Найти тему
Влад Гор

Аналогов нет- беситься или апплодировать?

В средствах массовой информации, когда речь заходит о чем-то новом и уникальном- корабле, самолете, реакторе или чем угодно еще, распространено несколько заезженное, но вполне точное выражение "не имеющий аналогов". Как варианты- аналогов нет, не имеет аналогов в мире, и тд. При этом, чаще всего данным журналистским штампом пользуются отечественные СМИ. Для патриотически, пророссийски настроенных граждан это повод воскликнуть что-то вроде "ого как мы можем! Знай наших!" и прочие ссылки на Илона Маска, который отчего-то вдруг должен удивляться нашим достижениям в режиме реального времени. А вот либералов и прочих безродных космополитов, на религиозном уровне свято верящих, что у нас все плохо и по другому быть не может- такие новости просто как красная тряпка для взбесившегося быка, и особенно сильно их бесит их именно тот самый пассаж про "аналоги", поскольку эти люди так же свято уверены в том, что Россия- обычная страна ничем не лучше других и на создание чего-то уникального просто не способна, и переубеждать их в этом толку примерно столько же, как в стрижке свиней- толку будет мало, а визгу много. Каждая подобная новость для них- это знатный повод расточать желчь и злобу, писать километры гневных комментов в стиле "вывсеверете" и придумывать для этого выражения обидные передирки- "анало говнет", "анал в говнет" и тд.

Примерно так я представляю себе слишком буйных комментаторов в интернете :)
Примерно так я представляю себе слишком буйных комментаторов в интернете :)

А может лучше включить мозги по обе стороны баррикад и разобраться в сути этого явления?

На деле все куда проще чем кажется- появление и существование какого-либо уникального изделия, строения, производства и тд, когда в остальном мире нет ничего напрямую похожего- в 99 из 100 это вовсе не попытка выпендриться или показать, что "мы не такие как все". Чаще всего это обусловлено вполне логичными и разумными причинами, связанными с географией, экономикой, политикой, возможностями, а иногда даже случайной удачей или невезением. И выражение "аналогов нет" в отношении именно России так часто звучит не случайно- потому что вопреки либеральным представлением мы действительно уникальная страна- одиннадцать часовых поясов, самая большая в мире территория, большая часть которой- суровые и холодные земли, где трудно просто выжить, не говоря уже о государственном строительстве. Самая протяженная в мире граница и береговая линия, и в отличии от тех же США мы окружены не лояльными и слабыми Мексикой и Канадой, а множеством в том числе сильных государств, многие из которых потенциально враждебны. Плюс ко всему этому, мы неколько десятилетий жили в условиях социалистической системы, некоторые отстатки которой до сих пор сохраняются в том или ином виде- повышенная централизация всего и вся, до сих пор действующие мегапроекты прошлого и тд. Все это неминуемо приводит к серьезным отличиям в политике, экономике, культуре, искусстве, архитектуре- во всем без исключения. Других стран, похожих на нас в мире нет. Отсюда и множество явлений во всех сферах жизни, как отрицательных, так и положительных, которых вы не найдете в других странах мира. Приведем ряд типичнейших примеров. Наиболее ярко аналоги или их отсутствие проявляются в оружейной сфере- каждая сильная страна стремится создать оружие помощнее и ее оружейные фирмы прибегают порой к весьма затейливым конструкциям, повторить и превзойти которые непросто. Но, в большинстве случаев, в той или иной степени получается. У России, США, Китая, ЕС есть множество похожих по возможностям и функционалу систем вооружения, но некоторые выделяются из ряда:

Грунтовые стратегические ракетные комплексы РВСН с твердотопливными ракетами, такие как Тополь, Ярс.

У США ничего подобного нет, у других стран- лишь передвижные комплексы тактического уровня. Некоторые могут спросить- неужели американцы с их передовой наукой и промышленностью не смогли создать что-то подобное? Но все гораздо проще. С чисто технической точки зрения подобные комплексы разработать и произвести американцы вполне могли бы. Их уровень науки и техники это позволяет. Производят же они сверхтяжелые автокраны:

Американский сверхтяжелый автокран TEREX-DEMAG AC 1000. Красавец, не правда ли?Как видим, возможности создать шасси под грунтовый ракетный комплекс есть, желания нет.
Американский сверхтяжелый автокран TEREX-DEMAG AC 1000. Красавец, не правда ли?Как видим, возможности создать шасси под грунтовый ракетный комплекс есть, желания нет.

В крайнем случае, могли бы привлечь к разработке шасси своих многочисленных вассалов, например, Германию, которая так же давно и успешно производит сверхтяжелые автокраны.

Немецкое автокрановое чудо из той же когорты).
Немецкое автокрановое чудо из той же когорты).

Но суть в том, что в условиях США такие комплексы значительно менее эффективны, чем в условиях России. У нас такой комплекс в угрожаемый период скроется в бескрайней сибирской тайге, где найти его будет сложнее, чем иголку в стоге сена. Но, Америка, будучи вдвое меньше по территории, несколько более равномерно и густо заселена чем Россия. Большая часть США- это безлесная равнина из прерий и полупустынь, нарезанная на частую дорожную сетку, где подобный передвижной комплекс легко засечь и отслеживать со спутника или самолета, и даже просто невооруженным глазом из проезжающей по дороге машины. Другая, меньшая часть Штатов- это заросшие лесом горы с весьма сложным рельефом, где подобные комплексы могут спрятаться, а вот оперативно передвигаться им было бы крайне сложно. Кроме того, огромная часть американской территории находится в частной собственности, а законы о ней там довольно строгие. Это еще более снижает поле для маневра в американских условиях. При этом, США стоит прямо на берегу двух океанов, на другой стороне Земли от своих геополитических соперников в Евразии. Отсюда вывод- грунтовые комплексы стратегического назначения американцам просто не нужны- им гораздо проще разместить свои ядерные ракеты на подводных лодках, что они и сделали еще в середине прошлого века.

