Найти в Дзене
Еженедельник "Звезда"

Советский госпиталь в немецком тылу

Как отважные медики лечили раненых прямо под носом гитлеровцев, которые функционирующий госпиталь в упор не замечали.

Фото из архива(armystandard.ru)
Фото из архива(armystandard.ru)

Информацией о «госпитале-невидимке» с журналистами поделился краевед Василий Глаголев, который долгие годы собирал информацию об этом передельском «чуде». Госпиталь и его деятельность действительно можно назвать чудом, ведь работал он не в лесу под прикрытием партизан, а прямо в центре села, захваченного нацистами.

Скрывать его деятельность удавалось на протяжении трёх месяцев, благодаря чему раненым войнам удавалось не только выживать, но и возвращаться в строй. Вся история происходила зимой 1941-1942 года в Переделе — одном из калужских сёл. Здесь и до войны была своя маленькая больница. В ней сотрудники и организовали спасение раненых советский солдат, в ту пору, когда проходил самый трудный период отступления наших войск.

Начало эта история берёт 6 октября 1941 года. В то время из Вязьмы отправился последний эшелон с ранеными — порядка 600 человек. Через 50 километров, в районе станции Износки, поезд попал под обстрел врага. Многие раненые погибли. Тех, кому посчастливилось выжить, пытались эвакуировать на телегах. 13 октября один из этих импровизированных обозов добрался до села Передел. Около 40 человек разместили в местной больнице, надеясь по утру отправить их в дальнейший путь. Но немецкие части оказались уже близ населённого пункта и дальнейший путь для раненых был закрыт.

Временно руководившая работой больницы Анастасия Мельникова и её помощница Нина Якимович решили людей оставить у себя, выдавая за мирных жителей. Поддержали идею и другие сотрудницы больницы. Старую мужскую одежду для прикрытия собрали по домам села. Армейские гимнастёрки раненых сожгли. Решено было выдать их за беглых зэков, которых якобы обстреляли немецкие самолёты, приняв за красноармейский отряд.

Фото из архива(armystandard.ru)/Анастасия Мельникова, фото 1930-х гг.
Фото из архива(armystandard.ru)/Анастасия Мельникова, фото 1930-х гг.

В дополнение к этому на стену больницы вывесили надпись «Tifus», а дверь напоказ заколотили снаружи. Сами девушки пользовались чёрным ходом. Ухищрения, казалось бы, примитивные, однако сработали. Помогло и то, что больница располагалась у околицы. Практически все сто дней оккупации немцы в больницу особо не заглядывали. Помогло и то, что немецкие части подолгу не задерживались. Почти сразу после ночёвки продолжали путь — село располагалось в прифронтовой полосе. Многие жители о тайне больницы знали, но оккупантам этого не открывали. Со временем они стали помогать и с питанием, когда собственные больничные запасы спустя два месяца закончились.

Из 40 раненых выжили 39. Один скончался от тяжёлых ран. Поправившихся солдат переправляли обратно на фронт благодаря помощи партизан.

Ситуация накалилась в декабре, когда полтора десятка солдат вермахта были доставлены в посёлок после получения ранения. Спасла табличка о заразе. Гитлеровцев решили разместить в доме священника. Но Мельникову и Якимович из больницы немцы забрали — для ухода за своими ранеными. Они были отлучены от наших солдат, но взамен смогли добыть у врага лекарства и бинты.

Не известно точно, что случилось, но медработниц заподозрили в неблагонадёжности. Разбираться не стали. Схватили и повели на расстрел. То ли судьба так распорядилась, то ли немцы специально так сделали, но ни одна пуля в девушек не попала. Девушки упали в снег от страха, а враги лезь по сугробам и проверять живы ли медики не стали. «Расстрелянные» смогли задворками вернуться по домам, а там уже и к нашим солдатам.

В начале января немцы всё же решились разместить своих раненых в больнице. На тот момент там ещё оставалось 13 советских военных. Их тайно переправили в церковную сторожку. Печку там топили лишь по ночам, а на крыльце, для отпугивания любопытных, разместили труп умершей старушки.

Позднее гитлеровцы больницу взорвали. Решили уничтожить и деревню. Сторожку её обитатели смогли спасти хитростью — сымитировали пожар, запалив солому на расстоянии от стен здания. Оставшиеся ранены позже встретились со своими войсками. Рассказали историю госпиталя. Храбрых фельдшериц представили к награждению орденами Красной Звезды. Но женщины об этом не узнали. Чекисты сочли обстоятельства этой истории странными — Анастасию арестовали и осудили на 15 лет лагерей, Нину от этой судьбы уберегла автомобильная авария — её сбила машина. Девушка смогла дойти до Берлина и даже расписалась на стене Рейхстага. Не долго отбывала тюремное заключение и Мельникова — один из раненых оказался сотрудником органов и добился закрытия дела против сотрудниц госпиталя. Якимович получила Звезду лишь в 1970-х. За умершую в 1980-ом Мельникову орденское удостоверение получили её внуки.

Фото из архива(armystandard.ru)
Фото из архива(armystandard.ru)

Получила Нина и совершенно уникальную награду — медаль Флоренс Найтингейл. Её в то время уже пожилой женщине вручили в 1989 году. Мельникова такой награды не получила лишь в силу того, что медаль может быть вручена только живому человеку.

Больше интересных материалов на сайте Еженедельника "Звезда"