Найти в Дзене

Цели и задачи педагогики

Оглавление

Введение

Средняя длина всех нейронных волокон человека около трех миллионов километров. Все эти маленькие волоконца позволяют нам видеть десять оттенков зеленого, рассчитывать путь до Луны и обратно, записывать математические формулы стихами и т.д. Чего бы стоили эти волокна, если бы мы не умели ими пользоваться? С чего нашего начинается наше развитие? Воспитание, обучение, становление личности – все это педагогика.

Педагогика как наука, педагогика как искусство – она многогранна и удивительна. Недаром она берет начало в древних философиях, зачем бы она вообще была нужна, если бы не надо было передать опыт от одного поколения к другому. Чем выше поднимался человек по лестнице цивилизации, тем шире развивалась и педагогика.

Цели педагогики

Главная цель педагога – вырастить из нас людей. Научить нас быть в этом обществе не только потребителем, но и творцом собственной жизни. Трудиться на свое благо и благо общества, ценить себя и стремиться к большему. Но при этом оставаться человеком, личностью. Человек – все-таки это звучит гордо. И помогает нам в этом учитель. В школе или в вузе.

-2

Следом идет нормативная цель – это государственные стандарты и нормативы образования, о которых говорится в правительственных документах.

Инициативная цель – эта цель разрабатывается самим учителем вместе со своим учеником.

Обучающие, воспитательные, развивающие цели – все это входит в педагогический процесс. Педагог помогает формировать знания, умения, навыки (обучающая цель), формирует отношение ученика к обществу, труду, искусству и другим сторонам жизни (воспитательная цель). А выявить способности, талант ученика и помочь их развить – это развивающая цель педагога. Бывает и такое, что цели педагога и ученика не совпадают. У настоящего педагога, получается видеть ученика не таким, какой он есть, а таким, каким он может стать. Талантливым журналистом, например. Чтобы не было как старой песне – потому что в школе сплошные страданья…

Задачи педагогики

Воспитание обученной и развитой личности – это практическая задача. Все разработки, научные открытия, исследования, методики, при помощи которых идет воспитание – это уже научная задача педагогики.

-3

Еще одна задача в педагогике – это изучение педагогического опыта, его обобщение и взятие на вооружение. Но нельзя просто взять и использовать какой-либо образец творчества учителей и применить его на практике, необходимо теоретическое обоснование и научная интерпретация. Другими словами, «выжимка» именно того, что можно использовать на практике. Примером такого использования может служить система эффективного обучения, которую разработал В.Ф. Шаталов или система образования учителя литературы Е.Н. Ильина.

Ошибки педагогов – это тоже опыт, который необходимо изучать. Без ошибок практика педагога выглядит достаточно односторонне, более того, если не рассказывать о них, ошибки могут прочно обосноваться в практике педагога.

Так как, педагогика все время развивается, то ничего удивительного в том, что требуются новые методики воспитания, обучения, разработка новых форм и систем обучения. Так выглядит третья задача в педагогике.

И, конечно же, всегда интересно, что ждет нас в образовании дальше? Какая она – школа будущего? Без прогнозирования невозможно управлять системой образования. Прогноз в области образования на будущее – это четвертая задача педагогики.

Вернемся к разработке новых методик и исследованиям в области педагогики. Еще одной важной задачей является внедрение результатов исследований в практику. Здесь часто старое борется с новым. Рыночные отношения внесли свои коррективы, и если раньше, труды педагогов-ученых могли остаться невостребованными, то в наше время интеллектуальный товар ценится достаточно высоко.

Это основные задачи в педагогике, есть еще и временные. Без них никак. Предугадать их тоже практически невозможно. Это жизнь педагогики, она развивается, функционирует, как и любая другая наука. Всегда будут искать кратчайший путь, разрабатывать новые формы и методы внедрения нового в широкую практику. И всегда будут новые методики, новые вопросы и задачи, и люди, которых надо будет учить, воспитывать и выпускать в жизнь.

Подписывайтесь на наш канал, учитесь с нами и не забывайте оставлять свое мнение в комментариях! Нам важна обратная связь!