Американская АПЛ класса "Огайо" с МБР "Трайдент" на борту
Американская АПЛ класса "Огайо" с МБР "Трайдент" на борту

Другим большим независимым странам, не обладающим огромными пустыми территориями с густыми лесами и с незамерзающим океаном под боком (Китай), Индия и тд, так же нет большого смысла строить что-то подобное. Теоретически, подобные комплексы могли быть полезны Канаде- там тоже есть огромные пустые лесные территории, даже менее населенные, чем сибирская тайга России, но, поскольку у Канады нет своего ядерного оружия и она находится в составе НАТО под вассалитетом США, то говорить тут тоже не о чем. Россия же, пользуясь своими возможностями в науке и технике и маскировочными свойствами громадной сибирской тайги, построила и использует эти комплексы. А вот в отношении стратегических ракетных подлодок у нас напротив, все куда более грустно. История и география распорядилась так, что единственный полноценный выход в открытый океан у нас находится на Камчатке, как назло, в близости от американской территории. Полноценный выход в Атлантику у нас только через Мурманск, а зона северной Атлантики от Норвегии до Гренландии прослушивается американскими донными аккустическими приборами. Выхода от родных берегов в Индийский океан и южное полушарие у нас и вовсе нет. Плавать подо льдами Северно-Ледовитого океана довольно опасно- в случае чего всплыть можно не сразу и не везде. Увы, в океане наши ядерные силы намного более уязвимы чем комплексы РВСН в русской тайге, в которую послать свои вооруженные силы в мирное время американцы не могут и в случае начала конфликта ракетные грузовики по-любому успеют уйти глубоко в леса. И на мой взгляд, нам напротив, лучше забыть про ракетно-ядерный подводный флот, строить только подлодки-хищники для охоты на чужие стратегические лодки, а всю ядерную компоненту сосредоточить именно на грунтовых комплексах РВСН и частично на шахтах и стратегической авиации. Это, если что, мое "мнение с дивана", наверное, людям в Генштабе виднее, как строить вооруженные силы.

Боевой железнодорожный ракетный комплекс

Поди различи его среди других поездов, пока ларчик не откроется)
Поди различи его среди других поездов, пока ларчик не откроется)

Причины ровно те же- Россия обладает самой длинной в мире по широте железнодорожной сетью (имеется ввиду расстояние с запада на восток, а не общая длина всех путей), в СССР ЖД была государственной, сейчас дорогой в РФ владеет компания- монополист РЖД. и если спрятать ядерные ракеты в ЖД-состав, то найти его на наших бескрайних просторах даже со спутников-шпионов практически нереально.

В то время как в США большая часть дорог- частная, что затрудняет взаимодействие с владельцами, используются они в основном для перевозки грузов, это талассократическое государство с "морской" экономикой, распределенной вне страны по всему миру, оно полагается на огромный океанский флот сухогрузов и танкеров, а на материке преобладают автомобильные, авиационные и речные грузоперевозки.

Обычный тяжелый грузовик- наиболее распространенное средство грузоперевозок в Штатах.
Обычный тяжелый грузовик- наиболее распространенное средство грузоперевозок в Штатах.

России же, с ее сложным переменчивым климатом, хаотичной речной системой и огромными континентальными расстояниями было просто необходимо связать свои крайние точки железной дорогой- наиболее стабильным и погодно независимым видом транспорта. Для России железная дорога в 19 веке стала откровением и спасением. Для США ЖД никогда не была главным видом транспорта, с перевозками прекрасно справляются и другие виды транспорта. Ну и два океана под боком. Даже три, с учетом Аляски. С заморскими базами- все четыре. А следовательно, им нет большого смысла строить и подобный ракетный поезд- проще построить дополнительные подлодки. У нас же данный проект свернули по политическим и экономическим причинам.

Израильский танк "Меркава".

танк "Меркава 4й версии"- серьезная машина!
танк "Меркава 4й версии"- серьезная машина!

Этот танк уникален. Другого такого в мире не найти. Он очень тяжел- более семидесяти тонн. Он огромен, больше "Абрамса". Он отлично вооружен и одинаково хорошо защищен броней со всех сторон, в том числе снизу, в то время как все другие танки мира укреплены спереди и ослаблены с боков и сзади, входной люк там не сверху, а сзади, как на БМП. Настоящий монстр танкового мира! И, как не сложно догадаться, он такой не потому, что евреям остро захотелось выпендриться, а потому что они делали его для себя. Для условий своей небольшой по размеру страны и против своих типичных врагов- окрестных арабов с их непростой спецификой ведения боевых действий. У нас такой танк не выдержало бы большинство мостов, он ни за что не влез бы в железнодорожные габариты, а в весеннюю распутицу он безнадежно б застрял в первой же проселочной грунтовке. Но в Израиле и его окрестностях рек и мостов мало, климат сухой, грязи нет а вот пыли много, железных дорог мало, а всесторонняя защита помогает против засад и в условиях городского боя. Как видите, причины уникальности этого израильского танка столь же разумны и очевидны, как у российских ракетных грунтовых комплексов РВСН.

-11

Даже на этих простых и известных примерах напрашивается вывод- если на ТВ или в интернете звучит заезженная, но весьма точная фраза "нет аналогов", то вместо радостного оханья-аханья или брезгливого брюзжания лучше вникнуть в суть дела как следует, изучить вопрос- это куда более разумно и интересно.