Трагедия в Мядининкае и литовское «правосудие».
Незадолго до августовских событий, 31 июля 1991 года, на границе Литвы и Белоруссии на таможенном посту в деревне Мядининкай были расстреляны литовские таможенники, дорожные полицейские и два сотрудника литовского спецназа. Всего восемь человек, одному таможеннику удалось выжить, он остался инвалидом на всю жизнь.
Это преступление было использовано для дискредитации Рижского ОМОНа.
Сразу была выдвинута версия, что это дело его рук. Подобная информация до сих пор размещена в Википедии.
Эта самая гнусная ложь за всю историю Рижского ОМОНа очень печально отразилась на судьбе одного из его бойцов.
Всё обвинение строилось на показаниях выжившего таможенника Томаса Шярнаса, у которого после ранения в голову был сильно повреждён головной мозг, и он практически ничего уже не понимал, что происходит.
Для более уверенной доказательной базы было выдумано ещё одно «доказательство». Якобы следователи Литвы обнаружили на базе Рижского ОМОНа автомат, из которого было совершено убийство.
Такой автомат очень был нужен следователям, расследующим это дело. Только вот проникнуть на базу Рижского ОМОНа, они не могли ни при каких обстоятельствах. А через месяц ОМОН вообще покинул территорию Прибалтики.
Но все эти вымышленные «доказательства» не помешали свершиться литовскому «правосудию».
Задержанный ещё в 2008 году бывший рижский омоновец Константин Никулин в 2011 был приговорён литовским судом за мядининкайский расстрел к пожизненному лишению свободы.
Ещё трое рижских омоновцев также были заочно приговорены к такому же наказанию. Но задержать их не удалось.
Август 1991 года.
Рано утром 19 августа 1991 года весь отряд был поднят по тревоге и собрался у себя на базе.
Здесь уже был представитель КГБ СССР, сообщивший первую новость об аресте Президента СССР Горбачёва и образовании ГКЧП. По телевизору уже показывали Лебединое озеро.
Через некоторое время командиру Рижского ОМОНа Чеславу Млыннику позвонил министр внутренних дел СССР Борис Пуго и отдал приказ о принятии мер для полного восстановления советской власти в Латвии, разоружении незаконных вооружённых формирований, и взятии под контроль всех важных государственных объектов.
Для осуществления этих задач отряду были выделены несколько вертолётов. В течение первых суток поставленные задачи была практически выполнены.
Было захвачено МВД Латвии, распущена прокуратура независимой Латвийской Республики, взяты под охрану все важные городские объекты, такие, как Радиокомитет, Городская телефонная станция, Центральный телеграф, Телевизионная станция и другие. Все объекты сразу передавались под охрану прибывшим на место десантникам.
Уже в ночь на 20 августа отряд, пробив БТРом ворота базы «Белых беретов», арестовал его командование и находящийся на базе личный состав.
Были разоружены также вновь образованные вооружённые формирования айзсаргов и подразделения националиста Бесхлебникова.
20 августа отряд взял под контроль некоторые объекты в Юрмале и при поддержке вертолёта блокировал Академию полиции.
Осталось только решить вопрос с Верховным Советом Латвии и Советом Министров. Им дали сутки на самороспуск, после чего, в случае невыполнения этого требования, должно было последовать силовое решение вопроса.
Предательство Рижского ОМОНа.
Но через сутки уже было поздно, ОМОН получил приказ вернуться на базу, освободить все взятые под контроль объекты и ждать дальнейших указаний.
Новость об аресте Горбачёва оказалась не соответствующей действительности, члены ГКЧП оказались под арестом.
Командующий Прибалтийским военным округом генерал-полковник Фёдор Кузьмин был вызван в Москву и снят с должности.
До ОМОНа доходили разные слухи, вплоть до того, что Москва от него отказалась, что никаких приказов она ему не отдавала. 22 августа из Москвы позвонили командиру отряда и сказали, что весь последний год, оказывается, Рижский ОМОН действовал самостоятельно, никому не подчиняясь. Этой версии следует и придерживаться.
Это было настоящее предательство.
В отряде были разные мнения относительно дальнейших действий.
Одни предлагали срочно лететь в Москву, освободить арестованных членов ГКЧП, разогнать толпу вокруг Белого Дома и арестовать Ельцина вместе с Горбачёвым.
Другие говорили, поскольку 24 августа была признана независимость Латвии и она официально вышла из состава СССР, надо завершить всю проделанную 19-21 августа работу, распустить Верховный Совет и Совет Министров, взять власть в свои руки и создать своё государство.
Кстати, с этим согласились и некоторые командиры советских воинских частей, расположенных на территории республики.
Возглавить при этом новую власть предлагалось первому секретарю ЦК Коммунистической партии Латвии Альфреду Рубиксу. Но он отказался от такого шага и на риск не пошёл. Чем и решил свою дальнейшую судьбу.
О том, как дальше развивались события, я расскажу в своей следующей статье «Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть восьмая».
Начало публикации вы можете прочитать в статьях «Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть первая» по ссылке -
«Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть вторая» по ссылке –
«Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть третья» по ссылке –
«Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть четвёртая» по ссылке –
«Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть пятая» по ссылке –
«Правда и ложь о легендарном Рижском ОМОНе. Часть шестая» по ссылке –
ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ МОЯ СТАТЬЯ, НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК И ПОДЕЛИТЬСЯ СО МНОЙ СВОИМ КОММЕНТАРИЕМ, ОН ОЧЕНЬ ВАЖЕН. И, КОНЕЧНО, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ ОЧЕРЕДНУЮ СТАТЬЮ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ «ГОВОРИМ О ПОЛИТИКЕ ВМЕСТЕ».
При копировании статьи просьба делать ссылку на канал «ГОВОРИМ О ПОЛИТИКЕ ВМЕСТЕ».