Найти тему

Краткая история аниме

Оглавление

Аниме восходит к зарождению японской киноиндустрии в начале 1900-х годов и стало одной из главных культурных сил Японии за последнее столетие.

Большая часть работы, проделанной в эти ранние годы, была не техникой анимации cel, которая станет доминирующей техникой производства, а множеством других методов: рисунки на доске, живопись непосредственно на пленке, вырезы из бумаги и т.д

Одна за другой многие технологии, используемые сегодня, были добавлены к японским анимационным постановкам—звук (и, в конечном счете, цвет), многоплоскостная система камер и анимация cel. Но из-за роста японского национализма и начала Второй мировой войны большинство анимационных постановок, созданных с 1930-х годов, не были популярными развлечениями, а были либо коммерчески ориентированными, либо правительственной пропагандой того или иного типа.

Послевоенный период и расцвет телевидения

Только после Второй мировой войны-в 1948 году, если быть точным, - появилась первая современная японская анимационная компания, занимающаяся развлекательной деятельностью: Toei. Их первые театральные особенности были явно в духе фильмов Уолта Диснея (столь же популярных в Японии, как и везде). Одним из ключевых примеров был мини-эпос "ниндзя и волшебство" Шонен Сарутоби Саске (1959), первое аниме, которое было выпущено театрально в Соединенных Штатах (компанией MGM в 1961 году). Но это не произвело ни малейшего впечатления, скажем, от "Рашемона" Акиры Куросавы, который привлек внимание остального мира к японской киноиндустрии.

Что действительно выдвинуло анимацию на первый план в Японии, так это переход на телевидение в шестидесятые. Первыми из главных анимационных шоу Тоэя для телевидения в это время были экранизации популярной манги: "Салли-ведьма" Мицутеру Екоямы и рассказ ”малыш со своим гигантским роботом" Тэцудзин 28-го были адаптированы для телевидения Тоэем и TCJ/Eiken соответственно. То же самое относится и к чрезвычайно влиятельному киборгу 009 Шотаро Исиномори, который был адаптирован в другую крупную анимационную франшизу Toei.

Первый Экспорт

До этого момента японские анимационные постановки создавались Японией и для нее. Но постепенно они стали появляться и на англоязычных территориях, хотя и без особой связи с Японией.

1963 год ознаменовался первым крупным японским анимационным экспортом в США: Tetsuwan Atomu—более известный как Astro Boy. Адаптированная из манги Осаму Тэдзуки о мальчике-роботе со сверхспособностями, она вышла в эфир на канале NBC благодаря усилиям Фреда Лэдда (который позже также принес Кимбу Тэдзуки "Белый лев"). Он стал пробным камнем ностальгии для нескольких последующих поколений, хотя его создатель—культурная легенда в его собственной стране—останется в значительной степени анонимным в других местах.

В 1968 году анимационная студия Tatsunoko последовала той же схеме—они адаптировали название Отечественной манги и в итоге создали зарубежный хит. В данном случае хитом стал Speed Racer (он же Mach GoGoGo). Человек, ответственный за то, чтобы принести скорость в США, был бы не кем иным, как Питером Фернандесом, чрезвычайно важной фигурой в распространении аниме за пределами Японии. Позже Карл Мачек и Сэнди Фрэнк сделали то же самое для других шоу, установив шаблон, в котором несколько проницательных импресарио помогли донести ключевые названия аниме до англоязычной аудитории.

В то время, когда эти шоу были выпущены, мало кто из зрителей понял, что они были сильно переработаны для неяпонской аудитории. Помимо того, что они начинались заново на английском языке, они также иногда редактировались, чтобы удалить вещи, неприемлемые для сетевых цензоров. Пройдет немало времени, прежде чем соберется аудитория, которая в принципе потребует оригиналов.

Диверсификация

В 1970—х годах растущая популярность телевидения нанесла серьезный удар по японской киноиндустрии-как живому боевику, так и анимации. Многие аниматоры, работавшие исключительно в кино, вернулись на телевидение, чтобы пополнить его растущий кадровый резерв. Конечным результатом стал период агрессивных экспериментов и стилистической экспансии, а также время, когда были придуманы многие из распространенных тропов, встречающихся в аниме по сей день.

Среди наиболее важных жанров, возникших в это время: меха, или аниме, имеющие дело с гигантскими роботами или транспортными средствами. Тэцудзин 28-го был первым: история мальчика и его гигантского робота с дистанционным управлением. Теперь появились диковинные боевые роботы Gō Nagai epic Mazinger Z и чрезвычайно влиятельный космический линкор Yamato и мобильный скафандр Gundam (который породил франшизу, которая не ослабевает и по сей день).

