Вот знаете, во всей этой самой истории меня мучит и волнует один простой вопрос, вынесенный в заголовок. Потому как люди обычно не идиоты. И даже люди в форме. И тем более люди в форме с большими звёздами на погонах.
А вот как раз действия белорусских силовиков непонятны, парадоксальны и загадочны. Скажу честно: пытаюсь понять и понять не могу. То есть большую и чистую мораль мы оставим в стороне. Постараемся просто понять зачем обычно люди делают карьеры в силовых структурах. Вариантов быть может очень много, но в любом случае это что-то хорошее и положительное. Так сказать от службы как призвания, до социальной стабильности и общественного положения.
Но в любом случае никто не идёт в силовые структуры чтобы красиво самоубиться или гарантированно «быть подведённым под монастырь». Вообще сумасшедших не так много, как это иногда кажется. И уж обычно среди тех, кто одевает форму офицера людей неадекватных гораздо меньше, чем «в среднем по палате».
Собственно говоря, почему мнение и позиция силовиков так важны именно в Беларуси, так это потому что именно в Беларуси они имели самое большое влияние на ситуацию. По сравнению с любой другой страной бывшего соцлагеря. Ну как-то так дела обстояли. Ни в Прибалтике, ни на Украине, ни в России, ни в Польше. А в Беларуси было. И было именно так.
И, кстати, да, многие в России по какой-то странной причине считают, что белорусские силовики — это типа «наши». Да ни в жизнь. Простая логика: все годы своего правления Лукашенко был чётко завязан именно на силовиков. При этом он проводил достаточно откровенную антироссийскую политику без всяких оглядок.
Вывод: белорусские силовики на Россию никак не ориентированы. Именно так и никак иначе. Вот знаете — хватит этих сказок про то, что белорусские «оппы» за Запад, а силовики за Россию. Это, мягко говоря, неправда.
И те и другие считают Крым украинским.
Сателлит, который не сателлит
И вот как раз с Россией у лукашенковской Беларуси силовиков отношения были максимально сложные, потому как непонятные. Де-факто Россия была обязана кормить и защищать Беларусь и поддерживать её политически. Иначе никак. Иначе кирдык сразу и полностью. Но при этом ориентироваться на Россию политически в Минске никто не собирался, наоборот там было принято хвастаться максимально широким кругом партнёров от Берлина до Пекина, и от Катара до Ватикана…
И вот белорусы — они такие сложные, внезапные и неоднозначные. И постоянно в поиске новых надёжных партнёров, потому как России доверять, увы, никак нельзя. И метался Лукашенко по планете от Анкары до Алма-Аты и от Вашингтона до Каракаса…
И оно конечно здорово, но почему-то конкретные материальные вопросы он всегда приезжал решать в Россию. «Новых надёжных друзей» за всю четверть века своего правления он так и не отыскал. То есть нет, они как бы есть (если надо «поручкаться», поулыбаться и пофоткаться), а вот если нужны деньги и рынки — то за этим строго в Россию. При всём при этом почему-то у белорусских переговорщиков сложилось иронично-пренебрежительное отношение именно к стране, от которой зависит экономика и безопасность РБ.
По факту, учитывая размеры, эффективность экономики и популярность режима — у РБ был один единственный путь — в сателлиты России. Именно так. Чтобы было хоть какое-то будущее. Прикрывать политически никто никого не обязан «забесплатно». Вот тут недавно против Лукашенко и Ко ввели санкции. Так вот великий и любимый всеми белорусами Китай почему-то промолчал. А какое было сотрудничество! Какая дружба! Какая любовь!
Но почему-то про Китай после 9 августа (день выборов) никто в РБ даже не вспоминает. То есть Китай велик и могуч, и Китай — это лучший союзник Лукашенко… однако. Однако в сложной ситуации никто от него помощи не ждёт. Увы. Ни политической помощи, ни экономической. Какая-то странная у них «дружба».
