Найти тему
Strike

Для чего польский художник всю жизнь писал цифрами только одну картину

Оглавление

В 1965 году польский художник Роман Опалка установил чёрный холст, взял в руки кисть и начал писать одну из своих самых известных работ, для создания которой потребовалось несколько десятков лет. Мужчина старательно цифру за цифрой, произносил вслух и записывал на диктофон каждое написанное число. И так практически день за днём. Что же он делал?

Гений или отчаявшийся безумец?

Опалка наносил на холст цифры по порядку (1,2,3 и т. д) белой акриловой краской. «Рисунок» состоял из последовательных горизонтальных рядов, начинался в левом верхнем углу и заканчивался в нижнем правом. Краски хватало примерно на одну строку, затем художник обмакивал кисть снова и вновь приступал к работе. Из-за этого появлялся своеобразный градиент, поскольку в начале строки краска была более насыщенная, а к концу она заметно бледнела. Заканчивая один холст, Опалка принимался за следующий и проводил в мастерской по 8 часов каждый день. Размеры холста составляли 195 см на 35 см: высота соответствовала росту художника, а ширина была идентична ширине дверного проёма в варшавской студии художника, где зародился этот проект. Все картины серии носили одинаковое название «Опалка 1965/1 — ∞».

Роман Опалка за работой
Роман Опалка за работой

Что Опалка хотел сказать своим творчеством

«Все мои работы — это единое целое, описание от единицы до бесконечности», — объяснял своё творчество Опалка. «Одна вещь, одна жизнь». Таким образом художник пытался осмыслить бесконечность при помощи живописи. Чтобы ещё сильнее подчеркнуть стремление к вечному абсолюту, Опалка хотел стереть границы между цифрами и полотном. Для этого поляк начал постепенно добавлять 1% белого пигмента на черный фон, из-за чего с течением времени цвет холстов становился всё светлее. И в итоге только к 2008 году художник добился того, что писал на белом полотне. Однако на этом проект не завершился. Как говорил польский мастер, важно, чтобы последняя деталь на картине была закончена не его рукой, а его жизнью, поэтому он писал серию до последнего дня. Опалка умер в 2011 году в возрасте 79 лет, числа на картинах к тому моменту превысили 6 млн.

После 2000-х Роман Опалка начал фотографировать себя на фоне своих работ, чтобы увековечить историю
После 2000-х Роман Опалка начал фотографировать себя на фоне своих работ, чтобы увековечить историю

Какой смысл зашифрован в необычной серии картин

Романа Опалку называют ярким представителем концептуализма — художественного направления, для которого основная цель заключается в передаче идеи, высшего смысла. Физическое воплощение, форма, установленные ранее нормы и правила отходят на второй план. Главное — это то, что хочет сказать художник. Как считают некоторые критики, в своей серии «Опалка 1965/1 — ∞» польский мастер пытался познать бесконечность. Рисование для него превратилось в медитацию, когда интеллектуальная и эмоциональная стороны работы поглощаются духовным. Таким образом, художник словно говорит нам, что жизнь конечна, но есть вещи, которые не подвластны времени и могут жить вечно. Но это лишь один взгляд на творчество Опалки, а оно, как известно, безгранично. Поэтому смыслов в серии картин польского мастера может быть гораздо больше...

Одно из первых полотен Романа Опалки
Одно из первых полотен Романа Опалки

Как вы относитесь к такому творчеству? Пишите в комментариях, что по вашему мнению пытался изобразить польский художник.

Фото: vanillamagazine.it, nyartbeat.com, polityka.pl