В других странах тоже показывали новые шоу. Ямато и Гатчаман также добились успеха в США в своих переизданных и переработанных аналогах "Звездных блейзеров" и "битвы планет". Еще один крупный хит, Macross (который появился в 1982 году), был преобразован вместе с двумя другими шоу в Robotech, первый аниме-сериал, который сделал крупные набеги на домашнее видео в Америке. Мазингер Z появился во многих испаноязычных странах, на Филиппинах и в арабоязычных странах. А более ранняя серия "Хайди, девушка из Альп" обрела огромную популярность по всей Европе, Латинской Америке и даже Турции.

В восьмидесятые годы также появились несколько крупных анимационных студий, которые стали пионерами и законодателями мод. Бывший аниматор Тоэи Хаяо Миядзаки и его коллега Исао Такахата основали студию Ghibli ("мой сосед Тоторо, Унесенный призраками") после успеха своего театрального фильма "Навсикая из Долины ветра". GAINAX, позже создатели Evangelion, тоже сформировались в это время; они начинали как группа фанатов, делающих анимационные короткометражки для съездов, а затем выросли в профессиональную продюсерскую группу.

Некоторые из самых амбициозных постановок этого периода не всегда были финансово успешными. Собственная манга гейнакса и Акира Кацухиро Отомо (адаптированная из его собственной манги) плохо смотрелись в кинотеатрах. Но еще одно важное новшество, появившееся в восьмидесятые годы, позволило этим фильмам - и почти всем аниме-найти новую аудиторию спустя долгое время после их выхода: домашнее видео.

Видео Революция

Домашнее видео изменило индустрию аниме в восьмидесятые годы еще более радикально, чем телевидение. Это позволяло случайным повторным просмотром шоу, помимо повторов графиков вещателей, что значительно облегчало для закоренелых фанатов-отаку, как их теперь стали называть в Японии,—собираться и делиться своим энтузиазмом. Он также создал новый субрынок анимационного продукта-OAV (Original Animated Video), более короткую работу, созданную непосредственно для видео, а не для телевизионной трансляции, которая часто отличалась более амбициозной анимацией, а иногда и более экспериментальным повествованием. И это также породило нишу только для взрослых-хентай, который приобрел свой собственный фэндом, несмотря на цензуру как внутри страны, так и за рубежом.

LaserDisc (LD), формат только для воспроизведения, который мог похвастаться первоклассным качеством изображения и звука, появился в Японии в начале восьмидесятых годов и стал предпочтительным форматом как среди основных видеофилов, так и среди отаку. Несмотря на свои технологические преимущества, LD никогда не достигал доли рынка VHS и в конечном итоге был полностью затмен DVD и Blu-ray дисками. Но к началу девяностых обладание LD-плеером и библиотекой дисков к нему (так как в США мало мест арендовали LDs) было признаком серьезности как поклонника аниме как в США, так и в Японии. Одно из главных преимуществ LD: несколько звуковых дорожек, что позволило LDs, по крайней мере частично, показать как дублированную, так и субтитровую версию шоу.

Даже после того, как технология домашнего видео стала широко доступной, за пределами Японии существовало несколько специализированных каналов для распространения аниме. Многие фанаты импортировали диски или кассеты, добавляли свои собственные субтитры в электронном виде и создавали неофициальные клубы по торговле пленками, члены которых были небольшими, но очень преданными. Затем стали появляться первые отечественные лицензиары: AnimEigo (1988); Streamline Pictures (1989); Central Park Media (1990); которые также распространяли мангу; A. D. Vision (1992). Pioneer (позже Geneon), разработчики формата LaserDisc и крупный дистрибьютор видео в Японии, открыли магазин в США. и импортированные шоу из их собственного списка (Tenchi Muyo) также.

Евангелион, " ночное аниме” и интернет

В 1995 году режиссер GAINAX Хидеаки Анно создал Neon Genesis Evangelion, знаковое шоу, которое не только оживило существующих поклонников аниме, но и прорвалось к основной аудитории. Его взрослые темы, провокационная культурная критика и запутанная концовка (в конечном счете пересмотренная в паре театральных фильмов) вдохновили многие другие шоу пойти на риск, использовать существующие аниме-тропы, такие как гигантские роботы или сюжетные линии космической оперы, вызывающими способами. Такие шоу зарабатывали себе место как на домашнем видео, так и на ночном телевидении, где программы, ориентированные на зрелую аудиторию, могли найти себе время.

-2

К концу девяностых возникли еще две основные силы, которые помогли аниме найти более широкую аудиторию. Первым был интернет, который даже в первые дни своего существования означал, что не нужно было копаться в старых выпусках информационных бюллетеней или труднодоступных книгах, чтобы собрать солидную информацию о названиях аниме. Списки рассылки, веб-сайты и Вики-сайты сделали изучение данной серии или личности таким же простым, как ввод имени в поисковую систему. Люди на разных концах света могли делиться своими мыслями, даже не встречаясь лично.

