Добрый день, уважаемые читатели!
Тема, выведенная в заголовок статьи, выглядит, наверное, несколько некорректно, поскольку важными оба эти параметра становятся исходя из контекста произведения и эффекта, которого желает достичь автор при его написании. К тому же, совершенно невозможно представить себе стихотворение (да и любое другое поэтическое/прозаическое/драматическое произведение), совершенно лишённое одного из этих, ключевых для изъявления мысли, элементов. В той или иной степени, каждый из них бывает в произведении представлен, сильно или слабо, в доминирующей позиции или подчинённой, но совершенно убрать ни один из них нельзя, даже если у автора появляется такая задача.
Кричать, но знать смысл крика
Попытаемся убрать из стихотворения идею? (Скажу сразу, это невозможно)
В первую очередь, на ум приходят совершенно беззубые любовные стихотворения с преобладающей атмосферой воздыхания к объекту любви. По неопытности если не все, то очень многие писали в своей жизни нечто такое:
"Новый взгляд бежит по коже,
Ты так красива при луне…
Дай мне знак, что любишь тоже
Иль думаешь хоть раз о мне…"
Или такое:
"Моя надежда – вдохновенье, И ты – его источник мне!
Но не суди меня за рвенье –
Не покорен своей судьбе!"
Ознакомительные отрывки свои идеи закладывают в образах персонажей. Если в первом преобладает исключительно интимное настроение, включающее идею предполагаемой достижимости внимания объекта вожделения лирического героя при мысли о нём, то второй отрывок говорит о переходе этого лирического героя (стихотворения написаны мной с разницей в две недели в 2011 году) от пассивного созерцания к активным действиям (в контексте двух произведений), и его идея состоит уже в том, что герой вполне может завоевать сердце возлюбленной, если перестанет с обычной робостью лишь созерцать и улавливать тонкие и, возможно, несуществующие флюиды заинтересованности в лирическом герое. Если рассматривать без контекста связи двух стихотворений, то идея кроется в полу-наркотической зависимости от общения и ответного чувства, дарующей герою ощущение уверенности в себе (стихотворение, кстати, так и называется - "Зависимость"). Таким образом, даже из столь малого количества текста можно извлечь достаточно, чтобы понять его идею, даже если она специально не закладывается автором в порыве эмоций.
Пожалуй, даже бессмысленный набор слов с ритмом и рифмами может быть глубокомысленными старателями стихосложения открыт в качестве произведения с бездонным потенциалом найденных смыслов, аллюзий, метафор и прочих символов, так что полное отсутствие идеи (что, опять же, совершенно невозможно из-за особенностей восприятия разными людьми одинаковых вещей) не только не мешает ему быть воспринятым как произведение искусства, но и, наоборот, скорее придаст ему дополнительный толчок в качестве этакого ребуса, загадки, личного ассоциативного ряда, где каждый ознакомившийся с произведением сможет открыть что-то своё и будет, в общем-то, прав. Поэтому и ценятся, порой, очень странные или бессмысленные с первого взгляда картины современных художников, которые продаются за безумные деньги.
Есть идея - ноль эмоций
Что же тогда происходит с произведениями, где есть только идея? На самом деле, то же самое, потому что идея от эмоции неотделима, так же как и форма от содержания, каждая пара всегда работает в тандеме друг с другом, дополняя второй элемент и уступая ему первенство в отдельно взятых случаях. Эмоция (или атмосфера, если так удобнее) вполне может очень сильно уступать идее, но совершенно её отключить будет невозможно, потому что даже во внешнем отсутствии эмоциональности она присутствует: равнодушие, попытка избежать суждения о чём-либо, канцеляризм - всё это вуалирует, но не уничтожает эмоцию, скорее наоборот - подчёркивает ещё сильнее.
В пример возьмём отрывок из стихотворения того же года: "Зов"
"Убьет всех их Бог. Ненасытен он в крови.
Плоть от плоти – огонь – исчезает душа.
Никто не избегнет ужасной сей доли,
Ведь никак не понять, кто из них виноват"
Выглядит как обычная констатация факта, с чем вполне может поспорить любой стихотворец и читатель, поскольку тут, как ни крути, мы видим конкретное суждение, с какой бы холодностью и отстранённостью оно не представало перед нами. И если с идеей стихотворения вполне всё ясно, то какая же на самом деле эмоция тут представлена? Ужас. Неуверенность. Тревога. Фатализм. Разве можно от этого отречься, когда начинаешь воспринимать не слова даже, а их сочетания, последовательность и ассоциации, порождённые общим культурным фоном? Мне кажется, что любой мыслящий человек ощутит чувство некоей угрозы, исходящей даже от довольно безэмоциональной совокупности строк, особенно в дни общих тяжёлых потрясений.
Что в итоге?
Общий вывод прост: оба элемента важны.
Эмоция позволяет читателю прочувствовать то, о чём пишет автор, его суждения, боль или радость. Даже при совершенно неопределяемом контексте ("Как хорошо! Как тепло и свежо!" - каждый уже представляет себе примерную картину, когда могут быть соответствующие чувства) выделяется какая-то слабая, тривиальная идея: "когда мне хорошо, я ни о чём не беспокоюсь" - но она всё же есть. И когда идея преобладает ("В третьем поколении сжимается кольцо/Предприимчивость и рвение - золота лицо"), можно выделить по выбранным словам некое суждение и, соответственно, эмоциональный состав данной речи.
И, поскольку ни от одного из элементов избавиться нельзя в угоду замыслу, стихотворцам и вообще людям пишущим стоит научиться воспринимать свои тексты независимо от того, что они там хотели бы показать. Потому что то, как будет прочитано и понято стихотворение другими людьми, не всегда зависит от того, что туда изначально было вложено автором.
P.S. К сожалению, мне крайне редко удаётся сесть за написание статей или вообще за работу подобного творческого направления из-за банальной нехватки времени. Идея данной статьи (и черновик) была оставлена пылиться неопубликованной (и ненаписанной) почти два года назад, как и многие другие статьи, к которым я, надеюсь, смогу подобраться намного скорее. Поэтому я надеюсь, что данный материал не будет казаться и являться бесполезным для Вас, и Вы сможете найти в статье что-то важное и полезное. Спасибо Вам за чтение и - пока!