Найти тему
Realist Media

Что можно узнать о собеседнике по его речи?

Оглавление

Продюсер образовательных проектов в бизнес-школе СКОЛКОВО, приглашенный спикер Школы бизнеса МГИМО, эксперт по публичным выступлениям Вероника Хранеко поделилась в колонке Realist Media тем, что можно узнать о собеседнике по его речи.

«Надо себя сжечь
И превратиться в речь.
Сжечь себя дотла,
Чтоб только речь жгла»

Такими строками Давида Самойлова мы заканчивали каждое занятие речью в The Performance Club и называли их своей «клятвой». После трех часов мучительной работы не только со звуком в горле, но и с пробкой в зубах, для нас это были не пустые слова.

С детства мы все учили наизусть Пушкина с его «глаголом» и «сердцами людей» - интересно, много ли кто из нас по-настоящему тогда вникал в смысл?

Смысл, который становится понятным, когда впервые выходишь к микрофону и либо зажигаешь аудиторию, либо понимаешь, что не дотянулся и не дотянул одновременно.

-2

Наша речь - связующее звено между формой и содержанием: нам либо удается достоверно донести его, либо обокрасть, либо приукрасить - все в зависимости от мастерства. Еще великий Сократ определил заветный алгоритм «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Что мы можем узнать о выступающем по его речи?

Очевидное: мужчина или женщина, молодой или пожилой. И менее очевидное: уверенный в себе или не очень, уютно чувствующий среди собравшихся или нет, уважающий аудиторию или снисходящий до нее, энергичный человек или скорее флегматичный, образованный и компетентный или недотягивающий по какими-то показателям, владеющий языком и словом или пренебрегающий ими. Как это происходит?

ЗВУК

Насколько уверенно вы звучите? Владеете ли переходами и знанием, когда и какой регистр лучше использовать?

Так, например, мы все говорим ниже, когда произносим что-то поистине важное и искреннее - тогда звучит наш грудной резонатор, и звук идет как будто бы изнутри, ему больше верят.

Однако если надо привлечь внимание, то стоит всего лишь поднять его выше, «в голову», и вас сразу заметят в любой толпе.

-3

К тому же более низкий голос комфортнее долго слушать, чем высокий: практически все мужские тембры, и низкие женские.

Это не значит, что надо сесть на одну ноту, монотон никого еще не сделал интересным. Красивый голос использует весь свой диапазон и модуляции и похож на джаз.

ТЕМП

То, насколько быстро вы говорите, передаёт ваш темперамент и эмоциональное состояние. Вы торопитесь и глотаете слова - выдаете чрезмерное возбуждение, неуверенность в себе или тревожность. Слишком медлите - возможно тоже не очень хорошо ориентируетесь в предмете, к тому же не все выдержат общение с флегмой и не уткнутся в телефоны.

Русский язык изначально не быстрый, в отличие от итальянского или испанского, например, и сильное ускорение звучит как спешное разбрасывание слов, за которым теряется их смысл, и идущие за вами просто не успевают его подбирать.

Каждому надо подобрать золотую середину темпоритма в зависимости от своего имиджа и индивидуальных особенностей.

ПАУЗЫ

Умеете ли вы спокойно держать паузу, без стеснения и попытки заполнить ее непонятным «эээ»? Профессионалы так и называют такие моменты - «грязные паузы». Смысла нет, а звук идет. И простит вашу речь, а вместе с тем и ваш общий образ.

-4

Помогает осознанное замедление и спокойный подбор слова в уме и тишине, если вдруг вы потеряли нужное. Когда вы сами легко воспринимаете и проживаете факт возникшей паузы, остальные тоже его простят.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Сложно снова не упомянуть Пушкина и его недостижимые 25 тысяч слов как бенчмарк, но, согласитесь, по используемым словам очень легко составить представление о вашем бэкграунде.

Много ли у вас синонимов в запасе и легко ли вы перифразируете? Чувствуете ли мелкие нюансы значений тех или иных слов? Попробуйте потренироваться даже в повседневной речи с коллегами и друзьями говорить по-разному. Сначала это может показаться «цветистым», потом сойдет налет нарочитости, а вы возможно вспомните или узнаете много новых слов.

-5

Тут же упомяну про умение правильно строить длинные фразы, если вы за них берётесь - не бросаете ли по пути, логично ли завершаете? Бывает, что от волнения спикеры нагромождают одни конструкции на другие, стараясь передать достаточно простой смысл, и выглядят при этом неубедительно и неустойчиво.

Англицизмы сейчас стали очень распространены, все для простоты коммитят на митинги и коллы, занимаются кастдевом, диджиталом, онлайном. В кругу профессионалов это абсолютно нормально, коротко и понятно, а главное не вызывает отторжения. Более того вас принимают за своего. Но если вы выходите не на специализированную аудиторию, хорошим знанием английского лучше не щеголять - часто это может создать ненужную стеклянную стену между сценой и залом.

УРОВНИ ЛЕКСИКИ

Умение использовать разные стили и главное к месту - это вербальное кунг-фу, которое выдает, что вы полностью в контексте: знаете, кто перед вами и какой образ себя хотите создать.

Если вы приходите в цех и произносите заумные слова латинского происхождения, вы вряд ли будете поняты и тем более приняты, а зал бизнес-форума по маркетингу как раз будет им очень рад.

Я, честно скажу, даже не против мата, когда он добавляет красок или нужным образом разрушает барьеры, а аудитория или единственный зритель к этому готовы. Но это уже чёрный пояс.

СЛОВА ПАРАЗИТЫ и ПУСТЫШКИ

Про паразитов мы все в курсе и стараемся истреблять, а вот пустышки замечают далеко не все. Бесполезные и не несущие никакой смысловой нагрузки «определенно, буквально, почти» и прочие вещи нужно вычеркнуть из речи, не рискуя ничего потерять. Есть целая таблица таких общих слов, с помощью которых можно составить доклад о чем угодно.

-6

Сюда же добавлю канцеляризмы, уместные разве что в протоколах и уставных документах, во всех иных случаях они подчеркивают вашу словесную неповоротливость даже в деловом письме. Чем точнее вы используете слова, тем выше ваш уровень.

ЭНЕРГИЯ и ПОДАЧА

Вы говорите «в себя» или наружу? Попадают ли слова в собеседника? Заряжены ли они темпераментом? Энергоемкость - мое новое любимое слово - и самое классное, что ее можно прокачивать и развивать.

Энергия докладывает, насколько вам важно и интересно то, о чем вы говорите, и можете ли вы долго рассуждать об этом или получаса уже достаточно, если мы о выступлении.

Конечно, любой пункт часто требует отдельного тренинга, а иногда и нескольких лет формирования (как словарный запас, который мы моделируем всю жизнь). Но непреложным фактом остается то, что даже пять минут вашей речи на любую тему дают точный срез знаний и навыков по каждому из них. Оставайтесь на высоте!

Читайте также: как быть с ивентами в 2020 году?