Второй силой был недавно появившийся формат DVD, который принес в дом высококачественное домашнее видео по доступным ценам—и дал лицензиарам повод найти и выпустить тонны нового продукта, чтобы заполнить полки магазинов. Он также предоставил поклонникам лучший доступный способ увидеть свои любимые шоу в их оригинальных, необрезанных формах: можно было купить один диск с английским дублированием и субтитрами и не выбирать ни то, ни другое.

DVD-диски в Японии были и остаются дорогими (их берут в аренду, а не продают), но в США они стали товаром. Вскоре на розничных и прокатных полках появился широкий ассортимент продукции от нескольких лицензиаров. Это плюс начало широко распространенной телевизионной синдикации многих более популярных аниме-названий в английских дублях-Sailor Moon, Dragon Ball Z, Pokémon—сделало аниме гораздо более доступным для фанатов и видимым для всех остальных. Рост количества англоязычных дублированных продуктов, как для вещательного телевидения, так и для домашнего видео, породил еще больше случайных поклонников. Крупные видео-ритейлеры, такие как Suncoast, создали целые секции своей торговой площади, посвященные аниме.

Беда нового тысячелетия

В то же время аниме расширялось далеко за пределы Японии, один крупный переворот за другим в течение 2000-х годов угрожал его росту и заставил многих задуматься, есть ли у него вообще будущее.

Первым был взрыв японской "экономики пузыря" в девяностых годах, который нанес ущерб промышленности в то время, но продолжал влиять на ситуацию в новом тысячелетии. Сокращение бюджетов и снижение доходов промышленности означало поворот к вещам, которые гарантированно продавались; острая и экспериментальная работа отошла на второй план. Названия, основанные на существующих свойствах манги и легких романов, которые были гарантированными хитами (One Piece, Naruto, Bleach), все больше выходили на первый план. Шоу, которые подключились к облегченной эстетике моэ (Clannad, Kanon), стали надежными, хотя и одноразовыми производителями денег. Внимание переключилось с OAVs на телевизионные постановки, которые имели гораздо больше шансов окупить затраты. Условия в самой анимационной индустрии, изначально не очень хорошие, ухудшились: более 90% аниматоров, которые выходят на поле, теперь уходят после менее чем трехлетнего тяжелого рабочего дня за мизерную зарплату.

Другой проблемой был рост цифрового пиратства. Первые дни коммутируемого доступа в Интернет не позволяли копировать гигабайты видео, но по мере того, как пропускная способность и память становились экспоненциально дешевле, стало намного проще бутлегировать эпизоды целого сезона на DVD за счет пустых носителей. В то время как большая часть этого вращалась вокруг распространения фанатами шоу, которые вряд ли будут лицензированы для США, слишком большая часть этого была копированием шоу, уже лицензированных и легко доступных на видео.

Еще одним шоком стал мировой экономический кризис в конце 2000-х годов, который привел к тому, что многие другие компании либо сократили свои расходы, либо полностью разорились. ADV Films и Geneon стали главными жертвами, и большая часть их названий перешла к конкурирующей компании FUNimation. Последний стал, по любым меркам, единственным крупнейшим англоязычным лицензиаром аниме благодаря распространению чрезвычайно прибыльной франшизы Dragon Ball. Розничные торговцы кирпичом и минометом сократили площадь, посвященную аниме, отчасти из-за сокращения рынка, но также и из-за преобладания онлайн-ритейлеров, таких как Amazon.

-3

Выживать и терпеть

И все же, несмотря на все это, аниме выживает. Число участников съезда продолжает расти. Дюжина или более аниме-названий (полные серии, а не просто отдельные диски) попадают на полки магазинов в любой месяц. Те самые цифровые сети, которые сделали возможным пиратство, теперь также активно используются самими дистрибьюторами, чтобы передать высококачественные, законные копии своих шоу в руки фанатов. Общая презентация аниме для неяпонских фанатов—качество английских дублей, бонусные функции, созданные специально для зарубежной аудитории,—значительно лучше, чем это было десять или даже пять лет назад. И все больше экспериментальных работ стали находить аудиторию, благодаря таким выходам, как программный блок Noitamina.

Самое главное, что новые шоу продолжают появляться, среди них некоторые из лучших, которые еще были сделаны: Death Note, Fullmetal Alchemist. Аниме, которое мы получим в будущем, может иметь гораздо меньше сходства с тем, что было раньше, но только потому, что аниме живет и развивается вместе с обществом, которое его создало, и миром, который его смакует.