструктуры.
Россия-первая страна, внедрившая такую систему, заявив о ее необходимости в качестве сценария "непрерывности бизнеса". Параллельная система дублирует ключевые элементы инфраструктуры, так что в случае сбоя российский интернет (Рунет) продолжает работать.
Еще одним возможным преимуществом будет фильтрация и управление полосой пропускания. Одним из таких случаев может быть ограничение пропускной способности определенных сайтов (взрослых, потоковых и других иностранных сервисов), которые могут быть неуместными или потреблять чрезвычайно большую пропускную способность. Дополнительная возможность может заключаться в ограничении таких вещей, как реклама или сделки нелицензионных или неналоговых зарегистрированных/платящих предприятий.
Кроме того, можно было бы лучше обеспечить безопасность, поскольку большая часть трафика будет проходить через электронную границу страны.
Вывод
Суверенная экономическая модель © (SEM) является одновременно сверху вниз управляемой государством, для всех естественных монополий и стратегических предприятий, но в то же время должна быть снизу вверх яростно конкурентным свободным рынком. Только высокоорганизованные и мотивированные страны способны идти по этому пути.
Оговорка:
Моя компания www.sovecomo.com предоставляет консультационные услуги Суверенной экономической модели © , такие как импортозамещение, локализация, создание стоимости, диверсификация продукции и консультирование по таким вопросам политики, как государственный капитализм, цифровой суверенитет и другие темы суверенной экономики.