Несмотря на то, что в СССР всегда традиционно любили седаны, пятидверные универсалы пользовались популярностью и спросом как у дачников, так и у жителей сельской местности. На автомобилях ездили «по делу» — то есть, обычно использовали их для перевозки грузов, мебели или садово-дачного инвентаря.
Универсал же, при всех своих недостатках, имел одно огромное достоинство – при сложенном заднем сиденье внутри образовалась внушительная площадка, что позволяло перевезти как крупную бытовую технику, так и длинномеры.
Но пятидверные Жигули пользовались спросом не только на домашнем рынке: в странах Восточной и даже Западной Европы также активно приобретали советские универсалы, хотя и по немного другим соображениям. А ведь каждые экспортные Жигули – это валютные поступления, которые были для советской экономики важнее собственных «деревянных», которыми рассчитывались покупатели Жигулей внутри страны.
Такой тип кузова ассоциировался у европейцев с активным образом жизни, позволяя перевозить различный спортинвентарь. Кроме того, прижимистые жители небольших городков и деревенек также оценили незаурядные грузовые возможности «советского Familiare».
При создании новой модели конструкторам необходимо было соединить «новую» платформу от ВАЗ-2105 с задней частью универсала, ведь один из самых дорогостоящих штампов (панель крыши) должен был остаться неизменным, да и дверные проёмы по аналогии с «пятеркой» сохраняли своё родство с «двушкой».
Разумеется, форму наружных панелей задних дверей и задних крыльев требовалось увязать с «пятерочными» — то есть, несколько «оквадратить» их, а вместо наивно-узеньких фонариков от Fiat 124 Familiare новой модели требовалась соответствующая светотехника – прямоугольная и куда большего размера. Попутно для лучшей обзорности увеличили заднее стекло, ведь дверь у новой машины была оригинальная. В соответствии с тенденциями тех лет в качестве дополнительного оборудования комплектацией предусматривался очиститель и обогрев заднего стекла. Возможно, сейчас такая «опция» кажется смешной, однако в СССР им оснащались считаные экземпляры автомобилей.
В итоге удалось «выжать» почти все из задуманного: благодаря угловатым формам «четвёрка» получила куда более современный внешне кузов, да и салон по сравнению с «копейкой» изменился радикально. Ведь в интерьере появились не только совершенно другие детали обивки, сиденья и приборная панель, но и более эффективные системы вентиляции и отопления. Новый образ дополняли большие блок-фары и крупные задние фонари – ничуть не хуже, чем на аналогичных иномарках тех лет!
Кроме того, в тормозной системе появился вакуумный усилитель, а задние тормозные механизмы оснастили «самоподводящимися» цилиндрами, благодаря чему регулировка зазора между барабаном и колодками уже не требовалась.
Уже к концу 1980 года специалисты Управления Главного конструктора ВАЗа подготовили необходимую техническую документацию – то есть, «четвёрка» была готова к запуску в производство как раз в тот момент, когда ВАЗ-2105 начал сходить с конвейера.
Однако из-за запуска в серию «семёрки» и подготовки к производству ВАЗ-2108 новому универсалу пришлось немного «потомиться в ожидании». Лишь в 1983 году удалось сварить, окрасить и собрать первые «живые прототипы», а опытно-промышленная партия ВАЗ-2104 сошла с конвейера и вовсе летом 1984 года.
Таким образом, «четверка» ожидала своей очереди несколько лет. За оставшиеся полгода в 1984-м планировали собрать свыше 5 000 новых универсалов, однако по разным причинам было выпущено втрое меньше автомобилей. Выход на плановую проектную мощность был осуществлен практически одновременно со снятием с производства «двушки» — то есть, на протяжении 1985 года, а уже с 1986-го с конвейера ежегодно сходили свыше 50 000 «четверок». Высокий спрос на новый универсал оказался стабильным – тем более, что в переднеприводном семействе автомобилей с таким типом кузова не существовало, а «четверка» на фоне остального заднеприводного модельного ряда совсем не казалась устаревшей.
Именно поэтому автомобиль без особых изменений выпускался вплоть до 2012 года – то есть, почти тридцать лет!
«Четвёрка» подвергалась небольшой модернизации параллельно с базовой пятой моделью, а после снятия с производства «родного» мотора с ременным приводом большинство модификаций с индексом 21043 оснащались старым добрым двигателем ВАЗ-2103.
Интересный факт: Кроме Тольятти, эту модель выпускали как в ближнем, так и дальнем зарубежье: с 2001 года «четвёрку» из российских машинокомплектов начали собирать на нескольких украинских автозаводах – в Луцке, Херсоне и Кременчуге, а еще в это же время по технологии SKD сборку ВАЗ-2104 наладили в…Египте!
Если у Вас есть пожелания к этой статье или идеи для новых, пишите сюда.