И кстати, да, во время конфликта на Донбассе Лукашенко чётко и однозначно занял прозападную и проукраинскую позицию. «В благодарность» после выборов 9-го августа Киев ввёл санкции против РБ. Странным образом белорусы гениально умеют портить отношения, с нахождением же союзников же у них «всё сложно».
Вот просто мне интересно, а куда поедет рядовой боец минского ОМОНА после падения режима Лукашенко? В Киев? В Варшаву? В Катар? Может сразу в Шанхай? Друзей-то у белорусских силовиков полна горница! Кругом друзья! Можно в Тбилиси, а можно сразу в Гаагу…
В Россию? А причём тут Россия?
Ненужные иллюзии
Первая: Лукашенко будет править вечно. Увы, его время уже закончилось. Власть удаётся удерживать только с использованием нарастающего насилия. Что вызывает окончательную потерю электората и нарастающую международную изоляцию.
Вторая: Лукашенко наведёт порядок… и всё вернётся назад. Не вернётся. Лукашенко в августе потерял белорусов окончательно, а экономика вошла в крутое пике. Чисто теоретически «вернуть всё взад» уже нереально. Править же с падающей экономикой и «кефирным» рейтингом невозможно.
Третья: Лукашенко нужен России позарез. Вот интересная такая фишка — в РБ Россию принято всячески гнобить и обливать грязью, однако расчёт делается именно на это — Россия выстоит, а с ней выстоит и сегодняшняя власть в Минске. Россия выстоит, Лукашенко — нет, потому что Лукашенко России не нужен и не интересен. Россия его спасать не будет. Вообще никакой ценой. Смысла нет.
Четвёртая: белорусские силовики действуют от имени и в интересах государства. Нет, не действуют. После 9 августа легитимность власти очень сильно подвисла. Лукашенко+силовики это ни разу не государство. «Секретная инаугурация» — это вообще что-то с чем-то. На Западе Лукашенко уже не президент, Путин согласился с ним говорить о «конституционной реформе», т.е. о передаче власти. Всё — Лукашенко «хромая утка», а все его «приказы» — капризы частного лица.
Пятая: в случае чего есть «ростовский вариант». Нет, для Лукашенко и его ближайших сподвижников — нет. Слишком плохие отношения с Россией и слишком много он наворотил. Зачем Путину нести политическую ответственность за чужие художества? За президентом Януковичем ничего серьёзного не числилось. Он был чист!
Шестая: РБ сегодня что-то типа СССР и белорусские силовики рубятся за светлое будущее всего человечества. Нет, не рубятся. Ни за какое светлое будущее. РБ — модель вчерашнего дня, а не завтрашнего. Увы.
Назад в будущее (вперёд в прошлое!)
Понимаете, все действия белорусских силовиков можно объяснить исходя из теории, что время можно остановить. Или повернуть вспять. Или закольцевать. Из того, что «завтра не настанет никогда».
Режим Лукашенко был достаточно адекватен в середине 90-х. И это было действительно так. Вот только с той поры многое поменялось. В Беларуси и в мире. А Лукашенко поменяться не пожелал. То есть он и его режим — это полный анахронизм сегодня. Белорусам он не нужен. Потому что не актуален. Европейцам и русским он тоже не интересен.
Всё что предлагает Лукашенко России было интересно лет так 15 назад. Сегодня уже нет. Вообще запредельная жестокость подавления протестов объясняется именно этим: сложных и тонких взаимодействий с белорусским народом у этой власти нет и быть не может. Слишком давно и далеко разошлись пути-дорожки.
Отсюда идут легенды про «экстремистов» и «засланных казачков». Отсюда сказки про «коктейли Молотова». Потому как разговаривать режиму и белорусам не о чём. Поэтому «власть» может только стрелять и бить дубинками.
И никаких «политических решений» у власти не было в августе, нет их и сейчас. Власть в принципе не способна к диалогу. Вообще складывается такое впечатление, что белорусские силовики осуществляют свои действия в какой-то чужой стране. Ну там культурный барьер, языковой… общение невозможно, потому чистой воды насилие. Бить и стрелять. Других вариантов попросту нет.