Найти тему

Ловчев выбрал величайшего футболиста из пары Пеле - Марадона

Автор - Инна Киреева
Автор - Инна Киреева

В беседе с Информационным агентством "ТелецентрЪ" бронзовый призер олимпийских игр, лучший футболист СССР 1972 года Евгений Ловчев поделился воспоминаниями о Диего Марадоне.

- Когда вы услышали о Марадоне?

- Где-то в конце семидесятых. Помню, как мы в Киеве играли со сборной Аргентины, которую тренировал Сезар Менотти. 17-летний Марадона был кандидатом в эту сборную. На чемпионат мира, который проходил в Аргентине, Диего не взяли. Менотти считал, что он психику пожалел молодого футболиста. Аргентинцы стали у себя дома чемпионами мира, но многие упрекали тренера, что он не взял Марадону.

Уже потом можно было всю аргентинскую сборную охарактеризовать так: Марадона и все остальные.

Когда пришло известие о смерти Марадоны, на всех каналах стали крутить знаменитые кадры, его визитную карточку, когда он принял мяч в центре поля, пять англичан обыграл, забил гол.

А я все-таки человек повзрослее, чем многие сегодняшние молодые люди, я помню, какое это время было. Это же была борьба за Фолклендские острова, война между Аргентиной и Англией. И именно в это время Марадона эту войну выиграл, по большому счету.

Он был прекрасный дриблер, чемпион мира. Он, по сути, в одиночку вытащил сборную Аргентины, и они победили на чемпионате мира. Но ведь за ним всегда был шлейф того, что не приветствовалось в спорте. С кокаином где-то замешан был.

Известная история, когда вся наша страна ждала, что Марадона приедет в составе "Наполи" в Москву, на игру со "Спартаком". Я уже закончил в то время играть, но не мог не прийти на стадион и увидеть Диего в игре.

И вдруг, приходит известие, что он не прилетел. Оказывается, он сказал: "Не полечу!" А потом понял, что команда улетела биться за Кубок европейских чемпионов, а он все-таки в этой команде. И Марадона заказывает самолет частный. Он прилетает, приезжает в гостиницу, размещается около полуночи. И в час ночи выходит из гостиницы, идет на Красную площадь и гуляет с семейством там до утра, три-четыре часа спит, а потом его ставят на второй тайм, и он всё равно играет великолепно в футбол.

А мы-то всегда на сборы садились за два дня до игры. Готовились, мы же должны были быть примером для молодежи. А Марадона примером никогда не был для молодежи, но он остался в памяти. Потому что он красоту футбольную, радость футбольную очень многим приносил.

Смотрите, сейчас есть Месси, будем так говорить, в сегодняшней ситуации не менее великий, чем Марадона. Но, как только начинается сравнение, все говорят: Марадона со сборной чемпионом мира стал, в финале чемпионата мира игра. А каким бы ни был великим и сколько бы денег не заработал Месси, он не дотянул сборную и в сборной не выделялся никогда так, чтобы она стала чемпионом мира. Вот это и есть сравнение.

- Кто более велик: Пеле или Марадона?

- Вы затронули вещь, которую многие не могут для себя решить. Я в 1973 году играл за сборную мира в прощальном матче Гарринчи, а Пеле играл за сборную Бразилии. Это было на стадионе "Маракана" в Рио, мне есть с чем сравнивать.

Семнадцатилетний Пеле – это молодой мальчик, стройный, который на сохранившихся кадрах телехроники принимает мяч на грудь, подбрасывает в штрафной площади на чемпионате мира 1958 года над защитником и вколачивает этот мяч в ворота. И Пеле на чемпионате мира, где я участвовал, 1970 года в Мексике. Он уже играл совершенно по-другому, он вел игру, он отошел назад, нападающим. И ведь тысячу голов он забил!

Для меня лучший Пеле, все-таки Пеле. А Марадона чуть-чуть ниже. У меня вообще ранжир такой футбольный. Пеле – это бог футбола, непонятно, где он находится. Потом есть облака, мы их видим. Облака – это Марадона, это Платини, это, наверное, Роналдо и Месси, это Беккенбауэр, это Кройфф. Кого-то, может, я не назвал. Но это великие футболисты. Наверное, Марадона – более высокое облако.

Да, я себя к людям, которые по земле ходят, отношу. Я все-таки лучшим футболистом страны был признан. За сборную мира сыграл, много играл за сборную СССР. А сегодняшние поколение, которое выпендривается счетами в банке и еще чем-то там, рассказывает, какие они великие. Но они под землей находятся многие.

Марадона не был паинькой. Он в жизни был разгильдяй, гулящий человек. Но на футбольном поле от него глаза не хотели отворачиваться, честно говоря, потому что это красота, это голы. Даже история, когда забил рукой мяч и потом заявил, что это была рука, но рука божья. Понимаете? Он так и на поле играл, как жил на самом деле.

Две зарисовки. Первая, когда он уже закончил играть и приехал в Москву смотреть кубок Дэвиса по теннису. Играли сборная России и сборная Аргентины. Это было в "Олимпийском", собралось очень много народу. Наши теннисисты были очень хороши. Кафельников, Сафин играли. И народ не смотрел на теннис, народ смотрел на Марадону, и народ пытался с ним сфоткаться и автограф взять у него.

Вторая зарисовка такая. Чемпионат мира 2006 года в Германии.  Председатель оргкомитета – великий футболист Беккенбауэр, президент ФИФА Блаттер сидят в ложе. Аргентина с кем-то играла, весь стадион в полосатых футболках аргентинских. И камера выхватывает, что ниже ложи, где сидели эти люди, сидит Марадона. Вы думаете, к тем людям, к президенту ФИФА или к Беккенбауэру люди стремились? Нет, к Марадоне. И вот те двое спускаются вниз, чтобы с ним поздороваться и тем самым отметиться на экранах телевизоров, что они рядом с Марадоной находятся.

Я задумался, когда пришло известие о Марадоне и когда на следующий день все футбольные матчи начинались с минуты молчания и с траурными повязками. Какой политик или какой человек в мире весь мир мог бы поднять на минуту молчания? Вот Марадона из таких.

Пеле
3640 интересуются